Групповая психотерапия: работает ли она в офисе

Чем групповая психотерапия отличается от личной, кроме числа участников? А от коучинга и психологических семинаров? Можно ли ее использовать в качестве корпоративной психологической поддержки? Отвечает психотерапевт «Ясно» Алексей Покотилов.

Групповая психотерапия: работает ли она в офисе

Как устроена групповая психотерапия

Важно понимать, что групповая психотерапия — это не коллективный коучинг и не группа поддержки. В процессе групповой терапии участники так же, как и в личной, исследуют себя, пытаются обнаружить свои истинные потребности, начинают лучше замечать внутриличностные препятствия, мешающие удовлетворять эти потребности. Это сложный длительный процесс, некий путь, который проходит человек. Причем внутренняя работа происходит не только на сессиях, но и между ними.

Обычно в группе 5-10 участников и 1-2 ведущих. Встречаться лучше всего регулярно в фиксированное время. Продолжительность встреч тоже фиксированная. Желательно, чтобы в регулярной группе было не больше десяти участников и не меньше пяти (чтобы хватило времени на всех и чтобы было о чем говорить на каждой встрече) и их состав не менялся от раза к разу. Удобно проводить групповые сессии очно, но в целом онлайн-формат дает много возможностей для взаимодействия, сейчас накоплено уже достаточно опыта для такой работы.

Состав группы может быть разным. Бывают группы гендерной/возрастной проблематики, бывают универсальные. Желательно, чтобы участники и ведущий не взаимодействовали вне группы, строго не рекомендуются иерархические, любовные, родственные отношения между участниками.

Когда нужна групповая терапия

Запросы здесь часто примерное такие же, как и в личной терапии: получить поддержку, лучше понять себя. Но некоторые вопросы удобно исследовать именно в рамках групповой терапии. Прежде всего, это темы, связанные с взаимоотношениями людей и коммуникацией: как меня видят другие люди, как я управляю своими границами, что из того, что я думаю о людях и они думают обо мне — фантазия, а что реальность, как мне быть с агрессией и симпатией, каков я в конкуренции и сотрудничестве, как я строю (или не строю, или разрушаю) отношения.

Если говорить о рабочих взаимодействиях, тут похожие вопросы: как я выстраиваю отношения с людьми, получается ли у меня найти себе место в команде.

Группа — это своего рода микромодель общества, воссозданная в безопасных условиях. Групповая терапия бывает полезна, чтобы узнать, уникален ли человек с определенной проблемой, и чаще всего — спойлер — выясняется, что он не один.

Групповая и личная терапия хорошо работают в сочетании. Бывает, что человек обнаруживает что-то важное на групповой терапии и идет разворачивать проблему в личной. А бывает наоборот: допустим, в рамках личной терапии человек обнаружил, что не доверяет людям, и может исследовать в безопасной среде, почему, кому именно.

О чем говорят на групповых сессиях

Психотерапевтические группы бывают тематическими (например, про деньги/отношения), а бывают — свободной динамики. Это значит, что работа строится вокруг тем, которые рождаются на каждой конкретной встрече в контакте между участниками. Кто-то приносит темы, которые хотелось бы поисследовать, с собой из жизни (с работы или из семьи), а участники откликаются (или нет — и тогда интересно понять, почему).

Важно даже не само содержание разговоров, а то, что происходит в результате взаимодействия с ведущим и другими участниками. Это не обучающий тренинг, работа и новые открытия происходят изнутри.

Когда слушаешь вебинар или проходишь тренинг, психика оставляет только ту информацию, которая кажется безопасной, которую не хочется избежать. А в групповой терапии постепенно создается атмосфера безопасности и доверия, и всплывают темы, о которых люди не решились бы сами заговорить. Человек не просто послушал, а в процессе взаимодействия что-то понял про себя или попробовал что-то новое.

Какие темы надо поднимать с осторожностью — это темы, связанные с насилием, психическими травмами. Они требуют подготовки ведущих и определенного формирования группы, это же относится и к клинической проблематике (например, работе с зависимостями).

Групповая терапия как корпоративная психологическая поддержка

В рамках бизнеса вопрос отбора участников групп требует пристальнейшего внимания. Для полноценной групповой психотерапии нужно, чтобы коллеги не взаимодействовали за рамками сессий. Иначе сотрудники будут выплескивать напряжение вне группы, и его будет трудно исследовать его в рамках терапии.

Другая важная проблема — конфиденциальность. Конечно, ведущий сразу оговаривает, что все, что происходит в группе, должно оставаться внутри и нельзя обсуждать других участников после сессий. Но гарантий здесь быть не может.

Какие есть решения?

01 Требование, чтобы участники не пересекались вне сессий. Например, они могут быть из разных подразделений одной компании. Психотерапия — неважно, групповая или личная — это динамический процесс, люди работают с собой и своими внутренними проблемами, они уязвимы и должны чувствовать себя в безопасной среде на сессиях.

02 Работа в рамках определенных тем. Это безопасней с точки зрения конфиденциальности. Меньше вероятность, что всплывет какая-то очень личная проблема, которая требует изучения в динамике. Какая может быть структура: 10 встреч, на вводной ведущий обозначает возможные варианты тем и вместе с участниками выбирает наиболее интересные. 3 темы, на каждую тему по 3 встречи. Например: карьера, отношения в коллективе, деньги, удовольствие от работы и т.д.

03 Процесс-группы, коуч-группы, группы поддержки в рамках бизнеса или группы с ограничением глубины. Это групповые сессии, но не полноценная психотерапия. Как бы ни называлась группа, идея в том, что опытный психолог создает такое пространство, где участники могут отреагировать свои переживания, поделиться эмоциями, обсудить радостные события и неприятные моменты в доверительной и конфиденциальной обстановке. Люди учатся слушать друг друга и открыто разговаривать о сложностях. А если поднимаются более серьезные, глубинные вопросы — уже стоит идти в личную терапию.

Ведущие должны пытаться строить групповые сессии так, чтобы люди учились говорить на языке эмоций, но не начинали анализировать отношения в коллективе — это может иметь серьезные последствия. Важно помнить, что если в команде есть потаенный конфликт, то терапия его эскалирует.

Подбор участников в любом случае имеет значение. Если, например, в группе все участники — из одного отдела, за исключением начальника, то такой состав может поддерживать расщепление на «властного тирана» и «угнетенных подчиненных», которые пришли «пожаловаться» психологу. Это не приведет к решению проблем.

Что касается руководителей, они могут посещать личную терапию. Когда начальник в большем контакте с собой и свободен в выражении эмоций, сотрудники это чувствуют — и атмосфера в офисе в целом становится более здоровой.

Если вам интересно попробовать групповую терапию в офисе, оставляйте заявку, обсудим оптимальный формат.

44
Начать дискуссию