{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании

Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.

Илона Абаншина
Исполнительный директор отдела регионального развития в Учи.ру, сооснователь менторской программы в МГУ им. М. В. Ломоносова

Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.

Программа менторинга помогает менти (‎наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.

Кто такой ментор

У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.

Кому нужен ментор

На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.

Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:

  • сотруднику, который получил повышение или новую роль;
  • новичку;
  • опытному сотруднику, которому кажется, что он ‎засиделся на одном месте среди одних и тех же задач;
  • тому, кто хочет развиваться в смежных профессиях или сменить сферу деятельности;
  • тому, кто хочет стать ментором или уже стал.

Кому нужен менти

Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.

Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.

Когда менторство не работает

Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:

  • мотивация менти и его готовность заниматься собственным развитием;
  • «‎химия» между ментором и менти.

Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.

Внедрение программы менторства

Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.

Шаг 1. Определение границ

Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.

Для начала определились с концепцией и организационными моментами:

  • какие цели ставим, каковы будут условия для менторов и менти;
  • на каких областях знаний сосредоточимся и как будем собирать экспертизу;
  • какую периодичность встреч будем рекомендовать;
  • как будет выглядеть «‎витрина» менторов и кто будет заниматься подбором пар;
  • как мы будем дополнительно вознаграждать менторов.

Установили единый процесс работы для всех пар.

В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.

Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.

Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.

Анастасия Лесникова, Менеджер по обучению и развитию Учи.ру

Шаг 2. Подготовка методических материалов

Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:

  • Брошюра для менторов напоминает о целях и задачах, помогает подготовиться к установочной и регулярным встречам с менти, проводить менторские сессии с коллегами.
  • Брошюра для менти объясняет, зачем нужно менторство и как формулировать запрос.
  • Дневник наставничества помогает обеим сторонам структурировать заметки и идеи, возникающие в ходе работы.

Шаг 3. Анонсирование

Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.

Шаг 4. Сбор запросов

Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.

Шаг 5. Тренерская сессия с менторами

Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.

Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.

Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.

Шаг 6. Поддержка сообщества

Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.

Результаты

За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.

На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «‎в полях».

Сергей Уржумов, Специалист направления регионального развития

Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.

Алсу Минахметова, Менеджер проектов

Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Diana Lova

ссылки ведут на документы, к которым нет доступа

Ответить
Развернуть ветку
Учи.ру team
Автор

Доступы обновили, проверьте, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Diana Lova

благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Роман

менторы - это инфоцыгане? 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igorevich

На оборот )

Ответить
Развернуть ветку
Mr Auster

Учи.ру, научитесь писать без ошибок, пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Егор Васильев

Кажется кто-то узнал слово ментор...

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Вики: Одиссей, отправляясь в Трою, поручил Ментору заботы о доме и хозяйстве. Поэтому Ментор старался препятствовать назойливым женихам Пенелопы; он же был воспитателем Телемаха, сына Одиссея. 

Понятно - по домохозяйству + гувернант

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igorevich

Если под чью-ту дудку начинать работать в бизнесе это полный маразм, тогда проще продать его гуру и пускай он им занимается..
А вообще прикольно не брать отвественности за бизнес но строить из себя умного эксперта блять...

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Шефер

добрый день, можно ли обновить файлы по ссылкам?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда