Геймификация — это вам не игрушки

Привет, это дизайн-студия StandApp. Мы помогаем улучшать ИТ-продукты, удерживать пользователей, повышать конверсию и лояльность.

Геймификация — это вам не игрушки

Оборот игровых компаний растет. По прогнозам, к 2026 году он составит 205,7 млрд долларов. По объему выручки игровая индустрия больше, чем музыкальная и киноиндустрия, вместе взятые. Успех этого тренда могут разделить неигровые IT-компании.

Использование игровых механик, пришедших из игровой индустрии, позволяет продавать, удерживать и повышать лояльность клиентов. Мы расскажем подробнее про геймификацию и разберем примеры, где она используется сегодня (спойлер: почти везде😊)

Концепция вовлекающего дизайна

Говоря про геймификацию мы подразумеваем UX/UI-дизайн, который использует набор игровых элементов и методы игрового дизайна, но применяет их в неигровых IT-продуктах. Такой дизайн можно назвать «вовлекающим дизайном».

Используя вовлекающий дизайн, мы «геймифицируем» (привносим элементы игры) совершенно рутинные процессы, создавая интерес к ним, побуждая людей к полезным действиям. Желательно, чтобы они были «win-win» (полезны бизнесу и пользователям), но это как придется.

Геймификация может быть направлена на клиентов, сотрудников или более широкую аудиторию с целью поменять ее поведение. Например, сделать ее более ЗОЖ-ной, законопослушной, ответственной и т.п.

Геймификация в IT-продуктах помогает удерживать пользователей, вовлекать их, устанавливать эмоциональную связь. Все это важно делать, потому что у пользователей широкий выбор конкурентных решений на рынке, они часто переключаются, быстро забывают и могут даже не запомнить ваш продукт.

Принципы геймификации

1. Элемент игры

Внедрение игровых механик (геймификации) в неигровой контекст делает работу с ним увлекательной, легкой и мотивирующей.

2. Научность

Опираясь на психологию, теорию поведенческой экономики и растущего тренда на пользовательские исследования, можно проверять разные гипотезы геймификации и быстрее определять, какие игровые механики будут наиболее эффективными для продукта.

3. Комплексность

Важно «зайти» в продукт со всех сторон (стратегия и цели, маркетинг, психология, технологии, дизайн), чтобы понимать, как выстроить успешное взаимодействие с пользователем и внедрить игровые механики туда, где это уместно.

Использование этих принципов помогает создавать продукты, которые не только красивы и функциональны, но и увлекательны для пользователей.

Сферы применения геймификации

Геймификацию и игровые механики можно применять почти везде, привнося в продукт элементы вовлеченности и мотивации, создавать более иммерсивное (от англ. immersive — захватывающий, впечатляющий) взаимодействие пользователя с продуктом.

1. Образование и лайфстайл-проекты

Игровые механики внедряют для повышения мотивации и эффективности образовательных программ и курсов.

Например, так делает Duolingo — платформа для изучения языка. В ней применяется множество игровых механик: шкала прогресса обучения, задания (квесты) и уровни, собственная валюта (алмазы) и много другое. Этот продукт насыщен игровыми механиками.

Duolingo – платформа для изучения языка
Duolingo – платформа для изучения языка

2. Медицина и здравоохранение

В медицине геймификация может повышать активность пациентов следовать рекомендациям врача и плану лечения. Она применяется в устройствах и приложениях для отслеживания здоровья, следования здоровому образу жизни.

MyFitnessPal – приложение и сайт для отслеживания здоровья и фитнеса
MyFitnessPal – приложение и сайт для отслеживания здоровья и фитнеса

3. Банковские услуги и финансы

Внедрение игровых механик в банковские услуги повышает лояльность клиентов. Элементы игрового опыта помогают обучать финансовой грамотности и мотивируют к управлению финансами или стимулируют к использованию полезных банковских сервисов😊

Например, Тинькофф Банк. Они мотивируют совершать больше покупок в разных категориях, выдавая за них награду (виртуальные значки). Добавляя немного статистики и побуждая социальную активность, эти значки создают стимул, подталкивающий клиентов к нужным действиям.

Мобильное приложение Тинькофф Банк
Мобильное приложение Тинькофф Банк

4. Путешествия и туризм

В этой сфере вовлекающий дизайн чаще направляется на развитие программ лояльности. Можно геймифицировать процессы бронирования или, например, освоения продукта (заполнить профиль, загрузить документы и т.п.), стимулировать к социальному взаимодействию, вовлекая в сообщества по интересам.

Мобильное приложение S7 Airlines
Мобильное приложение S7 Airlines

5. Социальные сети

В соцсетях геймификация была всегда. Но компаниям, которые там размещаются, тоже можно стимулировать взаимодействие пользователей и привлекать новых подписчиков. Например, внедрять системы наград и достижений: поощрять самых активных комментаторов, давать бонусы за определенное количество реакций, репостов и другую активность.

Для ВКонтакте есть даже сервис геймификации Activeusers, который позволяет внедрять различные игровые механики: настраивать выдачу игровой валюты за активности, генерировать промокоды, с помощью блок-схем собирать полезные программы (викторины, лотереи) и т.д.

Activeusers. Пример блок-схемы — логические цепочки, состоящие из условий и действий, срабатывающих, когда происходит событие определённого типа.
Activeusers. Пример блок-схемы — логические цепочки, состоящие из условий и действий, срабатывающих, когда происходит событие определённого типа.

6. Маркетинг и реклама

Агентства, занимающиеся маркетингом и рекламой, могут создавать PR-кампании с элементами геймификации для привлечения внимания и вовлечения пользователей и предлагать своим клиентам использовать вовлекающий дизайн в программах лояльности и бонусных сервисах для стимулирования продаж.

На рынке есть пример с платформой автоматизации маркетинга Mindbox, которая помогает компаниям с большой клиентской базой реализовывать глобальную систему лояльности с игровыми механиками и управлять ей из одного окна.

Mindbox, омниканальная бонусная система Burger King
Mindbox, омниканальная бонусная система Burger King

7. Телекоммуникационные продукты

Компании, которые предлагают клиентам услуги мобильной связи, доступа в интернет и кабельного телевидения могут использовать геймификацию на различных этапах: настройка и активация телеком-услуг, накопления бонусов и награды за выполнение определенных задач (регулярное использование приложения, подключение дополнительной услуги и т.п.).

Можно почитать статью «Tele2 активно внедряет геймификацию в свои продукты. Какие результаты мы получаем?», в которой они поделились выводами об использовании геймификации:

Мы привлекли более 200 тысяч новых участников программы «Больше» и получили прирост активаций промокодов на 7%.

Tele2

Но в своей статье Tele2 пишет про внедрение настоящей игры в приложение. А использование любой игры — это просто использование игры, чтобы люди захотели зайти в приложение, потому что они получат некое вознаграждение.

☝ Геймификация — это не про впихнуть настоящую игру в ваш продукт (Монополия, Gardenscapes, Farmscapes и т.п.), а про использование игровых элементов для решения рутинных задач пользователя

При этом мы нашли у них отличный пример настоящей геймификации — это функция «Подари гигабайты».

Казалось бы, обычная задача: передать накопленные гигабайты своему другу. Но добавление в нее оригинального игрового элемента создает более интересный пользовательский опыт, вызывает эмоциональную реакцию, физически вовлекает в процесс передачи интернета. Наш поклон вам за это!)

Мобильное приложение Теле2
Мобильное приложение Теле2

8. Ритейл и E-commerce

В ритейле геймификация чаще всего направлена на увеличение конверсии и удержании клиентов, при этом делая опыт покупки интереснее и веселее.

Например, акция «Стикермания» от Вкусно — и точка, где участники при покупке получают стикеры с QR-кодом, за каждым из которых скрываются призы.

Акция «Стикермания‎» от Вкусно — и точка
Акция «Стикермания‎» от Вкусно — и точка

Пишите в комментариях, был ли у вас опыт внедрения геймификации?

  • Фейл-кейсы: кто уже использовал геймификацию и провалился, какие выводы сделали?
  • Где грань между игрой и цифровым продуктом?
  • Требуется ли пересмотреть дизайн в IT с учетом опыта игр?
  • UX/UI-дизайнеру нужно понимать в геймдизайн и геймификацию?

Если вы хотите получить консультацию по внедрению игровых механик и геймификации — оставьте заявку.

Над материалом работали:

Егор Поляков, Руководитель студии

Анастасия Боровикова, Редактор, Бизнес-ассистент

Ссылка на эту статью в нашем блоге на сайте:

1414
9 комментариев

А что из игровых элементов можно внедрить в CRM-ку?

1
Ответить

Геймификация в CRM, скорее всего, будет направлена на отдел продаж, на сотрудников.

Внедрить можно много чего:
- ачивки т.е. достижения, как уже написал Berserk Shear:)
- таблицы лидеров (продажников)
- коллекционирование бейджей
- подарки
- квесты для онбординга продавцов джунов.
- виртуальную валюту для последующего обмена на что-то материальное
- и т.п.

1
Ответить

ачивки

1
Ответить

Спасибо, что оценили :), мы тоже нежно любим сценарий "Поделиться ГБ", у него есть и "пасхальный" вариант активации меню по свайпу двумя пальцами снизу вверх.

1
Ответить

Заинтриговали пасхалкой :) Жаль, что у меня не Теле2

Ответить

В принципе, второй пункт про психологию можно применить к любому маркетингу - зная паттерны людей, как и что влияет на них, можно сделать отличную стратегию или выбрать нужный инструмент влияния.

1
Ответить

Верно, а если собрать их вместе, то получается магия)

Ответить