Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

Яндекс Маркет за год сократил выбросы своей службы доставки почти на 5000 тонн CO2-эквивалента благодаря планированию маршрутов курьеров с помощью технологии искусственного интеллекта от Яндекс Маршрутизации.

Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

Поглотить такой объем парниковых газов за год может лесной массив, сравнимый по площади с Битцевским парком – вторым по размеру парком Москвы.

Как оптимизируют маршруты

Яндекс Маршрутизация автоматизирует планирование транспортных ресурсов и предлагает оптимальные маршруты для водителей, позволяя доставлять больше заказов меньшим количеством транспортных средств.

Порядок объезда точек курьерами определяется алгоритмом с учетом исторических данных о пробках в разное время дня на разных участках дорог. Маршрутизация также учитывает график работы складов, обещание получателю по времени доставки, сервисное время у клиента и другие операционные особенности конкретной компании – всего более 300 различных параметров. Так обеспечивается точный прогноз времени прибытия в каждую из точек, сокращение пробегов и простоев.

В результате такой оптимизации маршрутов крупным компаниям удается сократить пробег автопарка в среднем на 18,8%. В случае с Яндекс Маркетом за 12 месяцев это позволило уменьшить выбросы на 4 975 тонн CO2-эквивалента (условная единица, которую используют для оценки объема парниковых газов).

Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

Что это означает

● Примерно столько парниковых газов не попадет в атмосферу, если тысяча легковых автомобилей с бензиновым двигателем пропадет с дорог на целый год.

Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

● Столько газов в среднем образуется при производстве электроэнергии, достаточной для зарядки 605 млн смартфонов.

Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

● Чтобы поглотить такой объем парниковых газов за год, потребуется лес площадью в 23 квадратных километра — это чуть больше площади Битцевского парка, второго по размеру в Москве.

Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

Как считали сокращение выбросов

Объем сэкономленных выбросов является разницей объема выбросов парниковых газов от пробегов в сценарии неиспользования Маршрутизации и объема выбросов от фактических пробегов. Сценарное значение получено путем умножения фактического значения на коэффициент эффективности Маршрутизации, который вывели на основе показателей снижения пробегов у клиентов сервиса с похожими на Маркет логистическими задачами. Фактическое значение рассчитано на основе данных о суммарном расходе топлива, где расход топлива – это сумма произведений пробегов транспортных средств и значений среднего расхода топлива на километр пробега.

Детали расчета

● За год с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 курьеры-партнеры Маркета на малотоннажных грузовых машинах и фургонах (в основном с экономичными дизельными двигателями) проехали чуть более 64 млн км. На легковых (в основном использующих бензин) — более 40 млн км.

● Расход топлива у машин, которыми пользуются курьеры-партнеры Маркета, оценили с учетом заявленных их производителями характеристик. В среднем расход составил около 8 литров бензина для легковых авто и 8 литров дизельного топлива для грузовых на каждые 100 км пути (дополнительный расход от движения с грузом и холостого хода не учитывали как малозначительный).

● Экономию пробега оценили по данным о поездках транспорта крупных компаний-клиентов Маршрутизации из сфер логистики, ритейла и электронной коммерции, осуществляющих доставку продуктов питания и непродовольственных товаров различных категорий (повседневного спроса, fashion, DIY и др.) как покупателям, так и до складов, дарксторов, магазинов, ПВЗ. В результате использования Маршрутизации пробег автопарка таких компаний сокращается в среднем на 18,8% по сравнению с «ручным» планированием маршрутов.

Исходя из среднего сокращения пробега, экономия бензина у автомобилей Маркета составила 747 486 литров, дизельного топлива — 1 185 766 литров.

● Оценку объемов выбросов провели в соответствии с международным руководством для мобильных источников выбросов – Протоколе по парниковым газам (GHG Protocol) и рекомендациями Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC).

Объем сэкономленного топлива умножили на коэффициенты выбросов от сгорания разных видов топлива, а также на потенциал глобального потепления (GWP) оцениваемых видов парниковых газов: диоксида углерода, метана, оксида азота. Потенциал глобального потепления – это коэффициент, который определяет степень их воздействия на глобальное потепление. Он конвертирует их выбросы в количество CO2-эквивалента.

В результате получили общее сокращение выбросов в СО2-эквиваленте: 4 975 тонн.

Использовать коэффициенты выбросов именно этих газов предложила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC), и сегодня они традиционно применяются для подобных расчетов. В теплоте сгорания топлива ориентировались на технические руководства IPCC и на коэффициенты ГОСТ.

● Примеры для иллюстрации масштаба сокращения выбросов подобрали с помощью калькулятора на официальном сайте Агентства по охране окружающей среды США.

Яндекс Маршрутизация работает над созданием калькулятора экономии выбросов для клиентов, а также планирует рассчитать экологический эффект от внедрения Маршрутизации в рамках существующих партнерств.

7
8 комментариев

Все что вы сократили Озон компенсировал одним сгоревшим складом

2
Ответить

молодцы Яндекс,совершенствуются

Ответить

Не знаю что вы там понавнедряли, но доставка действительно удобная и быстрая

Ответить

Дорогие Яндекс Маркет, поскольку до вас больше не дозвониться, пишу сюда, у вас очень низко упал уровень сервиса – курьер каждый раз опаздывает с доставкой на несколько часов. Вот сейчас не поленюсь и напишу об этом пост во всех своих соц.сетях. Операторы при этом каждый раз говорят, что все в порядке, а курьер не звонит и не предупреждает. Сегодня доставку перенесли на с 21 до 23. Простите, но думаю отказываться от вашего сервиса и категорически не рекомендую никому им пользоваться. И ваши «Это не куда не годится» от службы поддержки в чатах, правда, смотрится, по-детски с точки зрения коммуникации. Всего доброго!

Ответить

Анастасия, здравствуйте!

Простите, что расстраиваем долгой доставкой. Хотим разобраться, почему задерживались, а также вводили в заблуждение в чате поддержки, нужны только номера заказов

Ответить

126445378 Это регулярно со всеми последними заказами.

Ответить

Всё проверили — последние заказы и правда доставляли с большими опозданиями. Уже разбираемся в причинах: проработаем ошибки и оптимизируем логистику. Пожалуйста, простите, что заставляем ждать.

Доставку заказа взяли на контроль, делаем всё возможное, чтобы привезти его быстрее. Хотим исправить впечатление о сервисе, поэтому уже отправили вам баллы Плюса — изменения будут видны в личном кабинете

Ответить