Как игры помогают учить математику: RPG для школьников
Что, если встроить образование внутрь игры? Рассказываем о том, что такое game-based learning и как игра помогает ученикам 3–5 классов тренировать математические навыки.
Все более заметным становится game-based learning — тип игрового процесса, во время которого пользователь получает знания или навыки. На примере курса Учи.ру «Магическая математика» (6+) для детей 3–5 классов, который представляет из себя образовательную ролевую компьютерную игру (RPG), рассказываем об основных принципах этого подхода.
Принцип 1. Ученик примеряет роль персонажа
В проектах game-based learning ученик воспринимает главного персонажа как себя и решает его проблемы и задачи. В курсе «Магическая математика» для 3-5 классов, созданном в формате RPG, мы предложили школьникам примерить роль будущего мага и сразиться со злыми противниками: Слизнем, привидениями, Принцем Пупыром и другими. Для этого игрокам нужна магия, которая высвобождается при решении математических задач. Таким образом ребята косвенно получают знания, без которых победить в игре будет невозможно.
Сюжет, тесно связанный с персонажем, помогает школьнику лучше включиться в игру: ребенок ассоциирует себя с волшебником и возникшими проблемами. Поэтому важно, чтобы герой соответствовал целевой аудитории. Наши исследования показали, что мир магии увлекает большинство опрошенных учеников 3–5 классов.
Самого персонажа ребенок может и не видеть — он может присутствовать в игре незримо: через диалог, миссию.
Принцип 2. Игра — основа для обучающего контента
В проектах game-based learning на первом месте стоит сам игровой процесс. Развивается сюжет, персонаж, есть прогресс. Обучение встроено в игру в качестве побочной линии. Ребенок приходит в игру, чтобы поиграть, а не чтобы чему-то научиться, поэтому обучающие элементы нужно интегрировать органично, чтобы они дополняли основной сюжет.
При этом результатом игры становятся новые знания и закрепление навыков, на приобретение которых нужно время: дети тренируются быстрее складывать и вычитать в столбик, свободнее оперируют единицами длины, времени, площади и массы.
Принцип 3. Цель ученика — развлечься
В проектах game-based learning у ученика есть понятные цели:
- пройти уровень;
- победить «босса»;
- пройти всю игру.
Он понимает, что пройти все уровни получится, только если соблюдать правила. Играя, ребенок не ставит своей целью подтянуть математику, ему интереснее продвигаться по игре.
Еще один источник интереса — кастомизировать и прокачать своего персонажа. Получить новую одежду и аксессуары можно за баллы, заработанные в сражении.
Принцип 4. Обучение учитывает мотивацию ребенка
Обычно взрослые учатся, чтобы больше зарабатывать: новые навыки и знания открывают доступ к новым карьерным ступеням, которые, в свою очередь, связаны с большим уровнем дохода. Ученики старших классов — чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в желанный вуз. Как работать с мотивацией детей младших и средних классов школы?
С этой задачей как раз помогают справиться проекты game-based learning: у образовательных игр есть продуманная интересная история, которая захватывает внимание ребенка, неожиданные повороты сюжета и современный, при этом адаптированный под возраст, визуал.
Принцип 5. Вознаграждение напрямую влияет на прохождение курса
В большинстве геймифицированных курсов награда влияет на процесс обучения косвенно. Например, рейтинг среди других учеников может подстегнуть часть детей сделать следующий тест лучше, но для других окажется просто информацией.
В проектах game-based learning система вознаграждения замкнутая. Это значит, что за успешно пройденный уровень игрок награждается новым, еще более интересным уровнем, прокачкой персонажа или побочными квестами.
Такой подход поощряет игрока играть дальше. Новые витки сюжета, новые локации и улучшение персонажа, например, более сильный удар, который он может нанести после n-ного количества пройденных заданий, показывают рост пользователя внутри игры. Обычно игроку хочется получить сразу все, но приходится выбирать, на что важнее потратить заработанные баллы именно сейчас.
«Что будет дальше?» — главный вопрос и двигатель игрового процесса.
Популярные обучающие игры или игры с образовательными элементами
Minecraft: Education Edition (6+)
Версия со встроенным изучением химии: в процессе игры пользователи узнают о химическом составе инструментов и взаимодействии веществ между собой.
Adventure Academy (6+)
Мультиплеерная игра, в которой можно создавать школьные клубы в домах на деревьях. Обучение проходит через мини-игры в автоматах: за каждое правильно выполненное задание начисляются очки. Потратить их можно на изменение внешности своего персонажа.
Twelve a Dozen (12+)
Игра обучает арифметике: нужно решить примеры на сложение и вычитание, чтобы пройти дальше.
The Oregon Trail (12+)
Главный герой ведет группу переселенцев в Орегон и по ходу сюжета принимает серьезные стратегические решения. Игра посвящена освоению Дикого Запада в США.
Нет смысла встраивать всякие там детские алгебраические и геометрические ребусы в игру.
Нужно идти по пути Соулс игр и вшивать матан в лор.
Знаете, матан - сам своего рода Солус-игра.
Ну я утрирую, не только анализ. (Скорее даже не сколько анализ)
Просто, для понимания(!) математики нужны своего рода инсайты - когда вдруг ты преодолеваешь запутанный язык и понимаешь простую, логическую суть которая за ним стоит.
А это похоже на то, как люди разгадывают лор в Соулс играх.
Самое интересное, что заметил, нет ничего более эффективного, чем решать задачи в голове ограничив себя в сенсорике. Так меньше отвлекающих факторов и, видимо, разгружается мозг и полностью способен работать над задачей. Самый лучший вариант решить задачу — лечь на кровать, закрыть глаза и начать думать над проблемой.
К сожалению это индивидуально. И основная ошибка методологов в том, чтобы применять ко всем подряд методику, которую они придумали (например, решать задачки лежа в голове).
С играми точно такая же проблема — ты ты учишься играть в конкрентую игру и не более того
Согласен. Мне выработанная мною методика очень помогает :)
Дыа! Чтобы так же страдали "Какой ещё интеграл? Чо это вообще? Аллё, Хидетака, ты совсем что ли чёрт? Нихера ж вообще не понятно, что с этим делать".
Есть и правда хорошие обучающие игрушки, например с уклоном на иностранные языки. В игровой форме мне кажется легче учиться ребёнку
А есть квест, который помогает научиться доказывать, что, например, силовские подгруппы пронормальны?
Комментарий недоступен
Там барыжить ммром начнуть быстро и бустить аккаунты
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Я думаю, что если ребенок одаренный, то он и с играми и без игр будет хорошо обучаться и все усваивать. Но считаю игры лучше подхода совка, когда учитель говорил тебе, что у тебя "нет стержня", если ты ошибался и мог накричать.
Если ты была тупой или ленивой, то не обижайся, что на тебя кричали.
Кстати, на тупых и и ленивых и сейчас и во все времена кричат и будут кричать и учителя и непосредственные руководители.
Это вечное правило!!))))
После игры дети будут помнить как они играли, а не как складываются дроби.
Это же известное явление.
По этому на всех секциях есть отдельная тренировка навыков и только в конце играют
(футбол, волейбол, баскетбол).
Я с помощью майнкрафта ознакомился с математикой, там очень много правил который основаны на мат формулах и анализе и зная их, можно точно определить особые механики и тонкости игры, обычно это инфу ищут на вики или других ознакомительных ресурсах, а далее просто вычисляешь нужные параметры. Например в новой версии ввели новые математические правила, ознакомился с обновлениям тут: https://www.goha.ru/skachat-minecraft-pe-11770-11750-i-11710-besplatno-na-android-peshhery-i-gory-4VV2VE
Cейчас все пропитано алгоритмами и геймификацией и это лучший базис для школьников и дошколят. Жаль, что в наше время такого почти не было.
Всего много, только почему-то все специалисты считают, что качество подготовки выпускника средней школы упало очень значительно. А так всё прекрасно, игры прекрасно помогают убить время в любом возрасте, которое можно было бы потратить на образование и самосовершенствование..)))