Как жить и работать, когда вокруг — неопределенность?

Нам всем сейчас трудно сосредоточиться на работе, потому что мыслями мы совсем в другом месте. Новости, с которыми мы встречаемся, могут вызывать много сильных эмоций. Чувства тревоги, страха, неопределенности и беспомощности — естественная реакция нашей психики то, что происходит вокруг. Психотерапевт «Ясно» Марина Волкова объясняет, как найти для эмоций конструктивный выход.

Как жить и работать, когда вокруг — неопределенность?

Помните, что мы не можем «неправильно чувствовать» или «запретить себе так думать», но можем контролировать наши слова и действия. В отличие от эмоций, наше поведение — в наших руках. Просто «держать эмоции в себе» — непродуктивно. Их стоит «канализировать»: выражать вовне безопасным для себя и окружающих способом.

Как это сделать?

1. Интенсивные переживания могут быть связаны с агрессией. Важно помнить о ее подлинном источнике — и не отыгрывать на людях, которые находятся в непосредственной близости. Мы все объединены общей болью, которую выражаем и проживаем по-разному — и мы можем выбрать «сместить» агрессивный импульс, перенаправить его в другую сторону, даже если кажется, что человек рядом с нами «заслуживает» этой разрядки. Например, физически — направить удар в подушку вместо человека. А эмоционально — сублимировать, выплеснуть эмоции на бумагу, выплакать их или прокричаться наедине с собой.

2. Перенаправить свои переживания на какой-то другой объект или вид деятельности (сублимация) — это то, что в ваших руках вне зависимости от состояния и действий других людей. Неважно, насколько вы хороши в искусстве, важно, чтобы переживание стало «топливом» для чего-то созидательного и обрело свою внешнюю форму. Тренировка, уборка дома или отложенные дела, на которых вы концентрируетесь, для этого тоже подойдут.

3. Помнить о том, что все мы — люди, которым больно и трудно. Оставаться людьми и сглаживать полярный, черно-белый взгляд на ситуацию, деление на «чужих» и «своих» — это глубокая и требующая сил душевная работа, которую каждый из нас может сделать со своей стороны.

4. Найти человека, который может выдержать ваши эмоции, «сконтейнирует» их и по сути выполнит родительскую функцию. Он выдержит и примет их и при этом не разрушится, рядом с ним будет безопасно, он объяснит, что с вами происходит, посочувствует, даст утешение и поддержку.

(Однако важно оценить, готов ли к этому человек, к которому мы приходим. Если человек, с которым мы хотим поговорить, сам находится в эмоциональном раздрае, это не поможет, поскольку эмоции каждого из вас «наложатся» друг на друга — получится эффект эмоционального заражения — и обоим станет только хуже).

Что делать, если нет сил работать?

Сейчас многим думается, что любая деятельность утратила смысл. Но тут важно вспомнить, для чего мы это делали раньше, что нас мотивировало, чем мы руководствовались, когда выбирали двигаться, а не замереть на месте. Сомневаться в том, нужно ли это теперь — нормально; но вопрос в том, как мы обходимся с этими сомнениями — позволяем им одержать верх или делаем, пусть маленький, но шаг вперед — и наблюдаем за результатами.

Присмотритесь к своей деятельности: скорее всего, она полезна не только вам, но и кому-то еще. Может, вы помогаете тем, кто сейчас особенно уязвим, или благодаря вам держится какое-то общее дело, или ваше творчество вдохновляет кого-то не сдаваться.

Что делать, если вы руководитель?

В период изменений эмоциональная нагрузка на руководителей возрастает. В условиях опасности любой вышестоящий объект начинает восприниматься как «родительская фигура», так устроена психика.

Тревога ведет к регрессу: и сотрудникам, и руководителю становится сложнее мыслить зрело и рационально. Люди начинают перекладывать друг на друга ответственность, требовать повышенного внимания от начальства. И сотрудники, и руководители испытывают уязвимость, страх незнания, непонимания, некомпетентности. В результате вместо того, чтобы совместными усилиями искать решения, люди ищут способы меньше взаимодействовать друг с другом.

В ситуации неопределенности важным качеством руководителя становится так называемая «рефлексивная способность». Она позволяет принять в себе и в других незнание, эмоциональную напряженность, допустить неопределенность, контейнировать страх и тревогу прежде, чем действовать. Это помогает оставаться эффективным в условиях изменений.

Руководитель может помочь подчиненным контейнировать эмоции. Дать время, чтобы просто научиться выдерживать эмоциональное напряжения, не требуя решений. Попробовать принять сложность и непонятность как данность (как с маленьким ребенком, который отчего-то капризничает). Все это время важно продолжать обсуждать, что происходит, открыто говорить о сомнениях и опасениях. Хорошо бы, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя вовлеченным в процессы.

Хороший вариант поддержки — подключить корпоративную психотерапию. Профессиональные психологи могут контейнировать эмоции сотрудников, эмоционально не разрушаясь. В частности, сейчас актуальна групповая корпоративная терапия, так как многих беспокоит примерно одно и то же: страх за будущее, неопределенность, бессилие, стресс, невозможность контролировать эмоции.

Восстановить работоспособность команды, как будто ничего не происходит, — нереалистично, на время придется сделать скидку. Снисходительно отнестись к подчиненным, понять, что сейчас трудные времена и все перегружены и тормозят. Это же относится к себе — не надо в кризисные периоды ждать от себя продуктивности на обычном уровне. Работает то, что на что можно опереться, — например, написать инструкцию вплоть до самых простых и мелких операций, которые обычно выполняются на автоматизме, подробный план на день.

Как быть, если прямо сейчас вы одни?

Постараться найти группу поддержки: людей, рядом с которыми безопасно. Сегодняшняя ситуация так или иначе ударила по каждому; это не локальная проблема, когда за помощью можно обратиться к тому, кто сильнее вас в данный момент. Сейчас нам может не хватать ресурсов, чтобы поддержать друг друга; их может не найтись даже для самих себя. Это тоже нормально — вспомните, как нас учили надевать кислородную маску в самолете.

Что можно сделать? Стать для себя тем самым поддерживающим человеком. Сказать себе те слова, которые хочется услышать от другого. Посочувствовать себе, обнять и пожалеть. Если этого недостаточно, если накрывает отчаяние — обратиться за помощью к психотерапевту или психиатру. Не забывать про минимальную физическую активность, еду и сон, обращать внимание на дыхание.

Мы не можем повлиять на глобальную ситуацию, но каждый из нас «возделывает» тот кусочек реальности, в котором живет и находится сам. Уделяйте внимание повседневным, рутинным делам — это придает жизни последовательность и стабильность, которые важны тем больше, чем больше то, что находится за пределами нашего прямого влияния, кажется тревожным, хаотичным, неопределенным.

4
Начать дискуссию