(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(65402455, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(65402455, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/B5L5', text: 'Как уберечь команду от выгорания?', button: 'Узнать', color: '#F0F7FE', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Зачем отказываться от плана продаж и какую цель ставить взамен

Отменяешь план продаж — растет выручка. Перестаешь контролировать процессы — люди становятся инициативнее. Как возможна такая утопия?

Рассказывает Александр Двоеглазов — CEO «Фикуса». Компания озеленяет офисы крупных компаний и общественные пространства

Почему не нужен план продаж

Я давно хотел построить компанию, где люди чувствовали бы себя свободно. Где они могли бы не тратить время впустую, чтобы выяснить, кто прав, кто виноват. Кто должен что-то делать, а кто не должен. Где все бы понимали, что реально влияют на общий результат, и действовали исходя из этого.

Раньше в «Фикусе» была определенная иерархия, структура, KPI, планы — плюс-минус все то же самое, что у большинства других компаний. Мне внутренне такая среда всегда казалась немножко некомфортной. Поэтому в какой-то момент я решил, что нужно послушать интуицию и попробовать изменить ситуацию.

Мы начали трансформироваться в 2020 году. Убрали план продаж и всю отчетность для менеджеров, которые работают с клиентами. Заодно отвязали их зарплату от плана. Позволили людям работать так, как они считают нужным.

У нас проектная компания. Бывает, что мы общаемся с клиентом по несколько лет, прежде чем закрыть сделку. Поэтому нам важно, чтобы менеджеры инвестировали время в самых перспективных клиентов, пусть и вдолгую. А не пытались всеми силами закрыть клиента здесь и сейчас, чтобы добить план.

К тому же идея плана подразумевает, что мы с какой-то вероятностью можем предсказывать будущее. Но, на самом деле, мы можем давать только примерную оценку.

Поэтому теперь мы определяем базисный уровень вместо плана: ту отметку, ниже которой мы не должны уйти. Все, что выше базисного уровня, — это премия. И эту премию мы готовы делить с командой и владельцами бизнеса.

К чему это привело? Менеджеры ощутили свободу и стали работать вовлеченнее. Продажи выросли и бизнес стал более здоровым.

Какая цель лучше плана продаж

Любая компания, у которой есть интерес к самоуправлению, должна начать с эволюционной цели. Сформулировать, ради чего существует бизнес. Это должна быть такая цель, при достижении которой бизнес больше не нужен.

Мне кажется, лишь у немногих российских компаний есть эволюционная цель. Предприниматели часто говорят: «Мы зарабатываем деньги. Мы не понимаем, какую пользу мы несем».

Вот мы в команде хорошо понимаем, зачем работаем. Мы видим свою эволюционную цель в том, чтобы люди чувствовали себя более счастливыми и меньше стрессовали. Для этого мы озеленяем разные пространства, где есть люди: аэропорты, офисы, банки, музеи.

Вокруг эволюционной цели можно объединить всю деятельность компании. Если мы поставили правильную цель, то волей-неволей заработаем, это естественный результат.

Как предотвратить конфликты в команде

Что еще мы изменили? Раньше отделы передавали клиента друг друга: от пресейла к реализации и сервису, всего 10 этапов. Не было одного менеджера, который бы вел клиента внутри команды. В таком режиме регулярно возникали конфликты, когда не было очевидно, кто за что ответственен на текущем этапе.

Поэтому мы создали проектные группы, в которых замкнули ключевые функции. А вокруг них выстроили вспомогательные функции. Это склад, производство, бэк-офис.

В проектных группах объединились люди с разными должностями. Они самоорганизовались и распределили роли между собой в каждом конкретном проекте. Люди гибко настраивают связки в такой группе: я сегодня подстрахую тебя здесь, а ты меня тут.

Я вижу в этом колоссальное зерно эффективности. В тот момент, когда человек не говорит, что это не его обязанность, а берет и помогает, организация делает шаг вперед.

Зачем сотрудникам оценивать друг друга

Чтобы компания заработала по-новому, сотрудникам нужно было осознать, что теперь не руководители ставят задачи, а равные им люди. Соответственно, они же принимают и оценивают работу.

Когда сотрудники начинают понимать это, потребность в руководителях отпадает. Оказывается, не обязательно нужен начальник, чтобы говорить что-то хорошее или что делать. На практике людям проще договариваться напрямую между собой, если они обладают нужной информацией (в том числе о клиентах и финансах).

В чем головная боль большинства руководителей? В том, что все приходят к ним и ждут, что решения примут за них.

Хотя человек на месте сориентируется лучше и быстрее, если у него будут навык (инструменты) и информация (данные).

Моя роль в компании сегодня — это настройка взаимодействия, обозначение красных линий и некоторые организационные моменты. В будущем я хочу прийти к полному самоуправлению.

Почему для компании плохо, когда сотрудники молчат

Одна из особенностей самоуправления — горизонтальность. Когда мы внедрили проектные группы, структура как раз стала более плоской, иерархии стало меньше.

Еще один шаг на пути к самоуправлению — переход на удаленку и отсутствие контроля за ней. Так отношения в команде становятся более доверительными. Никому не нужно, чтобы человек был в офисе с 9 до 18.

Это очень наглядно подсветилось на масштабе. Сейчас многие компании стремятся вернуть людей обратно в офисы. А мне кажется, что полная удаленка — это очень даже хорошая история. Благодаря ей мы научились спрашивать с людей за результат, а не за потраченное время.

Также для нас как компании, которая строит самоуправление, важно взрастить качественную корпоративную культуру. Плохая культура может убить любое хорошее начинание. Это нам сейчас стало очень наглядно. Инвестиции в культуру — это наша цель на год.

Вот вам пример, как культура влияет на происходящее в компании. Когда началась мобилизация, мы договорились о корпоративной психологической поддержке с Ясно по инициативе сотрудника. Это к вопросу о самоуправлении: у нас можно выходить с инициативой и предлагать что угодно. И инициатива одобрена по умолчанию, если она обоснована.

Через месяц после того, как мы договорились с Ясно, другая сотрудница спросила меня: «Почему вы не договорились с ними в феврале? Мне бы это очень помогло тогда». И под словом «вы» она подразумевала какую-то абстрактную группу людей, которые должны сделать для нее что-то хорошее.

В тот момент я растерялся и не нашелся, что ответить. А спустя время объяснил коллеге, что пока никто не предложит, ничего не произойдет. Руководители — не гении, они не могут знать всего.

Вовремя проговаривать проблемы и возможные решения — это часть корпоративной культуры. Если человек не говорит, а замыкает проблемы в себе, для организации это плохо.

В чем смысл корпоративной психологической поддержки

Когда сотрудники стрессуют, они становятся менее производительными. К тому же стресс куда-то выливается: на коллег, клиентов, партнеров, поставщиков. По сути, в бизнес проникает вирус стресса.

Я рассматриваю любую затрату на команду как инвестицию. Мы тратим деньги, чтобы что-то улучшить. В результате трат должна появиться измеримая польза. Причем не обязательно в деньгах. Чтобы люди стали профессиональнее, тратили меньше времени на дорогу или, как в случае с Ясно, меньше стрессовали.

80% нашей команды — это девушки и женщины. И в этап мобилизации больше тревожились как раз они, а не их мужчины. Они переживали за друзей, братьев, мужей, сыновей. Мы в тот период понимали, что они не могут полноценно работать и что им нужна поддержка.

Команда «Фикуса»

Судя по групповой динамике, подключение Ясно пошло в плюс команде. Люди, которые начали заниматься с психологом, теперь чуть более осознанно относятся к работе. Некоторые ходят к психологу уже несколько месяцев. В разговорах с ними иногда всплывает, как им нравится и как это было нужно.

Цель на будущее: безболезненно передать управление команде

Моя цель, наверное, не очень похожа на цели других руководителей. Я бы хотел как можно меньше влиять на компанию.

Следующий этап для нас — создание внутри компании институтов, которые бы смогли забрать себе мои функции. Мы собираемся сделать совет из тех сотрудников, кому небезразлична компания, кто может и хочет принимать решения. Этот круг получит полномочия по управлению компанией.

Пока же наша самоорганизация все-таки упирается в меня. Я сам как модератор являюсь узким местом этой системы. Я бы хотел, чтобы моя зона ответственности сместилась в области границ: обозначать, что для нас приемлемо, а что нет.

Хочется думать, что команда справится с управлением лучше меня. Потому что, в отличие от меня, она непосредственно вовлечена в работу с клиентами и ощущает их потребности на кончиках пальцев.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/B5L5', text: 'Как уберечь команду от выгорания?', button: 'Узнать', color: '#F0F7FE', textColor: '', img: 'a02e166c-d538-5a07-90e0-96b4a3e51ac2', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Ярик Никитин

Преимущественно женский коллектив, плюс самоуправление, плюс взаимооценка...
Да вы ходите по оху... очень тонкому льду... ))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Осотин

))) спасибо, мы аккуратненько)

Ответить
Развернуть ветку
Kurt

и два мужчины как сыр в масле катаются

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Осотин

Сергей Осотин
сейчас
у нас 100+ сотрудников, на фото все не поместились) мужчин более ,чем 2) и у нас не принято "кататься как в сыр в масле", мы все работаем, если что))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Каляев

почему вы пишите как бот

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Осотин

Переобщался с chatGPT)) а вы?

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Как вообще можно спокойно работать, когда вокруг столько женщин, и ты при этом не гомосек? Тут не один психолог в помощь нужен :))).

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

У нас нет отдела продаж и плана продаж.
Но чтобы не терять форму, я постоянно гоню на бухгалтера, что она план продаж не выполняет, больше не на кого.

Ответить
Развернуть ветку
Сухой Стояк

Ждал обсуждение в комментариях, а их кот наплакал.

Статью прочитал с интересом. Спс

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Осотин

.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
null