ВКонтакте
12 463

40 человек на место: как устроена программа стажировок ВКонтакте

Привет! Меня зовут Ира Шубина, и ВКонтакте я руковожу командой развития бренда работодателя. В сентябре завершилась наша вторая программа стажировок. В этот раз на каждое место претендовали 40 человек, а более половины стажёров в итоге присоединились к Команде ВКонтакте. В этом материале я расскажу, зачем VK организует программу стажировок и как она устроена.

В закладки
Ира Шубина открывает программу стажировок

Как мы придумали стажировку ВКонтакте и зачем нам это нужно

Все годы существования ВКонтакте нас регулярно спрашивали, как попасть на стажировку в VK. Платформу для почти 100 миллионов пользователей создаёт сравнительно небольшая техническая команда (сейчас в ней 220 человек), и все ребята довольно загружены. Нам не хотелось просто взять новичков и оставить их наедине с задачами. Работа со стажёрами — это огромный труд, так что нам понадобилось время, чтобы соединить наши желания и возможности.

У нас мощная контентная платформа, реальный highload, сильный отдел прикладных исследований, многоплатформенность — всё это делает VK уникальным местом работы. В нашей маленькой команде каждый человек несёт ответственность за тысячи разных вещей. Такого нет в крупных корпорациях, и мы очень хотели дать нашим стажёрам именно такой опыт. Отдельный плюс — шанс поучаствовать в создании продукта, которым пользуются миллионы людей, в том числе друзья и родные.

Зачем стажировки ВКонтакте? Это позволяет менторам побыть не только разработчиками, но и наставниками, научиться новому вместе со стажёрами и взглянуть на свою работу со стороны. Также для компании это возможность познакомить молодых специалистов с ценностями и культурой ВКонтакте.

Впервые запустить стажировки мы попробовали в 2018 году — несколько тимлидов захотели взять в команду стажёров. Тогда не делали громких анонсов: мы пообщались с партнёрскими вузами, а менторы сделали посты на своих страницах. Так в команду попали 12 стажёров. В течение двух месяцев они работали над боевыми задачами. Потом четверо из них остались в команде. Мы воспринимали это как эксперимент, который прошёл успешно. И в 2019 году решили заявить полноценную программу стажировок.

​Стажёры 2019 года и Команда ВКонтакте в финальный день программы

Как всё устроено

Набор на двухмесячную оплачиваемую стажировку стартовал в апреле. Кандидаты могли присоединиться к одной из восьми команд:

  • прикладных исследований,
  • мессенджера,
  • мобильной инфраструктуры. Android,
  • мобильной инфраструктуры. iOS,
  • рекламного фронтенда,
  • Core ML,
  • аналитики в отделе бизнеса и рекламы,
  • баз данных.

Чтобы откликнуться, нужно было выполнить тестовое задание (в некоторых командах их было два). В результате из 537 участников, приславших заявки, с заданием справились 220 человек, 75 из которых были приглашены на собеседование.

В июле к работе приступили 13 стажёров. График у ребят свободный: они сами выбирали удобное рабочее время. В конце программы каждому предстояло публично защитить проект, над которым он трудился в течение двух месяцев. После этого стажёры могли пройти собеседование на одну из открытых вакансий в любой из команд.

В итоге мы взяли в штат 8 стажёров из 13. Ребята устроились в разные команды — не всегда в те, где проходили стажировку.

Расскажем про несколько важных моментов, на которых строится наша программа.

Боевые задачи. Стажёры вместе с сотрудниками трудятся над реальными задачами, а результатом их работы становится законченный продукт. И для нас это принципиально важно. Мы не видим смысла загружать стажёров мелкой рутиной или подключать их к проектам, которые никогда не увидят свет. С самого начала команда воспринимает стажёров как коллег, нет никакого разделения. Они наравне с сотрудниками посещают внутренние мероприятия, имеют доступ ко всей инфраструктуре и нужной информации. Например, в этом году работали в том числе над редизайном мобильного приложения VK.

Образовательный блок. Параллельно с работой проходит образовательный блок. Стажёрам рассказывают, как в команде всё устроено. Они участвуют в VK Lectures — это еженедельные лекции от сотрудников ВКонтакте, а также в специальных мероприятиях от тимлидов. Кстати, часть лекций мы выкладываем в сообществе VK Education. Помимо этого, стажёров знакомят с теми сферами, которые на первых порах не попадают в их поле зрения: с продуктом, аналитикой, маркетингом.

Обратная связь. Качественная обратная связь — одно из главных преимуществ стажировки. Это возможность понять свои слабые и сильные стороны, поэтому к фидбэку мы относимся очень внимательно. В VK горизонтальная структура: каждый может обратиться к любому коллеге — от junior-специалиста до директора. Мы с первого дня призываем стажёров не стесняться и задавать вопросы тем ребятам, которые занимаются интересными для них задачами, будь то новый экспериментальный проект или хардкорный бэкенд. Также каждый стажёр регулярно общается с куратором, который направляет его в течение всей работы.

В VK есть популярная для IT-компаний традиция — DemoDay, где команды коротко рассказывают о своих результатах за неделю. Между первым и вторым месяцем стажировки мы организовали особенный DemoDay, где выступали только стажёры. В течение пяти минут они презентовали результат своей работы за месяц.

Неформальный подход. Стажировка — это во многом про социализацию и soft skills. Поэтому мы проводим для стажёров вечеринки и неформальные встречи. Общение вне работы положительно сказывается на рабочих процессах, но главным образом помогает быстрее адаптироваться. Также каждый стажёр в первый день работы получает мерч. Это сразу помогает почувствовать себя частью команды и радует всех без исключения.

Менторство и тестовые задания

Для менторов программа важна не меньше, чем для стажёров. Поэтому к выбору наставников мы подошли очень внимательно и объявили конкурс внутри команды. Каждый ментор должен был обосновать мотивацию, придумать для стажёра задачи и план работ, а также рассказать, в чём он видит конкретную пользу стажировки для себя, для участника и для ВКонтакте. На основе заявок мы выбрали 13 менторов и каждому предложили по одному месту для стажёра.

А теперь я хочу дать слово ментору и стажёрам 2018 и 2019 годов, чтобы они поделились своими впечатлениями о двух месяцах стажировки.

Оля Фролова, заместитель технического директора ВКонтакте:

Оля Фролова​

Мы хотим, чтобы ребята не только получили новые умения, но и прошли полный цикл разработки продукта. Нам это помогает понять, что именно в текущих процессах может быть непонятно новому человеку и как это можно улучшить, а стажёрам — сформировать комплексное представление о том, что ждет их на реальной работе. Также мы стремимся прокачать свои навыки передачи знаний.

Тестовое задание было выбрано таким образом, чтобы от кандидата не требовалось узкоспециализированных знаний, и при этом он мог проявить себя. Потенциальным стажёрам необходимо было решить пару алгоритмических задач, ответить на базовые вопросы о платформе и реализовать игру «2048» средствами UIKit. Многие кандидаты неплохо справились с заданием, но дьявол был в деталях.

Мы хотим, чтобы ребята не только получили новые умения, но и прошли полный цикл разработки продукта.

Тех, кто успешно прошёл испытания, ждало погружение в продуктовую разработку. Сначала стажёры знакомились с разными разделами приложения, чтобы сформировать комплексное представление о проекте, а затем уже приступили к реализации полноценной продуктовой фичи. Им нужно было попробовать себя в разных ролях: продакт-менеджера, проектировщика и разработчика. Под нашим руководством они сформировали список идей для преобразования одного из разделов приложения, после чего провели скоринг этих идей и сформировали скоуп задач для MVP. Затем написали документацию для разработки и тестирования с учётом множества edge-кейсов, спланировали время разработки и приступили непосредственно к реализации. После чего их ждала плотная работа с командой QA, чтобы удостовериться в том, что получившийся продукт соответствует высоким требованиям VK, а затем — публичный релиз.

Наши стажёры могли в любое время обратиться за помощью к ментору. Также у нас проходили ежедневные стендапы, где каждый член команды рассказывал о том, что сделал и что собирается предпринять. Помимо этого — еженедельное планирование.

Саша Орлова, стажёр 2018 года, сейчас младший программист-разработчик в Команде антиспама и модерации ВКонтакте:

Саша Орлова​

ВКонтакте как социальная сеть уже давно стала частью моей жизни, поэтому пройти стажировку здесь казалось очень крутым. Но Дом Зингера представлялся неприступной крепостью. Про стажировку я узнала из группы «Штаб ВКонтакте» и сразу же подала заявку. Затем выполнила тестовое задание — и удивилась, когда меня позвали на собеседование. Это был интересный опыт — узнать, как работает большая компания изнутри, и стать частью команды.

Мне кажется, любому студенту полезно поработать не над учебными, а над реальными проектами, понять, в какой области интереснее развиваться.

В прошлом году моя команда из четырёх стажёров занималась разработкой инструмента для рекомендации постов. Мы реализовали социальный граф, на основе которого и делались рекомендации — смотрели на посты, которые лайкают наши друзья. Писали свой движок, бизнес-логику и фронтенд, то есть полностью всю фичу. В итоге пользователям предлагались посты, похожие на ранее просмотренные. Нашими кураторами были Саша Грановский, Юра Александров и Юра Тихонов. Коллеги много помогали с кодом и делились опытом. Команда VK — разносторонние ребята: увлекаются музыкой, играми, языками. Всегда можно найти человека с похожими интересами, не бывает скучно.

После стажировки мне предложили место в компании, и вот уже год я работаю в Команде антиспама и модерации. Мы разрабатываем внутренние интерфейсы. Мне нравится заниматься интерфейсами для сотрудников — всегда можно быстро получить отзыв о новой функции.

Отличие работы в VK от стажировки в том, что во время программы мы не взаимодействовали legacy-кодом — а потом пришлось окунуться в него. Ещё, конечно, выросла ответственность и стало больше задач. Если во время стажировки мы любили поиграть в настольный теннис или попить чай на кухне, то сейчас развлечений стало меньше.

Жанна Азизова, стажёр 2019 года в Команде аналитики отдела бизнеса и рекламы ВКонтакте:

​Жанна Азизова

Я учусь в магистратуре в Высшей школе менеджмента СПБГУ на программе «Бизнес-аналитика и большие данные» и о стажировке в ВКонтакте узнала от нашего академического директора Маргариты Гладковой.

Меня увлекает продуктовая аналитика и то, как она помогает отвечать на вопросы бизнеса и принимать правильные решения, увеличивать прибыль и делать пользователей счастливее. Поэтому подавать заявку на стажировку ВКонтакте я решила именно в команду аналитики отдела бизнеса и рекламы. Тестовое задание показалось мне несложным и очень интересным. Оно было максимально приближено к задачам, которые должен уметь решать аналитик. Кстати, в начале стажировки мне попался похожий, но уже реальный кейс по изучению причин аномалий в данных.

Меня увлекает продуктовая аналитика и то, как она помогает отвечать на вопросы бизнеса и принимать правильные решения, увеличивать прибыль и делать пользователей счастливее.

Когда я проходила собеседование на стажировку ВКонтакте, у меня уже было предложение от IT-отдела крупнейшей FMCG-компании, но я очень хотела попасть именно в VK. Не из-за крутого офиса или чего-то подобного, а из-за интересных продуктов, которые здесь создаются и развиваются. Реклама — как раз один из них. Также мне хотелось понять, как работает аналитика в компании, где big data — это не пустой звук, и решить, то ли это место, в котором мне бы хотелось остаться.

Моим ментором стал директор по бизнес-продуктам Андрей Новосельский, и лучше наставника и руководителя мне сложно представить. С первого дня я чувствовала от Андрея поддержку, он помог мне поверить в себя и понять, что моя работа будет полезна для развития важных направлений в компании. Это было для меня сильнейшим стимулом вкладываться в работу по максимуму. Вообще в большой команде Андрея все ребята очень крутые, дружные и сплоченные — коллектив мечты.

Я восхищена условиями работы и тем, как компания даже в мелочах заботится о сотрудниках. А ещё меня удивляет то, как в такой большой организации всё ещё сохраняется атмосфера стартапа. Уже после нескольких дней стажировки я могла с уверенностью сказать, что хотела бы стать полноценной частью команды ВКонтакте. А в сентябре мне сделали долгожданный оффер!

{ "author_name": "ВКонтакте", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 2, "likes": 12, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "vk", "id": 91164, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 08 Nov 2019 13:28:52 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 91164, "author_id": 266925, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91164\/get","add":"\/comments\/91164\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91164"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 266925, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Кандидаты могли присоединиться к одной из восьми команд:
- аналитики в отделе бизнеса и рекламы
- баз данных."

"Потенциальным стажёрам необходимо было решить пару алгоритмических задач, ответить на базовые вопросы о платформе и реализовать игру «2048» средствами UIKit."

Ну алгоритмы и 2048 это конечно ОЧЕНЬ ВАЖНО для тех кто работает с базами и аналитикой.

Ответить
1

Привет. У нас было несколько команд и несколько тестовых. Тестовое про игру 2048 придумали наши креативные коллеги из мобильной команды. К базам данных и аналитике это действительно не имеет отношения, что логично. Разбор тестовых заданий можно найти в нашем сообществе http://vk.com/edu

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }