Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

ВКонтакте провела седьмой VK Cup — чемпионат среди лучших разработчиков и дизайнеров. Ежегодно он проходит на базе самой платформы, а также на ведущих площадках для соревнований по программированию — All Cups и Codeforces.

Зачем в VK Cup ежегодно участвуют тысячи специалистов из разных стран и чем запомнится турнир в этом году? Отвечаем на главные вопросы.

Зачем нужны все эти чемпионаты?

В мире существует несколько десятков турниров по программированию. Самый престижный — Международная студенческая олимпиада (ICPC). Кстати, последние восемь раз в ней выигрывали российские студенты.

Подобные соревнования проходят и в России: например, Всесибирская олимпиада имени И. В. Поттосина, чемпионат Урала по программированию, открытый чемпионат Татарстана. Среди самых популярных российских турниров — и VK Cup. Однако последние два года он объединяет не одно, а сразу четыре направления: помимо программистов-спортсменов, в нём участвуют дизайнеры интерфейсов, специалисты по машинному обучению и мобильные разработчики.

Миссия VK Cup — поддержать молодых IT-специалистов. А ещё это большое комьюнити и потому отличный способ завести новые знакомства среди единомышленников.

Участники турниров получают энергию и азарт конкуренции. А кроме этого — опыт решения нестандартных задач и фидбэк от профессионалов. Можно оценить свою конкурентоспособность на рынке труда, увидеть, как работают другие специалисты, заметить новые тенденции.

Кроме того, победа в чемпионате — хорошая возможность попасть в IT-компанию, причём без долгих собеседований длиной в несколько этапов. Конечно, никто не даёт гарантий, что после турнира удастся сразу же попасть в команду мечты. Но обратить на себя внимание работодателя точно получится: крупные бренды следят за результатами серьёзных соревнований.

История VK Cup началась 9 лет назад — тогда на Codeforces появился анонс первого чемпионата. За это время турнир вырос вместе с ВКонтакте и стал одним из самых заметных в России. Его финалистами в разные годы становились 14 чемпионов мира по спортивному программированию, а для специалистов других профилей появилось три новых направления соревнований. Я на своём опыте знаю, что соревнования помогают натренировать навыки, которые позволяют быстро создавать высокотехнологичные продукты, не имеющие аналогов в мире.

История ВКонтакте показывает, что участники олимпиад блестяще справляются не только с заданиями на чемпионатах, но и со сложными технологичными проектами, позволяя создавать решения, которые выдерживают высокие нагрузки при низких требованиях к ресурсам. Поэтому мы всегда рады видеть таких специалистов в нашей команде.

Александр Тоболь, технический директор ВКонтакте

Чем VK Cup 2021 отличается от предыдущих?

Рекордное количество участников

Мы зарегистрировали 4 500 заявок от русскоязычных IT-специалистов — это рекордное количество среди всех чемпионатов за девять лет. Их подали порядка 2 100 конкурсантов — испытать свои силы можно было сразу в нескольких направлениях.

До отборочного тура добрались 1 024 участника, 128 из них попали в финал.

Рекордный призовой фонд

В этом году значительно вырос призовой фонд чемпионата: он составил 3,72 миллиона рублей. По плану должно было быть на миллион меньше, но из-за пандемии VK Cup перенесли в онлайн — и мы увеличили размер наград, чтобы поддержать участников.

В каждом из четырёх треков было целых семь призовых мест, так что сумму разделили 28 лидеров. За первое место вручалось 300 тысяч рублей, за второе — 250 тысяч. Дальше — 150, 100, 80, 30 и 20 тысяч рублей.

Денежная поддержка становится бустом для более успешных результатов в будущем: с её помощью специалисты оплачивают дополнительное образование, ездят на стажировки в другие города и страны, покупают необходимое оборудование. Призовой фонд занимает не последнее место в вопросе мотивации, и мы уделяем много внимания этому вопросу.

Новые победители

Призовые места заняли молодые специалисты, а также студенты, аспиранты и преподаватели профильных вузов. Некоторые освоили сразу несколько специальностей. Например, второе место в треке Design завоевала Ольга Кадочникова, студентка и выпускница МФТИ, МГУ, МШУ Сколково, Британской высшей школы дизайна.

Самый молодой победитель, Евгений Стефанков, в этом году окончил школу и поступил в Белорусский государственный университет. Ему сейчас 17 лет.

Самому юному участнику, который попал в топ-7 в своём треке, 16 лет. А самому старшему лидеру — 42 года.

Победителями VK Cup стали:

  • в треке Engine (спортивное программирование) — Рамазан Рахматуллин, студент НИУ «‎Высшая школа экономики»;
  • в треке Design (дизайн интерфейсов) — Максим Манчаккай, студент Иркутского государственного университета;
  • в треке Mobile (мобильная разработка) — Евгений Стефанков, студент Белорусского государственного университета;
  • в треке ML (машинное обучение) — Антон Чикин, Москва, руководитель группы в центре машинного обучения компании JetSoft.

А что за задания были?

Все задания трека спортивного программирования подготовил Геннадий Короткевич, самый титулованный программист в мире и трёхкратный победитель VK Cup. Гене — 26 лет, он учится в аспирантуре Университета ИТМО и уже десять лет подряд находится в топе рейтингов Topcoder и Codeforces — главных платформ, которые проводят соревнования по спортивному программированию.

Задачи для других направлений подготовили ведущие сотрудники ВКонтакте. Среди них — iOS- и Android-разработчики, специалисты группы звуковых технологий в команде прикладных исследований, программисты контентной платформы, продуктовые дизайнеры. У всех них много опыта за плечами. Кроме того, они хорошо знакомы с аудиторией платформы.

Большинство заданий чемпионата были прикладными. Участникам предлагалось придумать решения, которые могли бы лечь в основу реальных функций ВКонтакте.

Трек Mobile (мобильная разработка)
Чтобы попасть в финал, участники трека мобильной разработки справлялись с самыми разными заданиями: например, создавали приложения для обработки голосовых сообщений с эффектами робовойс, закадрового смеха или аплодисментов, проектировали интерфейс вызова такси. Самым популярным в предварительных раундах стало задание перенести ленту с новостями на «карточки», которые можно смахнуть влево или вправо — и так отметить, интересны ли они.

В финале нужно было разработать приложение для подкастов, чтобы пользователи смогли оставлять быстрые реакции на самые интересные моменты, а создатели эпизодов — следить за статистикой реакций слушателей.

Трек Design (дизайн интерфейсов)

Департамент дизайна ВКонтакте предложил участникам отборочных заданий представить, что все важные сообщения, мемы и картинки можно оставлять внутри чата — чтобы обмениваться ими позже, когда они будут«‎в тему». Участникам предстояло придумать своего рода«сохранёнки», но в контексте чата и разных типов контента. Каждый спроектировал сценарий того, как хранить материалы и отправлять их обратно в чат.

Заданием со звёздочкой было подумать, как из сохранённых материалов сделать место для ностальгии.

В финале конкурсанты размышляли, как удобно вести лекции, не покидая ВКонтакте. Кто-то прокачивал видеозвонки, другие делали акцент на прямых трансляциях. Предлагали и умные доски, и интерактивы со слушателями.

Трек ML (машинное обучение)

В квалификации участники трека предсказывали «дружбы» между пользователями. А в отборочном туре — угадывали возраст пользователя по его поведению. Выполненное задание важно было отправить не просто файлом с заранее вычисленными ответами, а в виде исходного кода — обученной модели, которая предсказывает решение уже на стороне тестирующей системы.

Чтобы выиграть 300 тысяч рублей и доказать, что ты лучший ML-специалист, нужно было обучить модель выбирать один из трёх правильных ответов на текстовый вопрос, как в популярных интеллектуальных играх. Да ещё и на русском языке.

Трек Engine (спортивное программирование)

По ходу соревнований участникам нужно было продемонстрировать крутые знания алгоритмов и структур данных. А в отборочном раунде, чтобы стать финалистом, — решать задачи очень быстро: скорость имела значение.

В квалификации участники решали задачи про подсветку купола Дома Зингера, застройку VK Fest, новогоднее поздравление коллег в «Тайном Cанте».

Англоязычные пользователи Codeforces могли выполнять задания VK Cup вне конкурса. Испытать свои силы таким образом захотели больше 10 тысяч человек.

Теперь и вы можете проверить себя: задания трека можно найти по ссылке. Получится ли у вас решить задачи и выйти в финал?

VK Cup — далеко не единственный турнир ВКонтакте: мы регулярно проводим соревнования для дизайнеров и технических специалистов. Следите за новостями нашей команды и присоединяйтесь!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Владимир В

Такие соревнования - очень дешёвый способ получить хорошее, но дорогостоящее решение.
Жаль, конкурсанты этого не понимают, а VK и прочие организаторы этим активно пользуются

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Cпортивное программирование имеет такое же отношение к реальным проектам как вышивание крестиком к работе хирургом.
Т.е без сомнения рану нужно уметь зашить, но это мягко говоря не единственный требуемый навык )

Ответить
Развернуть ветку
Koan

Интересно, почему тогда Павел Дуроввсегда при случае козыряет, чо у него работают только олимпиадники?
Вон, недавно выяснилось, что эти вышиватели крестиком пользовались int32 вместо логичного int64. Мамкины олимпиадники

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'что эти вышиватели крестиком пользовались int32 вместо логичного int64.'
Идеальный ответ про олимпиадное программирование )
Могу предложить вам тогда употреблять алкоголь путем введения клизмы в задницу - так гораздо эффективнее: и алкоголя надо меньше и подействует быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Koan

Если бы мне нужно было меньше алкоголя и скорость опьянения, то я покупал бы водку вместо одной бутылки  хорошего вина.

И это был ответ не про олимпиадное программирование, а про олимпиадников, которые вот так лажают.
А ещё, если не заметили, то я и не спорил с вашими утверждениями.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рогов

Думаю те кто выиграл не сильно жалеют о произошедшем. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир В

а те кто проиграл? Они бесплатно потратили своё время. Их результатами вполне можно воспользоваться. Опять же, бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Рогов

Обычно люди отдают себе отчет о том что делают. Я не раз участвовал в хакатонах, пока не побеждал, но и ни разу не жалел о том что поучаствовал. Есть люди, для которых опыт работы над сторонним проектом  важнее потраченного времени.Это очень сильно развивает тебя как специалиста (смена привычной обстановки, новый опыт общения, новые знакомства). Зачастую ты можешь сложить для себя общее впечатление о компетенции специалистов работающих в компании, в связи с чем понимаешь, что в таком коллективе работать не очень то и хочется (тоже полезная штука в процессе поиска вакансии). Обычно компании гарантируют,что разработка не будет использоваться, но в целом так то и насрать, потому что, все, что можно оттуда взять это идеи, не более. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

подумал от Кармака задания %)

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Круто, рад что компании поддерживают отечественную ИТ сферу

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда