И сэкономил для компании 30 миллионов рублей.HR-команда X5 Transport помогла бизнесу в сложный момент, когда из РФ начали уходить иностранные партнеры. Проект, который придумали HR-специалисты, при вложениях около 2 миллионов рублей сэкономил для компании больше 30 миллионов. Расскажу, как это удалось.Анастасия ЕмельяноваРуководитель направления технического обучения Х5 TransportХ5 Transport (входит в Х5 Group) - одна из самых крупных логистических компаний в стране, у которой более 4,7 тыс. собственных грузовых автомобилей на территории Российской ФедерацииВ автопарке компании, в основном, иностранные грузовики. Машины мы обслуживали как на собственных технических станциях, так и обращались к дилерам и техническим центрам иностранных компаний. По сути, это и стало проблемой.В период с 2022 по 2023 год иностранные автомобильные бренды стали покидать страну, а вместе с ними закрылись многие станции техобслуживания. В перспективе это значило, что нам просто негде было бы получать сервис для своего автопарка. На собственных СТО мы обслуживали лишь 30 процентов автомобилей.Чтобы решить проблему, мы решили открыть больше собственных станций. Для этого нам нужны были квалифицированные кадры. Однако и это стало проблемой, потому что многие технические специалисты уехали за рубеж.Тогда мы решили, что сами подготовим людей внутри компании, повысим мотивацию действующих сотрудников, расширим круг задач и обязанностей, а также прокачаем их навыки до необходимого уровня.Начали с создания экспертной базы знаний и экспертного сообщества.Создали чаты экстренной помощи, чтобы "потушить пожары"После закрытия СТО зарубежных компаний, нужно было дать нашим сотрудникам, в том числе водителям, решение, которое помогло бы им с ремонтом автомобилей. Чтобы мелкие поломки транспорта не мешали работе.Для этого мы оперативно создали профессиональные чаты, в которых эксперты оперативно отвечали на вопросы сотрудников, давали консультации по ремонту и делились инструкциями в режиме «24 на 7».Но создать экспертное сообщество было непросто - в начале мы провели исследование рынка и выявили лучших технических специалистов в нашей области.Однако найти их оказалось тяжело: кто-то переехал, кто-то открыл свои частные сервисы, а кому-то на волне спроса мы были неинтересны. Пришлось подключать связи из автобизнеса и обращаться за помощью к старым партнерам. На поиск экспертов у нас ушло 2 месяца.Во время исследования мы выявили, что на рынке появилось новое направление технических консультаций. Люди начали продавать свои знания наравне с юристами, HR и другими экспертами.Но не все технические специалисты до конца понимали, как монетизировать свою экспертизу. Мы сосредоточились именно на таких и предложили им идею «продажи» консультаций и прозрачную мотивацию за неё.Таким образом, нам удалось найти специалистов по нашим основным маркам автопарка: IVECO, ISUZU и KAMAZ.Собрали учебные курсы и сняли видеоконтентКогда чаты с экспертами заработали, мы стали делать полноценные курсы по обслуживанию ключевых марок автомобилей. Программу обучения первым делом очно прошли все сотрудники ремонтных зон в тех регионах, где поломок было больше, а потребность в сложном ремонте – выше.Например, в Краснодарском крае возникают частые проблемы с электрикой из-за высоких летних температур, а в некоторых регионах Центральной России есть проблемы с дорожным покрытием и больше страдает ходовая часть автомобиля.Мы учли опыт эксплуатации транспортных средств в различных географических, климатических и инфраструктурных условиях и стали создавать разные программы. В этом помогали коллеги из отдела ремонтов.Но у водителей не всегда есть возможность пройти очное обучение. Поэтому наши эксперты и тренеры записали видео по ремонту и обслуживанию транспортных средств, добавили в них выдержки из технической документации, чек-листы и гайды.Так у нас получились программы-конструкторы, которые могут «собирать» главные механики по темам и ремонтам в зависимости от потребности. Эти программы подходят как для нового сотрудника, так и для опытного мастера, который пока не работал с определённой маркой грузовика.Помимо темы ремонта, мы сняли видеообзоры по каждой марке грузовика для облегчения адаптации новых сотрудников, где честно рассказали о плюсах и минусах автомобиля, о его возможных проблемах и решениях, которые может предложить специалист.HR-команда сняла более 50 технических видео в формате инструкции. Так мы закрыли информационную потребность всех сотрудников ремонтных зон – от электрика до главного механика.Как снять запоминающийся контентМы старались снимать контент по примеру роликов известных блогеров, когда тренеры рассказывают простым языком сложные вещи, а само видео длится не более пяти минут.Выбрать такую тактику нам помогло внутреннее исследование. Оно показало, что видео более пяти минут смотреть непросто, и оно не запоминается. Но если в ролик добавить немного юмора и хорошее музыкальное сопровождение, то оно усвоится намного лучше.Организовали корпоративную учёбуПеред нами стояла задача организовать корпоративную учебную базу для сотрудников, которые хоть как-то связаны с автомобилями. Она должна была стать доступной для всех водителей и сотрудников ремонтных станций обслуживания, то есть тех, у кого нет стационарного рабочего места.Задачу мы закрыли через корпоративные мобильное приложение и образовательную платформу «Х5 Полка».Корпоративный университет "Х5 Полка" - единый образовательный маркетплейс, где сотрудники из всех бизнес-единиц и подразделений группы Х5 могут учиться и развиватьсяНа портале мы собрали всю техническую документацию, кейсы, ролики и курсы для того, чтобы любой сотрудник мог оперативно пройти обучение не только с компьютера, но и с мобильного телефона.Это помогает быстро найти необходимую информацию.Все наши водители пользуются собственным приложением для работы, в котором они могут видеть назначенные рейсы, транспортные накладные, справочники и имеют доступ к HR-сервисам, например, по назначению отпусков, предоставлению больничных и другим.Через это же приложение им также доступны обучающие курсы, которые мы публикуем на собственной цифровой образовательной платформе. Поэтому, все созданные курсы для водителей и сотрудников, которые занимаются техническим обслуживанием автомобилей, мы загрузили на нее.РезультатыПо итогу проекта могу сказать, что мы обучили более 400 сотрудников – слесарей и электриков на всех наших ремонтных зонах. Сняли более 50 обучающих технических видеокурсов по ремонту и обслуживанию транспортных средств.А ещё сформировали пул наставников среди технического персонала, что повысило вовлеченность сотрудников до 60 процентов и их лояльность компании, что снизило текучесть.За экспертизой друг к другу обращаются разные подразделения. Это повышает качество кросс-функционального взаимодействия в компании.Все это помогло нам увеличить долю собственных ремонтов с 30 до 80 процентов. А это значит, что мы не только помогли бизнесу, но и сэкономили для компании более 30 млн рублей.Кейс так же можно прочитать здесь.