Как изменился интернет-маркетинг и с какими инструментами теперь работать

Привет! Я Роман Плотников – основатель интернет-агентства Веб-Центр. Условия для российского бизнеса изменились, и с этим ничего не сделаешь. Мы работаем уже 18 лет, и это не первый кризис, который мы переживаем вместе с нашими клиентами. В этой статье мы фиксируем происходящие трансформации российской digital-среды и анализируем их.

Содержание

  • Какие каналы перестали работать в России
  • Какие последствия последуют за блокировками
  • Что происходит в SMM
  • Что делать с контекстной рекламой
  • Какая судьба ждет SEO
  • Что будет с сайтами
  • Резюмируем

Какие каналы перестали работать в России

  • ▶ Инстаграм и Facebook
  • 4 марта Роскомнадзор заблокировал россиянам доступ к соцсети Facebook, а 14 марта – к Инстаграму.
  • ▶ Реклама в YouTube и Google
  • 3 марта Google заявили о прекращении показа рекламы в своих системах, в том числе в Ютубе, Google Ads и Google Бизнес.
  • ▶ TikTok
  • 6 марта китайская соцсеть объявила о приостановке работы из-за нового закона о фейках: российские пользователи пока не смогут публиковать новый контент. А с 7 марта – и запускать рекламу.

Какие изменения последуют за блокировками

От блокировки соцсетей потребность в контенте и коммуникациях не уменьшается, а значит аудитория будет перетекать из заблокированных ресурсов в доступные. За аудиторией последуют контент-мейкеры: бизнес и блогеры.

В то же время еще с блокировок Твиттера российский пользователь познакомился с VPN-сервисами, которые позволяют им сидеть в соцсетях в обход запретов. Однако на примере Инстаграма ярко видно, что VPN используют меньше половины аудитории: охваты сторис упали в 2 и больше раз.

Уже сейчас российские сервисы фиксируют рост аудитории и активности:

  • Дневная аудитория ВКонтакте из России выросла на 8,7%, и теперь ВК пользуются 50 миллионов человек в день. Больше статистики по ВКонтакте мы давали в телеграм-посте.
  • Яндекс.Дзен заявляют о быстром росте объема контента, но цифр по аудитории пока не раскрывают.
  • Телеграм не считается ни соцсетью, ни российским сервисом. Однако пользователи из РФ не ожидают блокировок мессенджера и переходят в него с закрытых ресурсов. Время просмотра контента увеличилось на 20%, а аудитория новостных каналов выросла на 4 миллиона.
  • Неожиданно воскрес Живой Журнал: платформа для блогов фиксирует рост трафика на 3 миллиона и увеличение уникальных пользователей на 30%.

Что происходит с SMM

На первый план выходят ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Телеграм.

Как думаете, какая из этих площадок стала самой популярной?
ВКонтакте
Яндекс.Дзен
Телеграм

ВКонтакте

Многие бизнесы уже забыли, что ВК каждый месяц собирает аудиторию больше 72 миллионов уникальных пользователей. А ведь на этой площадке есть все нужные для продвижения инструменты: истории – вместо инстаграмных сторис, Клипы – вместо ТикТока, рилс и шортс на Ютубе, сообщества, лента, товары, опросы и, конечно, рекламный кабинет с тонкими настройками таргетинга. Мы уже перевели своих клиентов из Инстаграма во ВКонтакте. Переезд – всегда сложный процесс и требует времени, но опыт продвижения сообществ ВК и предыдущие успешные кейсы помогают.

Яндекс.Дзен

В Дзене два основных формата контента – текст и видео. Здесь аудитория хорошо воспримет контент широких тематик – кулинария, лайфхаки, отношения и звездная жизнь.

<p>Популярные темы для контента на Яндекс.Дзен</p>

Популярные темы для контента на Яндекс.Дзен

Однако есть существенный минус – после вступления нового закона о фейках в силу, Яндекс.Дзен отключили умную ленту с рекомендациями. Теперь пользователь потребляет контент из ленты в хронологическом порядке и только от тех авторов, на которых подписан. В таких условиях новым авторам продвигаться будет очень трудно. Если у вас нет прокаченного канала в Дзене, то вам остается только писать продающие статьи и размещаться в чужих блогах как приглашенный автор.

Telegram

Принципы продвижения в Телеграме сильно отличаются от продвижения в Инстаграме, ВКонтакте и Фейсбуке. Здесь нет общей ленты, нет рекомендаций, нет таргетированной рекламы – Телеграм позиционирует себя как безопасный мессенджер и не собирает информацию о пользователях, а значит и таргетироваться не на что.

Формат телеграм-каналов требует тщательной подготовки контента: здесь не годится публиковать пост ради поста. Аудитория подписывается на каналы и ждет либо горячих, свежих новостей, либо экспертной или личной оценки.

Из-за наплыва инстаблогеров в Телеграм люди подписываются на большое количество каналов сразу, и большая часть по итогу попадет в архив – а оттуда вернуться практически невозможно.

<p>Телеграм-каналы, которые попали в архив, почти никогда не возвращаются в поле внимания подписчика.</p>

Телеграм-каналы, которые попали в архив, почти никогда не возвращаются в поле внимания подписчика.

Новые социальные сети

Многие блогеры и бизнесы тестируют новые площадки. Ни одна из них не может в полной мере заменить рекламные возможности Инстаграма. В то же время часть аудитории уйдет в новые места в поисках удобной для себя медиасреды.

  • TenChat – позиционирует себя как российский LinkedIn. Соцсеть может быть полезна тем, кто работает в b2b-среде.
Как изменился интернет-маркетинг и с какими инструментами теперь работать

Yappy – отечественный аналог ТикТока от «Газпром-Медиа». Механика продвижения контента завязана на «коллабах» – видео-ответах на контент других пользователей. Основная аудитория – российские зуммеры.

<p>Yappy – соцсеть с видеоконтентом и механикой продвижения через коллаборации.</p>

Yappy – соцсеть с видеоконтентом и механикой продвижения через коллаборации.

ЯRUS – объединение новостной ленты, видеохостинга, блогов и событий. Размещать рекламу в Ярусе пока возможности нет.

Как изменился интернет-маркетинг и с какими инструментами теперь работать

Что делать с контекстной рекламой

В первую очередь нужно сказать, что аудитория контекстной рекламы в России сократилась из-за отключения Google Ads. Все, кто пользовался Google, продолжили им пользоваться, но теперь контекстной рекламой до них не достать. И это увеличивает конкуренцию в рекламных сетях Яндекса – рекламодатели перераспределяют бюджет в пользу Директа. Это должно привести к росту ставок и рекламных бюджетов.

В то же время с рынка в некоторых нишах уходят крупные игроки – IKEA, OBI, Nike, Estee Lauder, H&M, Apple, McDonald’s. Образовавшийся вакуум играет на руку бизнесам регионального масштаба и дает хорошие перспективы для развития.

По проектам наших клиентов мы не видим изменений в стоимости клика. Возможно, аукцион еще не успел разогреться. Продолжаем наблюдать, а свежими выводами будем делиться в нашем телеграм-канале.

Какая судьба ждет SEO

В России поиском Google пользуются 55,29% аудитории. Google предустанавливается на все Android-устройства как поисковая система по умолчанию. При этом контекстная реклама работать перестала, а значит поисковая выдача очистилась.

Этот фактор увеличит долю переходов из органической выдачи на сайты, а SEO станет единственным способом продвижения в этой поисковой системе.

Для бизнеса, который продолжает инвестировать в SEO, это даст хороший эффект.

Что будет с сайтами

Сайт – это стабильная и надежная площадка для работы с вашими клиентами. Важно следить, чтобы все механизмы взаимодействия пользователя с сайтом работали, а сам сайт был защищен:

  • Проверьте безопасность вашего сайта: свежие и сложные пароли, сертификаты безопасности подключены, домен оплачен, хостинг размещается на российских серверах.
  • Мобильная версия не уступает по функционалу ПК-версии, верстка на месте и все кнопки работают.
  • На сайте пользователь найдет актуальные цены и новости компании.
  • Проанализируйте трафик на сайт из Яндекса и Google: откуда и зачем к вам приходят люди и почему уходят.

Специалисты Веб-Центра готовы помочь развивать и продвигать ваш сайт. Аудит сайта сделаем бесплатно.

Оставляйте заявку:

66
5 комментариев

SEO сейчас набирает обороты

1

контекст и seo сейчас наиболее актуальны

1

Новые соц. сети, такое себе...

Ну все зависит от того, для каких целей ищете соцсеть. Мне тенчат вполне зашёл. Наверное из новинок он наиболее целостный по функционалу и понятный. Но там бизнес тематика по большей части