Менеджер телефонных продаж: штрихи к (идеальному) портрэту

Легка доля менеджерская, если человек на своем месте — базовое делает на автомате, ориентироваться в сложном ему помогает опыт и чутье, а разговаривать со случайными людьми по телефону он находит удовольствием.

Опыт приходит со временем, чутье вопрос дискуссионный, а с последним пунктом — загвоздка. Мы встречаем временами обаятельных и весьма разговорчивых людей, но клиентам звонят их бледные тени.

Алло! Каво?!? Не слышу, повторите…

В. А. Жмышенко. Гуру телефонных переговоров, 54 года

Иногда раскрыться мешает перескриптованный работодатель, иногда — внутренние установки. Рассказывать, как можно избавиться от этих установок и стоит ли этим заниматься в принципе — тема для беседы за пределами этой заметки.

Постойте, обладать широким кругозором, большим словарным запасом, умением складывать слова в текст устно и на бумаге, навыками самопрезентации, и при этом иметь желание работать в бизнесе, да еще и наемным сотрудником… Ха, да таких людей не отыскать, скажете вы…

Так и есть! И в самом деле — человек, знающий о существовании риторики Аристотеля, вряд ли оценит текст к подавляющему большинству вакансий на хх. ru, не говоря о сайтах рангом пожеже.

Настройками HR воронок и проведением через них менеджеров по продажам сейчас, видимо, занимаются какие-то совсем случайные люди, а собственники и директоры в поисках методов организации отделов продаж порой ныряют в такие мутные воды, что мы сомневаемся, вода ли это.

Однажды нам с коллегами довелось прочитать подборку рассылок Гребенюка (имя изменено из соображений гуманности, чтобы никто не загуглил) — одни стучат деревянным языком по (видимо) каменным головам других, и мы не знаем, чем им можно помочь.

Если уж предприниматель обратился в околодонный консалтинг в поисках ответов на свое наболевшее — это сигнальчик. И дело даже не том, что коммерческое предложение будет содержать мантры про «автоматизацию бизнес-процессов» или «внедрение организационной схемы». Дело может быть в том, что предприниматель неразборчив, а отсюда, как вы понимаете, рукой подать до мухлежа с налоговой базой и развода контрагентов.

Времена нынче таковы, что Аристотель со своим учением может попасть к предпринимателю средней руки только через переводной бестселлер, где Аристотеля преподнесут, как новую панацею.

Нас порой пугает, что многие люди неспособны воспринять информацию иначе, чем через гуманитарный науч-поп. А именно это произошло с учением стоиков, которое было пережовано за бизнес-ланчами, отрыгнуто и выпущено вместе с дымком на перекуре.

Вот две вещи, на которые стоит обратить внимание на собеседовании, по нашему мнению. И никаких кувырочков с тестированием — только информация от самого претендента на высокое звание — менеджер по продажам по телефону.

Важный момент — мы введем аксиоматическое утверждение, которого придерживаемся, когда говорим о телефонных продажах. Напомним, что мы имеем дело с устной речью, а также с голосом и его эмоциональным окрасом.

Итак, пространство телефонного разговора, на наш взгляд, полностью принадлежит миру театра и литературы

Исходя из этого, делаем вывод, что хорошим бэкграундом для кандидата была бы, например, какая-нибудь мало-мальски приемлимая самодеятельность. Публичное представление — это подвижный, нестабильный, меркуриальный мир, который существует по правилам куда более сложной драматургии, чем телефонный звонок.

Конечно, кто-то не готов будет сразу признаться, что играл Пьеро при полном гриме на сцене поселкового Доме культуры. Тем лучше, ведь нам нужны «только смелые, решительные» люди, «готовые с первого дня» ринуться в оборот событий, не щадя живота за булку хлеба насущного.

Единственное, будьте осторожны с бывшими кавээнщиками и прочей камедью, если ваши KPI не содержат пункта «генерация нескладных шуток у кулера». Эта публика перманентно готовится к свадебному и новогоднему чёсу, то есть в практически в любой сезон на работу им будет наплевать. И вдобавок придется раскошелиться на голосовой саммарайзер для понимания, чего они там наворачивают по телефону. Слушать панчлайны — это труд как раз для ИИ.

Ну и поинтересуйтесь (кто-нибудь, когда-нибудь), какую литературу предпочитает кандидат. И если вы слышите дропнейминг, типа «БудьЛучшейВерсиейСамогоСебя», будьте начеку — перед вами, возможно, проходимец, потому что даже в рамках разговора про нон-фикшн литературу озвучивать ТАКОЕ совершенно немыслимо.

Кстати, человека, у которого на столе «Атлант расправил плечи» тоже нужно держать как можно дальше от клиентов, поскольку тошнотнее этой книги ничего нет. Но поскольку про нее все знают и почти никто не читал, можно немного расслабится — вы просто слышите социально приемлемый ответ.

Разумеется мы тут не предлагаем превратить отдел продаж в кафе-шантан, но слышать «давайте поступим следующим образом» одним и тем же тоном по десять раз на день совершенно невыносимо.

И напоследок — дайте кандидату возможность на испытательном сроке написать свой маленький скрипт продаж. Нерадивые работодатели пользуются такими приёмчиками, чтобы улучшить свое бестолковое УТП, а мы предлагаем полюбопытствовать, какими словоформами ваш кандидат выразит себя, свое отношение к делу, к клиентам, да и к миру, в конце концов.

На самом деле для этого достаточно и сопроводительного письма, но письмо случится, если текст вакансии содержит хоть какую-то фактуру, а не скупое перечисление требований и обязанностей. Конечно, вряд ли по итогу получится еще одна переписка Бунина с Чеховым, ведь никто, абсолютно никто не ждет от HR специалиста бунинской художественно-публицистической формы, но хоть какие-то минимальные приличия соблюдать все же желательно.

Всем (больших продаж) найти время читать побольше книг!

11
4 комментария

Спасибо за статью, все правильно написали, я работаю в телефонных продажах, и когда слышу как менеджеры формулируют мысли в нескладные предложения, пытаясь что-то продать, то прихожу в ужас 😱 Читать господа нужно, читать, много хорошей литературы, для продажника это важно, но спрашивать об этом наверное не стоит, грамотный hr, всегда по речи определит степень начитанности кандидата, ну или его опыта))

1

К нашему все-еще-продолжающемуся изумлению, грамотного hr мы так и не встречали. В смысле, грамотного настолько, чтобы доверить ему подбор менеджера продаж.
Их максимум - это щит-контроль на входе, проверка данных в резюме и наше любимое - "давайте мы расскажем о себе, вы расскажете о себе и потом зададим друг другу вопросы")

Действительно, некоторые критерии, такие как литературные предпочтения, могут служить индикаторами успешной работы менеджера

мысль вроде уловил - опрашиваем менеджеров на предмет литературных предпочтений, делаем гигантский дашборд со столбиками «булгаков», «гоголь», «уэллс», «толстой», «уайльд», «тургенев», «дюма», «метерлинк», «куприн», «моэм», «некрасов», «гюго», «верн», «грибоедов», «крылов», «твен», «сенкевич», «диккенс», «драйзер», «стивенсон», «достоевский», «кэррол», «по», «мопассан», «бальзак», «лесков», «флобер», «стендаль», «гофман», «ницше», «киплинг», «майринк» (например, получится так). Предлагаю усилить и заставить менеджеров читать по главе их любимок в день. И смотрим, как растут (или нет) индикаторы успешной работы.