Почему банки обязаны следить за своей финансовой устойчивостью

Как мировые правила банковского надзора распространили на Россию, и какими инструментами можно контролировать состояние активов.

Почему банки обязаны следить за своей финансовой устойчивостью

Из-за чего возникла потребность в банковском надзоре

Существует свод правил, инструкций и стандартов, обязательный для всех банков. «Законодатель мод» в этом вопросе — Базельский комитет по банковскому надзору. Он появился в 1974 году после потрясений на международных валютных и банковских рынках. Тогда спад производства в сочетании с ростом цен привели к экономическому кризису в США, Западной Европе и Японии. Базельский комитет планировал достичь финансовой стабильности в мире с помощью банковского надзора.

Основная функция банковского надзора — следить за стабильностью банковской системы и защищать интересы кредиторов и вкладчиков.

Данил Трофимов,

начальник управления консолидированного анализа рисков

Этот надзор развивается как реакция на неэффективную работу банковской системы, её неготовность и неспособность справляться с кризисами. Например, в ответ на ипотечный кризис в США и снижение ликвидности банковской системы появился «Базель 3» — методические рекомендации Базельского комитета, которые утвердили в 2011–2017 годах.

Базельский комитет — не мистический «тайный совет». Это коллегиальный орган, в который входят представители регуляторов, крупнейших банков и экономистов из разных стран. Публикации Базельского комитета стали стандартом благодаря взвешенной политике — все изменения начинают внедрять только после количественной оценки последствий.

Данил Трофимов, начальник управления консолидированного анализа рисков

Основная ценность базельских стандартов — их единство. Инициативы комитета становятся обязательными требованиями на международном уровне, то есть банки разных стран фактически пользуются едиными нормами.

Когда банковский надзор появился в России

Банковский надзор в его современном понимании сформировался в России в 2000-х годах. С этого времени в стране начали формировать нормативную базу и требования к банковской системе.

Часть подходов ориентировалась на «Базель», например, инструкция по нормативам достаточности капитала. Другая часть опиралась на локальную специфику, например, нормативы ликвидности и подходы по формированию резервов.

В России функции банковского надзора выполняет Центробанк. Ключевые показатели, которые он контролирует — достаточность капитала, ликвидность, концентрация кредитных рисков, объём отдельных операций, резервы по ссудам.

Деятельность банков связана с рисками: кредитными, рыночными, операционными. Все они могут привести к убыткам. Но у банка для регулирования есть собственный капитал. Это денежная «подушка безопасности», размер которой достаточен для покрытия возможных убытков.

Представьте весы, на одной чаше которых капитал банка, а на другой — потери, которые может понести банк от реализации разных рисков. Если риски больше собственного капитала, то эта чаша перевесит, и банк может оказаться в ситуации дефолта.

Максим Чехотовский, директор по управлению проектами ВТБ

Капитал — самый целостный показатель устойчивости банка, его доходности и эффективности кредитной политики, поэтому его используют в большинстве нормативов, чтобы определить границы допустимого риска. Один из главных нормативов — достаточность капитала (Н1.0) — можно посчитать по простой формуле:

Достаточность капитала = Собственный капитал банка / Активы, взвешенные с учётом риска (RWA)

Основной показатель формулы — знаменатель RWA (Risk-weighted asset) — взвешенные с учётом риска активы. Цель любого банка — получить максимальную доходность на капитал, значит важно оптимально его использовать. Чем меньше капитала потребляют активы (несут меньше риска), тем выше достаточность капитала. Высокая достаточность позволяет выдавать больше кредитов и обеспечивать более высокую доходность.

Минимальное значение достаточности собственных средств (капитала) (H1.0) — 8%, с учетом надбавок по Базель 3 – 11,5%. Банки должны ежедневно контролировать норматив и не могут опуститься ниже такого уровня. Для них важно иметь возможность быстро и просто посчитать этот показатель.

RWA считают все банки — у каждого своя система. ВТБ разработал для этого калькулятор. Это решение помогло нам первыми из российских банков перейти на «Базель 3.5». Банк России опубликовал требования в конце 2019 года, а уже через пару месяцев ВТБ сдал отчётность по новым требованиям.

Максим Чехотовский, директор по управлению проектами ВТБ

Калькулятор, который помогает ВТБ следить за состоянием активов

RWA-калькулятор — это внутренний продукт ВТБ. Его разработали, чтобы рассчитывать активы, взвешенные с учётом риска (RWA). Все банки считают риски по одному из двух подходов:

  • Стандартизированный подход (СТД), основанный на внешних рейтингах агентств. Этот подход использует большинство банков, в том числе и ВТБ.
  • ПВР-подход, когда риски оценивают на основе внутренних рейтингов. Это значит, что банк сам устанавливает рейтинги, сам оценивает заёмщиков и капитал. Такой подход даёт более точные данные о достаточности капитала. В будущем ВТБ планирует перейти на ПВР.

Уникальность RWA-калькулятора ВТБ в том, что он позволяет считать риски по двум подходам сразу, то есть его можно использовать вне зависимости от выбранного метода оценки рисков.

Калькулятор работает на основе большого массива данных. Чтобы вся информация была доступна в одном месте, ВТБ собрал активы на своеобразной витрине. Ежедневно на неё попадают 7 млн счетов по 700 тысячам контрагентов. Сложная система спрятана за простым и понятным интерфейсом калькулятора — достаточно нажать кнопку, чтобы получить результат.

Над проектом работала команда экспертов и ИТ-специалистов банка, а также внешних подрядчиков. За основу продукта взяли программное обеспечение SAS на базе комплекса SAS Regulatory Risk Management (RRM). Его адаптировали и переработали под нужды ВТБ.

Работу над калькулятором банк продолжает и сейчас — в этом процессе задействованы 10 производственных команд общей численностью около 110 человек.

Мы не останавливаемся в развитии и стремимся к достижению новых целей. В феврале 2021 года в RWA-Калькуляторе произведен расчёт нормативов достаточности капитала по Группе ВТБ. На данных RWA-Калькулятора были построены формы консолидированной отчетности 0409118 и 0409805. В системе формирования обязательной отчетности реализовано целевое решение по автоматизированному формированию 8 форм консолидированной отчетности для сдачи в Банк России, что позволило оптимизировать процесс сбора данных и выйти на новый уровень качества подготовки отчётности.

Наиля Шарафатдинова, заместитель главного бухгалтера, заместитель руководителя департамента учета и отчетности, вице-президент

Основные преимущества RWA-калькулятора ВТБ:

  • Автоматизация процессов помогает сократить риск возникновения операционных ошибок при составлении отчётности.
  • Простота использования помогает смоделировать ситуацию при заключении новой сделки и оценить её риск. Можно легко спрогнозировать влияние той или иной сделки на норматив достаточности капитала и принять решение, заключать её или нет.
  • Расчёт риска можно вести параллельно по двум подходам — СТД и ПВР. В перспективе RWA-калькулятор позволит банку перейти на расчет величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов.
  • Гибкая и легко расширяемая модель данных позволяет оперативно вносить изменения в продукт. Если требования к расчету нормативов достаточности капитала изменятся, банк сможет быстро на это отреагировать.
Начать дискуссию