Геймификация — это вам не игрушки
Привет, это дизайн-студия StandApp. Мы помогаем улучшать ИТ-продукты, удерживать пользователей, повышать конверсию и лояльность.
Оборот игровых компаний растет. По прогнозам, к 2026 году он составит 205,7 млрд долларов. По объему выручки игровая индустрия больше, чем музыкальная и киноиндустрия, вместе взятые. Успех этого тренда могут разделить неигровые IT-компании.
Использование игровых механик, пришедших из игровой индустрии, позволяет продавать, удерживать и повышать лояльность клиентов. Мы расскажем подробнее про геймификацию и разберем примеры, где она используется сегодня (спойлер: почти везде😊)
Концепция вовлекающего дизайна
Говоря про геймификацию мы подразумеваем UX/UI-дизайн, который использует набор игровых элементов и методы игрового дизайна, но применяет их в неигровых IT-продуктах. Такой дизайн можно назвать «вовлекающим дизайном».
Используя вовлекающий дизайн, мы «геймифицируем» (привносим элементы игры) совершенно рутинные процессы, создавая интерес к ним, побуждая людей к полезным действиям. Желательно, чтобы они были «win-win» (полезны бизнесу и пользователям), но это как придется.
Геймификация может быть направлена на клиентов, сотрудников или более широкую аудиторию с целью поменять ее поведение. Например, сделать ее более ЗОЖ-ной, законопослушной, ответственной и т.п.
Геймификация в IT-продуктах помогает удерживать пользователей, вовлекать их, устанавливать эмоциональную связь. Все это важно делать, потому что у пользователей широкий выбор конкурентных решений на рынке, они часто переключаются, быстро забывают и могут даже не запомнить ваш продукт.
Принципы геймификации
1. Элемент игры
Внедрение игровых механик (геймификации) в неигровой контекст делает работу с ним увлекательной, легкой и мотивирующей.
2. Научность
Опираясь на психологию, теорию поведенческой экономики и растущего тренда на пользовательские исследования, можно проверять разные гипотезы геймификации и быстрее определять, какие игровые механики будут наиболее эффективными для продукта.
3. Комплексность
Важно «зайти» в продукт со всех сторон (стратегия и цели, маркетинг, психология, технологии, дизайн), чтобы понимать, как выстроить успешное взаимодействие с пользователем и внедрить игровые механики туда, где это уместно.
Использование этих принципов помогает создавать продукты, которые не только красивы и функциональны, но и увлекательны для пользователей.
Сферы применения геймификации
Геймификацию и игровые механики можно применять почти везде, привнося в продукт элементы вовлеченности и мотивации, создавать более иммерсивное (от англ. immersive — захватывающий, впечатляющий) взаимодействие пользователя с продуктом.
1. Образование и лайфстайл-проекты
Игровые механики внедряют для повышения мотивации и эффективности образовательных программ и курсов.
Например, так делает Duolingo — платформа для изучения языка. В ней применяется множество игровых механик: шкала прогресса обучения, задания (квесты) и уровни, собственная валюта (алмазы) и много другое. Этот продукт насыщен игровыми механиками.
2. Медицина и здравоохранение
В медицине геймификация может повышать активность пациентов следовать рекомендациям врача и плану лечения. Она применяется в устройствах и приложениях для отслеживания здоровья, следования здоровому образу жизни.
3. Банковские услуги и финансы
Внедрение игровых механик в банковские услуги повышает лояльность клиентов. Элементы игрового опыта помогают обучать финансовой грамотности и мотивируют к управлению финансами или стимулируют к использованию полезных банковских сервисов😊
Например, Тинькофф Банк. Они мотивируют совершать больше покупок в разных категориях, выдавая за них награду (виртуальные значки). Добавляя немного статистики и побуждая социальную активность, эти значки создают стимул, подталкивающий клиентов к нужным действиям.
4. Путешествия и туризм
В этой сфере вовлекающий дизайн чаще направляется на развитие программ лояльности. Можно геймифицировать процессы бронирования или, например, освоения продукта (заполнить профиль, загрузить документы и т.п.), стимулировать к социальному взаимодействию, вовлекая в сообщества по интересам.
5. Социальные сети
В соцсетях геймификация была всегда. Но компаниям, которые там размещаются, тоже можно стимулировать взаимодействие пользователей и привлекать новых подписчиков. Например, внедрять системы наград и достижений: поощрять самых активных комментаторов, давать бонусы за определенное количество реакций, репостов и другую активность.
Для ВКонтакте есть даже сервис геймификации Activeusers, который позволяет внедрять различные игровые механики: настраивать выдачу игровой валюты за активности, генерировать промокоды, с помощью блок-схем собирать полезные программы (викторины, лотереи) и т.д.
6. Маркетинг и реклама
Агентства, занимающиеся маркетингом и рекламой, могут создавать PR-кампании с элементами геймификации для привлечения внимания и вовлечения пользователей и предлагать своим клиентам использовать вовлекающий дизайн в программах лояльности и бонусных сервисах для стимулирования продаж.
На рынке есть пример с платформой автоматизации маркетинга Mindbox, которая помогает компаниям с большой клиентской базой реализовывать глобальную систему лояльности с игровыми механиками и управлять ей из одного окна.
7. Телекоммуникационные продукты
Компании, которые предлагают клиентам услуги мобильной связи, доступа в интернет и кабельного телевидения могут использовать геймификацию на различных этапах: настройка и активация телеком-услуг, накопления бонусов и награды за выполнение определенных задач (регулярное использование приложения, подключение дополнительной услуги и т.п.).
Можно почитать статью «Tele2 активно внедряет геймификацию в свои продукты. Какие результаты мы получаем?», в которой они поделились выводами об использовании геймификации:
Мы привлекли более 200 тысяч новых участников программы «Больше» и получили прирост активаций промокодов на 7%.
Но в своей статье Tele2 пишет про внедрение настоящей игры в приложение. А использование любой игры — это просто использование игры, чтобы люди захотели зайти в приложение, потому что они получат некое вознаграждение.
☝ Геймификация — это не про впихнуть настоящую игру в ваш продукт (Монополия, Gardenscapes, Farmscapes и т.п.), а про использование игровых элементов для решения рутинных задач пользователя
При этом мы нашли у них отличный пример настоящей геймификации — это функция «Подари гигабайты».
Казалось бы, обычная задача: передать накопленные гигабайты своему другу. Но добавление в нее оригинального игрового элемента создает более интересный пользовательский опыт, вызывает эмоциональную реакцию, физически вовлекает в процесс передачи интернета. Наш поклон вам за это!)
8. Ритейл и E-commerce
В ритейле геймификация чаще всего направлена на увеличение конверсии и удержании клиентов, при этом делая опыт покупки интереснее и веселее.
Например, акция «Стикермания» от Вкусно — и точка, где участники при покупке получают стикеры с QR-кодом, за каждым из которых скрываются призы.
Пишите в комментариях, был ли у вас опыт внедрения геймификации?
- Фейл-кейсы: кто уже использовал геймификацию и провалился, какие выводы сделали?
- Где грань между игрой и цифровым продуктом?
- Требуется ли пересмотреть дизайн в IT с учетом опыта игр?
- UX/UI-дизайнеру нужно понимать в геймдизайн и геймификацию?
Если вы хотите получить консультацию по внедрению игровых механик и геймификации — оставьте заявку.
Над материалом работали:
Егор Поляков, Руководитель студии
Анастасия Боровикова, Редактор, Бизнес-ассистент
Ссылка на эту статью в нашем блоге на сайте:
А что из игровых элементов можно внедрить в CRM-ку?
Геймификация в CRM, скорее всего, будет направлена на отдел продаж, на сотрудников.
Внедрить можно много чего:
- ачивки т.е. достижения, как уже написал Berserk Shear:)
- таблицы лидеров (продажников)
- коллекционирование бейджей
- подарки
- квесты для онбординга продавцов джунов.
- виртуальную валюту для последующего обмена на что-то материальное
- и т.п.
ачивки
Спасибо, что оценили :), мы тоже нежно любим сценарий "Поделиться ГБ", у него есть и "пасхальный" вариант активации меню по свайпу двумя пальцами снизу вверх.
Заинтриговали пасхалкой :) Жаль, что у меня не Теле2
В принципе, второй пункт про психологию можно применить к любому маркетингу - зная паттерны людей, как и что влияет на них, можно сделать отличную стратегию или выбрать нужный инструмент влияния.
Верно, а если собрать их вместе, то получается магия)