Почему вы хотите то, что вы хотите

Почему вы хотите то, что вы хотите

Человек на протяжении всей жизни имеет множество потребностей. И от того, удастся ли ему их удовлетворить, сколько понадобится для этого времени и ресурсов, и что он будет ощущать в итоге, зависит качество его жизни.

У каждого среднестатистического человека в какой-то период жизни возникает желание понять себя, изменить себя, стать счастливым и успешным. В начале такого пути почти все склонны оценивать свою жизнь как недостаточно хорошую и обвинять каких-нибудь людей и обстоятельства в своих неудачах или отсутствии достижений. Тем не менее, в каждом из нас находится уверенность в том, что мы могли бы достичь большего, если бы не …

Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств.

Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши.

Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному.

Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств.

Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться,

что его обманули, и что он получил не то, что хотел.

Эрнест Хемингуэй

Начнем с того, что попробуем разобраться в потребностях человека. Определим, какие потребности вам уже удалось удовлетворить, а какие нет. И почему.

Американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу распределил потребности по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т.п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть удовлетворена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

На каком уровне вы находитесь?

Возьмем пирамиду Маслоу за основу, чтобы разобраться в том, что с нами происходит.

Посмотрите на пирамиду и будьте максимально честными с собой. Определите уровень, на котором вы находитесь. Надеюсь, первый уровень вы прошли. Относительно второго и остальных попробуем немного углубиться.

Почему вы хотите то, что вы хотите

Чего вы хотели в детстве?

Здесь я привожу лишь общий расклад событий, не вдаваясь в глубины психологических проблем каждого человека, поскольку это задача психоаналитиков. Моя же задача донести свои мысли понятно и доступно для восприятия каждого.

Итак, постарайтесь вспомнить свое детство. О чем вы мечтали? Чего вы хотели? А кем вы хотели быть? Космонавтом, врачом, артистом, певицей, танцовщицей, балериной? Какие чувства вы испытывали, когда вам задавали этот вопрос? Чувство восторга, гордости, желание подражать маме, папе, своему кумиру? Но по мере вашего взросления все меньше и меньше энтузиазма оставалось у вас относительно выбора будущей профессии. Попробуйте вспомнить почему.

Постепенно окружающие вас дети (да и не только) стали подшучивать над вашим стремлением. Вот вы уже в школе, а там принято не выделяться, дабы не быть предметом насмешек, в том числе и со стороны учителей. Не так давно все, что не касалось жестких рамок школьной программы - не приветствовалось. Любое стремление к независимой позиции подавлялось на корню. Вы должны были быть как все: посещать уроки - зубрить домашнее задание - получать оценки любой ценой. Творческий потенциал полностью и для вопиющего большинства навсегда подавлялся. Итак, вам годами вбивали чувство коллективизма, вы должны были отвечать только так, как написано в учебнике, писать сочинение только так, как было принято. Если вдруг ученик высказывал в сочинении мнение, не совпадающее с методическими рекомендациями, скандала и вызова родителей в школу с обвинением в плохом воспитании ребенка было не избежать.

Чуть позже в образовании убрали жесткие рамки и стали приветствовать независимую позицию и стремление к раскрытию творческого потенциала. Но во многих случаях это приводило к полному отсутствию способности к самодисциплине и чувства ответственности за свои результаты. В итоге, самовыражение приводило к искажению ценностей и снижению нравственности. Старшее поколение стало страдать от неуважения и высокомерия молодых. Дети из простых школ подвергались унижению со стороны учеников из платных элитных школ, которые говорили в их адрес фразы, типа: « Вас воспитывают для советской жизни, а нас для светской!». Отсутствие самосознания привело к снижению уровня полученных в школе знаний и как следствие к значительному снижению квалификации специалистов после окончания высших учебных заведений.

Почему вы на этом уровне?

Если вы выросли в рамках первой модели (коллективизма), то что же происходит дальше? Вы получаете какую-нибудь стандартную профессию, почему – сами не знаете, просто проще было поступить в такой-то вуз. Или было престижно учиться именно на том факультете. Устраиваетесь на какую-нибудь работу и благополучно смешиваетесь с толпой, как вам и было предписано обществом. Все. Дело сделано! Вы подчинились невидимой силе тех, кому и нужны такие как вы кроткие послушные специалисты, которые всю жизнь боятся потерять работу, готовы терпеть все выходки работодателя и следовать главному принципу - не выделяться. Таким образом, неудовлетворенным оказывается второй уровень ваших потребностей – в силу своих особенностей личности вы чувствуете себя незащищенным, не можете избавиться от страха неудач.

Возможно, что ваш круг общения с годами настолько сузился, что у вас уже нет желания и сил собираться компанией друзей или сходить в гости. Да и к себе пригласить лень. Да тут ещё в семье полно проблем сварливая жена достала или муж раздражает до умопомрачения. А дети внезапно вошли в переходный возраст. Вы перестали быть для них авторитетом. Они вдруг выставили собственное «Я» и не собираются считаться с вашими требованиями и режимом. А может и вообще считают вас неудачником. Вот так-так…и третий уровень потребностей неудовлетворен…

Идем дальше. Что происходит у вас на работе? Вы работаете целыми днями, а начальник платит вам копейки! Да еще и под угрозой увольнения заставляет работать сверхурочно и в выходные. Да и праздниками не побрезгует. Не ценит вашу квалификацию, не уважает, использует вас в собственных корыстных целях. Четвертый уровень – не удовлетворен тоже.

На пятый уровень у вас просто не хватает времени. График-то жесткий - работа-быт-работа. Что уж тут узнаешь или исследуешь. Разве что по телевизору покажут какой-нибудь боевик или передачу про конец света - не очень-то оптимистичное времяпрепровождение.

При таком раскладе шестой уровень можно представить только в сказках.

Седьмой вообще вызывает уныние и депрессию. Вот и приехали…

Если же вы еще молоды, то у вас есть великолепная возможность заранее о себе позаботиться. Иначе сценарий, описанный ниже, вам грозит в скором будущем, которое наступит неожиданно быстро! Ваша задача как можно раньше выстроить взаимоотношения с собственной жизнью и не попасть в ловушку неоправданных ожиданий!

Кризис среднего возраста. Замкнутый круг.

Вам под сорок и у вас кризис среднего возраста. Ваше представление о будущем не соответствует будущему, которое внезапно наступило! Все не так, все не то, все не те. Вы думаете: «Как же я жил(а) все это время и как жить дальше?». Вы впадаете в уныние, в апатию, в депрессию. Разочарованы в себе и во всем окружающем вас мире. И ведь подумать только - прошла ведь всего половина жизни (по статистике, а реально может и третья часть). Жить в таком состоянии лет сорок, а то и больше?! Это же ужас, который пугает вас еще больше!

Вы попадаете в замкнутый круг.

Вы считаете, что изменить уже ничего невозможно, и продолжаете впадать то в панику, то в депрессию или уныние. Потом начинаете срываться на домочадцах, что еще больше усугубляет вашу ситуацию, тем более, что они–то сами или в вашем положении или в переходном возрасте. А вы только и думаете: «Расходились тут! Разлежались! Разговорились!» - прямо «Ералаш» какой-то получается!

Работа вообще опостылела, но менять ее или отстаивать свои интересы вы боитесь, т.к. живете от зарплаты до зарплаты, еле сводите концы с концами.

Жена пилит - то ей на море, то ей шубу как у соседки. Или муж начал придираться - то внешность ему не та, то одежда. На работе все время задерживается. Соответственно усугубляется и ваше состояние. Дети пристают: «У Ленки вон папа олигарх, а у Ромки мама вон на джипе ездит, а Петька вообще вернулся из Таиланда! А мы когда в Диснейленд поедем???». После этого вы обвиняете ребенка в меркантильности и тому подобных вещах и окончательно теряете с ним контакт. Всех считаете неблагодарными. Вы работаете от зари до зари, чтобы всех обеспечить, а они вам в ответ… А вам бы хоть на пенсию себе заработать. Да и вообще хватило бы в старости хоть на хлеб! Вы и так во всем себе отказываете, копите на свадьбу детям, на старость, на похороны. О здоровье тоже говорить не приходится. Когда уж им заниматься. Ну что за жизнь?!!

А вы вообще жить-то собираетесь???

Если ваша ситуация не настолько страшна и печальна, все в жизни вас вполне устраивает, но вы стремитесь к совершенству, надеюсь в следующих статьях вы найдете для себя ценную информацию, которую сможете использовать для достижения своей цели.

У каждого человека, даже имеющего счастливую дружную семью, здоровье и достаток, может наступить период кризиса. В это время окружающие никогда не смогут понять, что же происходит с вполне успешным человеком. От них можно будет услышать примерно такие фразы: «Он имеет все, чего же ему еще не хватает для счастья?». Дело в том, что независимо от окружения, каждый из нас все-таки проживает свою собственную жизнь. И если человек не может реализовать какие-то свои способности или предназначение, он начинает испытывать неудовлетворенность. В этом случае очень важно не останавливаться в своем развитии. А задача близких - поддержать человека в критический момент. Кризис закончится, и он выйдет на новый уровень совершенствования. Это не зависит ни от возраста, ни от благосостояния. Но чем раньше человек остановит свое развитие, тем раньше он начнет стареть.

Ваши ожидания и ожидания относительно вас.

Причина всему происходящему - конфликт ожиданий. Окружающие не оправдали ваших ожиданий, а вы в свою очередь не оправдываете их ожидания.

Вероятнее всего у каждого из нас наступает некий кризис в середине жизни или на каком-нибудь ее этапе. Это время, когда человек должен переосмыслить сделанное, обдумать не сделанное и принять решение - как жить дальше. В этом нет ничего страшного, но бывает, что страшно проходит сам кризис у некоторых людей. Их жизнь просто рушится. И чтобы взять себя в руки и избежать негативных последствий этого кризиса появляется необходимость помочь себе понять, что происходит и насколько это страшно. Необходимо в этом разобраться и определиться, в каком направлении двигаться дальше.

Главное, не заблуждайтесь, что кто-то способен, а еще хуже - должен читать ваши мысли и угадывать желания, особенно когда вы сами не в состоянии их сформулировать – никогда такого не будет, а вы каждый раз будете попадать в ловушку неоправданных ожиданий.

Начните действовать и ситуация изменится кардинальным образом!
Екатерина Козлова
Екатерина Козлова
Системный психолог, коуч ключевых лиц бизнеса и звезд

Записаться ко мне на консультацию можно написав мне в личном сообщении https://t.me/ekaterina_kozlova_coach

Подпишись на мой Телеграм канал https://t.me/ekaterina_kozlova_nastavnik/5 и получай ответы, на все свои вопросы!

Начать дискуссию