Обратно за рубеж
Как развивалась компания Wheely — от неудачной работы с таксопарками до выхода на зарубежные рынки.
Основатель Wheely спорил с менеджерами европейских таксопарков, экспериментировал с бизнес-моделями и продуктом. Сейчас его компания лидирует в премиум-сегменте российского рынка ride-hailing (заказ автомобилей с водителями — vc.ru) и готовится выйти на глобальный. У Wheely был неровный путь, сейчас компания растёт и постоянно нуждается в новых сотрудниках.
«Первая бизнес-ошибка»
Основатель компании Wheely Антон Чиркунов вырос в Швейцарии и не собирался возвращаться в Россию. В Европе он получил экономическое образование и не смог получить водительские права после выпуска — экзаменаторы в Цюрихе оказались слишком дотошными.
Поэтому приходилось много ездить на общественном транспорте и такси, и сразу стали заметны проблемы швейцарских такси. Однажды водитель выгнал Антона из машины за то, что тот зевнул, — таксист воспринял это как неуважение.
Первую попытку построить бизнес Антон предпринял в трёх европейских городах: Цюрихе, Вене и Амстердаме. Это был 2010 год — Uber тогда работал только в Сан-Франциско, а Apple едва выпустила четвёртую версию iOS.
Антон и его команда разработали приложение для заказа такси, которое планировали интегрировать в ПО местных таксопарков. Их представители были не против сотрудничества, но владелец ПО изначально не хотел допускать к нему людей со стороны, и в итоге просто забанил приложение Чиркунова.
Проблема заключалась не только в доступе к ПО — клиентам просто не была нужна такая услуга. Зачем использовать отдельное приложение, если можно выйти и поймать то же самое такси в городе — всё равно стоит столько же.
Вторую попытку построить бизнес Антон предпринял в Лондоне. Знаменитые чёрные кэбы на местном рынке составляют лишь 20 тысяч из примерно 115 тысяч водителей, и их количество не растёт. Остальные 80% — это так называемые «private hire» — водители мини-кэбов или шофёры. Им вечно нужны заказы: в отличие от кэбменов, они не имеют права подбирать людей на улице.
Wheely увидели в этом бизнес-возможность. Владелец ПО, с помощью которого администрировались водители, не банил приложение — ему было попросту всё равно. Проблемой стали менеджеры компаний в секторе private hire: они были готовы платить, но переманивали клиентов и не давали машины, когда у них было достаточно своих заказов. В результате пользователям приложения Антона иногда приходилось ждать по 50 минут.
Реформы
После неуспешного запуска Антон не стал расформировывать компанию в Лондоне: сервис с подключёнными водителями продолжил работу, а в офисе остались сотрудники. Несмотря на неудачи и работу в пассивном режиме, лондонский офис окупался.
Стало ясно, что Wheely не хватает второй половины ПО: приложения для водителей и системы диспетчеризации. После разработки их нужно было тестировать — компания взяла в аренду пять автомобилей E-класса и запустилась в Москве. И эта модель выстрелила.
Сейчас Wheely — технологическая компания, у которой нет ни одного автомобиля ни в собственности, ни в аренде. В Wheely более ста сотрудников и две с половиной тысячи водителей, полторы тысячи из которых — в Москве. В других городах их меньше — в Лондоне количество водителей достигло ста пятидесяти. Зато транспортный регулятор Лондона продлил лицензию Wheely на пять лет.
Спустя три года после старта в Москве компания запустила в регионах Wheely Express — это была попытка зайти в более доступный сегмент, но неудачная. В Wheely считают, что качественная услуга не может быть недорогой. Поэтому было решено ориентироваться на людей с высоким уровнем достатка, готовых платить за свой комфорт и безопасность. А Wheely Express превратилась в региональные отделения компании.
Смена парадигмы
Для компании 2018 год — время выхода с российского рынка на международный, что не похоже на запуск в очередном российском городе. Чтобы запустить аналогичную бизнес-модель на рынке другой страны, нужно переформировать многие процессы внутри компании: это касается PR, коммуникаций, маркетинга.
Когда Wheely открывалась в России, компанию воспринимали как иностранный бренд. Сейчас ситуация обратная — за рубежом на Wheely автоматически навешивают ярлык компании из России. Соответственно, одна из основных целей сейчас — перестроиться и сменить имидж.
Поэтому команде Wheely нужны кандидаты с международным опытом и одновременно с пониманием российского рынка.
Основной задачей маркетологов будет формирование нового имиджа компании и сопровождение выхода на международный рынок. Им нужно будет изучать внешние рынки, разрабатывать маркетинговую стратегию, искать подход к новым аудиториям, до которых нужно будет донести преимущества Wheely, анализировать свои результаты и адаптироваться к меняющейся ситуации.
И всё это в тесном сотрудничестве с отделом разработки, поскольку именно им нужно внедрять в продукт функции, необходимые новой аудитории. У компании есть внушительный бэклог разноплановых задач — новые сотрудники нужны в том числе для их решения.
Атмосферой внутри команды Wheely напоминает стартап. В отличие от крупных корпораций, разработчики вольны сами выбирать для себя задачи: человек, который до этого занимался платёжными шлюзами, может переключиться на работу над самим сервисом или водительским сервером.
В Wheely открыты вакансии:
- Backend Developer — Ruby и Go.
- Frontend Developer — ReactJS, EmberJS.
- DevOps Engineer.
- iOS Team Lead.
- IT Project Team Lead.
- QA Team Lead.
- Global Chief Marketing Officer.
- Senior Legal Counsel.
- Financial Business Analyst.
- Marketing Analyst.
- Drivers Training Manager.
- Quality Specialist.
Офис разработки находится в Москве, а кандидатов на позиции Global CMO и Quality Specialist ищут как в России, так и в Лондоне.
Все, решено: в следующей жизни я тоже вырасту в Швейцарии в семье губернатора.
зачем нужно отдельное приложение wheely, если возможность заказать условный s класс есть и у яндекса, gett и uber?
ну и интересно, стоит ли восхваления высочайший уровень жизни, когда тебя могут выгнать из такси за то, что ты зевнул. это как быть воспитанным человеком, но придти к аристократам и чувствовать себя неудобно.
Сервис отличается. И если бы он отличался не в сторону Вили, последний был бы не жилец
машин уровня wheely у яндекса нет. То, что приезжает у яндекса, по более высоким тарифам, почти не отличается от машин на тарифе эконом. Машины часто грязные, водители курят прямо в машинах, открывают окна, так что пассажира сносит, и гоняют по улицам наперегонки с другими водителями. С некоторыми водителями просто страшно ездить. У wheely я с таким не сталкивалась ни разу.
Комментарий недоступен
Они не такси только для регулирующих органов.
Отличия можно заметить если пользовался сервисом, как по мне отличия вили от яндекса:
1. Водитель всегда в костюме
2. Открывает дверь.
3. Знает город не по навигатору
4. Есть всегда вода в машине - бесплатно.
5. Машина чистая и не старше 1 года с момента выпуска.
6. Бывает вызываешь бизнес, а приезжает люкс типа 7 или S класса.
Короче хороший сервис, но поездки не а-ля 300 рублей до метро.
У Яндекса появился Премиум который вдвое дороже Бизнеса. Вот там тоже S и 7, водители в костюмах. Все эти открывания дверей - это тешить тщеславие за дополнительную плату. Да, есть класс господ которым это необходимо. Вилли это сервис не для среднего класса. Мне сложно понять почему S класс вдвое дороже E класса притом что E меня полностью устраивает, мало волнует костюм водителя и дверь я могу открывать сам
Это разные авто начиная от класса, заканчивая стоимостью владения и комфорта. Если ездите на Е и вам все нравиться. Зачем тогда думать об S.
Да я и не думаю. Мне пофиг Е или S
А чем тогда эконом не устраивает? Зачем выбираете Е класс?
Эконом не устраивает теснотой, запахами, старыми машинами (был мерс начала нулевых недавно). Водители более хамистые.
Супер! Лучший сервис 5+, только на нем езжу) убер блек и яндекс не дотягивают по культуре водителей и их вождению. За границей часто езжу на блеке, после него одно удовольствие доехать от Пулково до дома) Очень здорово, что в России есть такой классный и удобный сервис. Успехов вам с бизнесом!
Комментарий недоступен
Медленно ездить - не порок))
Комментарий недоступен
Про детей чиновников — это всё-таки предрассудки. Все люди разные. Антон крутой и талантливый предприниматель.
Владислав, могу узнать кем были ваши родители?
Нет, не чиновниками.
Разницы нет, кто и из какой семьи. Главное, что есть предпринимательские задатки. Мне лично нравится этот сервис.
Но у кого-то есть попытки и есть крыша -- конкретная такая, без наличия задатков ваших...
... ну у кого-то их нет, потому тяжелее (но конечно можно) пробраться...
В 2014 был прекрасный баг в приложении, что бы получить 750 бонусов нужно было приглосить друга, который должен совершить поездку, но бонусы начисляли просто за регистрацию, друг мог не ездить. Прикрыли быстро, но 5 раз я таки скатался за дошиком.
P.s. Верните баг
«Сейчас Wheely — технологическая компания, у которой нет ни одного автомобиля ни в собственности, ни в аренде»
А откуда они у них, подскажите, пожалуйста.
1. Покупаешь тачку
2. Делаешь ИП
3. Проходишь экзамен
4. ????
5. PROFIT
Все машины водителей, либо сторонних контор.
Комментарий удален модератором
А ты посмотри, кто автор)
Комментарий удален модератором
Про то, что пассажир нещадно пердел, он в истории умолчал!
Скорее, он объяснил таксисту, кто есть кто по жизни..
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вот разбогатею и буду на вили ездить)
на мой взгляд не взлетит - если Яндекс увидит перспективу люкс-сегмента, он довольно быстро в свой сервис добавит новый тип автомобиля и бутылку бесплатной воды в салон :) вилли тут же потонет.
Уже. Класс Премиум
Ну тем более. Интересно, как основатель позиционирует себя в отличие от яндекс. Премиум
Uber был вроде как тоже личный водитель. Только клиент в большинстве школота была.
Яндекс так и вовсе, что хотели если поездка стоит чуть дороже маршрутки
Прикол в том, что как бы Яндекс не тянул отрасль к self-driving cars, а Wheely не проповедовал личный не роботозированный людской подход – водители у них одни и те же, т.к. личным водителям (aka таксистам) – выгоднее работать в разных системах сразу – заказов больше, меньше простоя.
Пока Wheely не будет требовать эксклюзив (или еще как-то стимулировать водителей не отдавать себя замечательных с аккуратным вождением, премиальной водичкой, пиджачком и т.п конкурентам) – сервисы Яндекса и Wheely будут все больше и больше походить друг на друга...