{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда форс-мажор — это норма. Разбираемся, как развивать свое дело в некоммерческом секторе и не опускать руки

Реально ли заниматься благотворительностью, при этом не выгорая и не уходя в минус? В формате #личныйопыт рассказываем о кейсе нашего партнера — фонда помощи животным из Екатеринбурга. Читайте и задавайте вопросы нашим спикерам в комментариях, если опыт откликается.

Фото из архива спикера

В начале нулевых несколько единомышленниц из Екатеринбурга решили помогать бездомным животным и своими силами организовали благотворительный фонд, который назвали «ЗООзащита». Спустя более чем 16 лет работы на счету команды зоозащитников — тысячи спасённых собак и кошек, которых вылечили и/или пристроили.

Руководитель фонда «ЗООзащита» Анна Вайман рассказала о рабочих буднях организации, главных вызовах и планах на будущее.

Всё сами: как запускали фонд

Фонд «ЗООзащита» зарегистрировали в Екатеринбурге в 2006 году. Основательниц организации, по словам Анны, объединила плачевная ситуация в одном из частных приютов города.

Это побудило нас начать официально работать с проблемой безнадзорных животных. Было принято решение не обращаться сразу же к властям города с просьбами. Сначала мы планировали зарекомендовать себя и наработать нужный опыт.

На момент регистрации от создательниц организации требовался уставный капитал в размере 10 тысяч рублей — они вложили в это личные деньги. Ни офиса, ни бюджета поначалу не было. Мы делали всё на свои средства.

Многие волонтёры — и тогда, и сейчас — где-то работают, а параллельно помогают нам. Сами мы тоже сначала работали, и почти все свои деньги мы тратили на помощь животным.

Постепенно фонд научился привлекать средства из других источников, в команде появились бухгалтеры и фандрайзер. Сейчас в организации работает около 50 человек, из них в штате трудится два, ещё шесть привлечены по договору, все остальные — волонтёры.

Где-то 30 человек — это пиар-кураторы, которые рассказывают о наших животных в сети. Ещё есть автоволонтёры, волонтёры, которые покупают и привозят корм, финансовые кураторы, которые ежемесячно вносят посильную для них сумму на содержание собак на передержке.

Котокафе, приют для собак и поиск хозяев

У фонда несколько основных направлений работы. В первую очередь это прямая помощь животным — кошкам и собакам. Часто животные с улицы нуждаются в медицинской помощи — на это идёт большая часть собранных пожертвований.

В идеале наша задача — найти питомцу дом. С этим помогают волонтёры, которые занимаются пиаром. Пока мы ищем животным хозяев, им нужна передержка, так как приют в нашем городе только один, и тот всегда переполнен.

Зачастую именно оттуда «ЗООзащита» и вывозит своих новых подопечных, чтобы они не оказались опять на улице — многие из них бывшие домашние, и на улицах Екатеринбурга им просто не выжить.

Анна объясняет, что, когда Екатеринбург с отстрела собак перешёл на отлов, было решено создать Муниципальный приют кратковременного содержания. В 2010 году администрация города сама вышла на «ЗООзащиту» и пригласила поучаствовать в создании такого приюта. Это был первый опыт сотрудничества благотворителей с городом.

Теперь у нас есть один такой пункт кратковременного содержания, он же — Муниципальный приют для собак. Там они проходят карантин, вакцинацию, стерилизацию. После этого тех, кто приспособлен к уличной жизни, отпускают на место отлова, а тех, которые хотят и готовы жить с людьми, мы фотографируем и пиарим, чтобы найти им дом. Поиски могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Собаки, которые не могут жить на улице и пока не обрели хозяев, остаются в приюте столько, сколько возможно. Когда время их содержания истекает, волонтёры «ЗООзащиты» стараются пристроить всех, кого могут, на временные передержки.

С кошками сложнее: для них в Екатеринбурге до сих пор нет приюта, поэтому «ЗООзащита» запустила проект «Мохнатая компания». Это что-то вроде котокафе, где живут 30 животных. Все они ищут дом. Когда кто-то находит семью, на его место сразу берут другого питомца, которому нужна помощь.

Кошки, которые живут на улице, не представляют угрозы для людей. Наверное, поэтому им меньше помогают. В Екатеринбурге мы вместе с другими зоозащитниками создали такие пространства, где можно содержать кошечек, параллельно подыскивая им хозяев. Сюда можно прийти и пообщаться с животными — как в антикафе.

Фото из архива спикера

При этом, подчёркивает Анна, это не контактный зоопарк. Прежде чем пустить гостей к кошкам, им рассказывают о непростой судьбе этих животных, просят относиться к ним с уважением и дают инструкции.

Привить людям правильное отношение к животным как к живым существам — это одна из миссий нашего котокафе.

Уроки добра и Школа ответственного хозяина

Этой же цели служат и другие проекты фонда. Есть, например, проект «ЗООФРЕНДЛИ» — по сути, это серия больших фестивалей, которые зоозащитники организуют для горожан в парках, торговых центрах и т. д. Одна из задач таких мероприятий — пристроить питомцев, которые ищут хозяев.

Другая важная составляющая — развлекательная и познавательная. Люди могут прийти и узнать что-то полезное про животных. Мы приглашаем выступать кинологов, грумеров, ветеринаров. Они рассказывают, как завести животное, как к этому подготовиться, какие бывают заболевания. Всё это сопровождается развлекательной частью, чтобы детям тоже было интересно на этих праздниках.

Для детей также проводят Уроки добра. Зоозащитники ездят по учебным заведениям Екатеринбурга и ближайших населённых пунктов. Школьникам и детсадовцам рассказывают, как быть для питомца хорошим хозяином, что такое ответственное отношение к животным и почему иногда лучше не спешить заводить кота или собаку.

А для взрослых у нас есть Школа ответственного хозяина. Этот проект мы реализовали при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта люди, которые брали животных в 2022 году из Муниципального приюта или из-под нашей опеки, могли бесплатно позаниматься с кинологом и получить консультацию у ветеринара.

Фото из архива спикера

Помимо этого, «ЗООзащита» продолжает взаимодействовать с Законодательным собранием Свердловской области и Администрацией Екатеринбурга. Активисты хотят добиться того, чтобы в городе и регионе создали приют длительного содержания для кошек и собак.

Бабушка с 50 кошками, выгорание и другие трудности

Ежедневно в соцсети и мессенджеры «ЗООзащиты» поступают многочисленные просьбы о помощи животным, которые оказались на улице или, например, попали под колёса машины. Также у организации есть диспетчер, который принимает сообщения по телефону.

Периодически сталкиваемся с «кошачьими домами» — это очень сложно и затратно. Например, два года назад умерла женщина, у которой было где-то 50 кошек. Всех нужно было вакцинировать, стерилизовать, обработать, найти для них место. До сих пор некоторые не пристроены. А недавно на нас свалилось ещё 11 кошек. Когда такое повторяется, начинает дёргаться глаз.

Фото из архива спикера

Во время пандемии зоозащитникам пришлось непросто. Люди стали меньше жертвовать фонду: кто-то потерял работу, кто-то — здоровье. Поднялись цены на корма и вакцины. К тому же организация лишились помощников: все сидели по домам.

Но мы в любых условиях приспосабливаемся. Находим новые формы продвижения информации, привлекаем новых партнёров, но остаёмся на плаву. Потому что для нас форс-мажор — это норма. Мы привыкли.

По словам Анны, из-за большой нагрузки, в том числе эмоциональной, в этой сфере велика вероятность выгорания. Кто-то учится с ним справляться, а кто-то не выдерживает и перестаёт помогать.

Мы не рыдаем, как раньше, над каждым животным, которое ушло. Это не значит, что нам не больно. Просто со временем психика начинает защищаться. Учишься искать возможность передохнуть, переключиться. Я, например, занимаюсь спортом, выезжаю на природу. Но бросать это дело уже не хочу. Это уже образ жизни.

Перемены к лучшему

Несмотря на все трудности, в наши дни заниматься благотворительной деятельностью проще, чем раньше, уверена Анна. По её мнению, в последние годы работе некоммерческих организаций стало уделяться больше внимания — со стороны государства, бизнеса и общества в целом.

Огромная роль у соцсетей — прежде всего они сильно упрощают сбор средств и привлечение помощи. В самый первый раз мы собирали деньги через одну из местных газет — на лечение собаки с онкологией требовалась довольно крупная сумма. Сейчас это гораздо проще. А если потерялось животное, то можно быстро раскидать информацию об этом по сети, и шансы найти его гораздо выше.

Кроме того, появляются и развиваются всевозможные сервисы, которые упрощают жизнь. Так, с развитием платёжных решений людям становится проще жертвовать деньги, а фондам — собирать их. Сейчас, например, многие благотворительные организации существуют за счёт подписок на ежемесячные пожертвования.

Я лично собирала деньги на эту собаку с онкологией, и это было некомфортно. Люди приходили и передавали деньги из рук в руки. А сейчас у нас подключена ЮKassa, и можно в один клик сделать перевод, например, по QR-коду. Не нужно прилагать особых усилий, не нужно никуда ехать.При выборе платёжного решения мы опирались на отзывы наших коллег из других благотворительных организаций.

Для нас было важно, чтобы была возможность рекуррентных подписок. С ЮKassa всё это есть, и всё настолько автоматизировано, что не приходится ничего делать вручную. Важно ещё и то, что мы можем отслеживать динамику пожертвований — по дням, по неделям, по месяцам. Мы видим, как растём.

Также сегодня можно за пару минут найти в открытом доступе отчёты о расходах любой официально зарегистрированной благотворительной организации и убедиться, что твои деньги пошли на благое дело. А у тех, кто предпочитает помогать не деньгами, есть возможность, например, заказать из зоомагазина доставку корма прямо в фонд.

Результаты и планы

Сейчас под попечением фонда находится около 250 собак и 120 кошек. Всего за 16 лет, по словам Анны, ту или иную помощь получили около 10 тысяч животных — точно подсчитать сложно.

Мы считаем, что у нас хорошие результаты. Нам удается менять сознание людей в лучшую сторону, прививать им хорошее отношение к животным, ответственность. По моим ощущениям, люди стали реже проходить мимо чужой беды. Сейчас человек видит на улице животное, и он знает, куда обратиться за помощью.

В этом году «ЗООзащита» получила президентский грант на реализацию нового проекта. Цель этого проекта — с помощью кинологов готовить собак на передержке к домашней жизни.Не все собаки любят людей. Кто-то не хочет ходить на поводках, кто-то не знает базовых команд и не умеет слушать человека.

Грант поможет нам заняться собаками, которые незаслуженно засиделись на передержке.Фонд будет продолжать просветительскую деятельность, фестивали «ЗООФРЕНДЛИ» и Уроки добра в школах и детских садах. Также в планах — больше работать с ресурсами, которые поддерживают некоммерческий сектор в России.

Для этого нужно расширять команду.Нам всегда нужны люди, которые готовы брать животных на временное содержание. Нужны пиар-кураторы и те, кто может гулять с собаками, а также автоволонтёры, дизайнеры, юристы, SMM-специалисты. У нас есть варианты для любого возраста и формата участия.

Подписывайтесь на блог ЮMoney на vc.ru: здесь наши сотрудники, эксперты и партнеры-предприниматели делятся опытом на разные темы — от построения личного бренда до развития бизнеса в некоммерческом секторе. А ещё периодически публикуются исследования по e-commerce и смежным отраслям, и новости о продуктах ЮMoney и ЮKassa.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда