Что не так с российской транспортной культурой

Индивидуальный транспорт — спутник жизни.

Уверены, у 99% людей, стоящих в утренней пробке, возникала мысль: «Вот бы свободно проехать по отдельной полосе…». В предыдущей статье мы рассказывали о том, что это возможно сделать при помощи велосипеда.

Что не так с российской транспортной культурой

Сразу обусловим, что «велокультура» и «велоинфраструктура» – обобщающие понятия. К категории их участников и пользователей относятся не только велосипедисты, но и владельцы «малых братьев» велосипеда: самокатов, гироскутеров, сегвеев, роликов. Назовём их коротко — СИМ (средства индивидуальной мобильности).

Кстати, 7 ноября 2019 года вынесен на общественные обсуждения законопроект, подготовленный Минтрансом России, ID проекта 01/01/10‑19/00096588 «О средствах индивидуальной мобильности». В соответствии с ПДД, пользователи СИМ будут использовать велосипедную инфраструктуру — велодорожки и велопарковки.

Многих людей вводит в ступор вопрос, может ли велосипед или самокат стать вашим основным средством передвижения в течение 5–6 месяцев в году.

Команда «Вело-Города» работает с 2009 года. За 10 лет мы сформировали полную картину российской транспортной культуры, которая включает в себя домыслы и чрезвычайно консервативные убеждения россиян по отношению к велосипеду и СИМам.

Ниже приведены 6 наиболее распространённых заблуждений, которые мешают человеку свободно выбирать средство передвижения. Говоря языком разумной экономии, удерживают жителя мегаполиса от получения выгод типа бесплатного проезда или ожидания транспорта, при передвижении на велосипеде, самокате и других СИМах.

1. Велосипед — это спорт

Гуляя по улицам города, люди замечают подтянутых велосипедистов в спортивной одежде. Они несутся на велосипеде так свободно и уверенно, что сразу возникает мысль: «Наверное, профессионал, не первый день на колёсах!».

Заметим, каким бы спортивным ни казался этот вид транспорта, передвигаться на велосипеде могут не только профессиональные спортсмены. Размеренная прогулка на велосипеде с мягким сиденьем — отличный семейный досуг. Активный отдых с друзьями будет намного ярче на лёгком многоскоростном байке. Компактный транспорт весом 10‑12 кг послужит надёжным спутником быстрого перемещения по городу, даже в метро.

Складной велосипед Strida в метро.
Складной велосипед Strida в метро.

Сегодня в магазинах найдется множество видов велосипедов. Горные, шоссейные, прогулочные, городские, туристические. От сложной спортивной геометрии и навески до простейшей комплектации с педалями, рулём и колёсами. Но и этим список не ограничивается.

Помимо традиционного велосипеда можно приобрести или взять напрокат электровелосипеды и электросамокаты, сегвеи и моноколеса. Каждый найдет себе вариант, отталкиваясь от пользовательских задач. Для езды на велосипеде не нужно профессиональной спортивной подготовки.

Индивидуальный транспорт только для хорошей погоды

Россияне согласятся, что наш климат непредсказуем. То снег за ночь выпадет месячной нормой осадков, то дождь смоет всё желание выехать на вечернюю прогулку. В непогоду ездить на велосипеде неприятно и опасно.

Мы не призываем вас ехать по гололеду зимой или рекам грязи в межсезонье на неподготовленном байке. Для комфорта и безопасности нужна экипировка. Никто не выходит кататься на лыжах в мороз -20 °С в купальнике. Так и в зимней велопоездке не стоит пренебрегать утеплённой спортивной одеждой, лучше многослойной.

В спортивных магазинах можно приобрести одежду даже для самой непредсказуемой погоды. Ещё важнее подготовить сам велосипед. Проверить смазку цепи, трансмиссии, исправность тормозов. Надёжное сцепление с дорогой может сохранить жизнь!

Специализированные магазины предлагают покупателю большой ассортимент шин. Широкие и узкие, тонкие и толстые, с шипами и без. Необходимые приготовления не требуют больших финансовых вложений и временных затрат, зато ездить на проверенном надёжном велосипеде будет намного комфортнее и безопаснее.

Экономия на обслуживании байка оправдается в течение 2-3 месяцев в сравнении с тратой на проезд на общественном транспорте (при тратах 1500–2500 рублей в месяц).

Это несолидно

Со второй половины 20 века установился широкий диапазон цен на велосипеды — от 2 до 500 тысяч рублей и выше. Чем дороже велосипед, тем он удобнее, качественнее и красивее.

Если положение обязывает вас пользоваться только самыми солидными вещами, можно подобрать дорогой электробайк, который подходит под гардероб в стиле casual или спорт-шик.

К слову, на электробайке можно передвигаться по городу размеренно, не потея от перенапряжения благодаря электромотору-помощнику. Теперь можно не опасаться следов пота и «запаха спортзала» от одежды.

4. Негде хранить

Существуют простые, но надежные способы хранения велосипеда. Например, если хранить его на балконе в квартире, можно не беспокоиться о его безопасности. Для экономии пространства можно приобрести специальные крюки, которые крепятся на боковую стенку балкона.

Прогрессивные застройщики жилой недвижимости предусматривают в ЖК и таунхаусах специальные места для хранения велосипедов. Эту функциональность несут колясочные или велопарковки в автопаркингах и около подъездов.

Совет: не оставляйте на весь день или ночь велосипед на парковке под открытым небом. Дожди и снегопады смывают смазку с цепи и звёзд велосипеда, что приведёт к коррозии и выходу из строя трансмиссии. Велосипеды любят стоять под крышей!

5. Не женственный вид транспорта

Некоторые женщины предпочитают спортивной одежде и велоформе платья и элегантные костюмы. Но на велосипеде городского типа можно ездить в повседневной или деловой одежде. Дизайн и геометрия городского велосипеда обеспечивает посадку с прямой спиной, что удобно при передвижение в пиджаках, блузах, брюках.

Что не так с российской транспортной культурой

В защиту спортивной одежды большинство знакомых мужчин высказали тезис: она подчёркивает фигуру, а регулярные велопрогулки помогают следить за телом и поддерживать себя в тонусе.

Да, бывают случаи, когда дресс-код на работе и в учебных заведениях обязывает дам к белым блузам и тёмному низу. В этой ситуации без раздевалок не обойтись. Тогда предлагаем прокатиться на велосипеде за покупками или на семейную велопрогулку, когда деловой стиль не может ограничить вашу свободу в выборе одежды.

6. Бюджетные деньги надо тратить на автодороги, а не на велодорожки

В 1962 году был выведен фундаментальный закон дорожных заторов.

Увеличение пропускной способности дорог влечет равное ему увеличение трафика.

Энтони Даунс, американский экономист и политолог, доктор философии Стэнфордского университета.

Простыми словами: чем больше широких автодорог, тем больше пробок.

Российская статистика подтверждает данный закон. Например, плотность населения Москвы по данным Росстата составляет 4924,96 человек на км² (на 2019 год). Но эти данные приведены по численности официально зарегистрированных граждан, а что насчет эмигрантов?

По ним статистика не приводится. Как известно, где большие показатели населения, там и большое количество единиц транспорта. Мосгортранс в 2019 году зарегистрировал порядка 3,6 млн автомобилей ежедневно передвигающихся по дорогам столицы.

Строятся новые дороги, старые расширяются, но с ними увеличивается автомобильный поток. В часы пик этот поток становится таким большим, что в пробке можно простоять куда дольше, чем дойти пешком или доехать на велосипеде.

Московские пробки По данным сервиса Яндекс.Пробки
Московские пробки По данным сервиса Яндекс.Пробки

Москвичи лучше других знакомы с инфраструктурными реалиями: иной раз, чтобы доехать на автомобиле из центра до МКАД, придется потратить больше времени, чем на полет из Москвы в Западную Европу. Крупные издательства, такие как «За рулём», «Авторамблер», и «Ъ», считают Московские дороги самыми перегруженными в Европе. Не будем копировать эти общедоступные сведения. И без них понятно, что пробочная проблема действительно существует.

В такой ситуации можно лишь сбавить пыл дорожников и отойти от любимого «закатывания» денег в асфальт для автодорог. Пора начать развивать системуальтернативных видов транспорта.

Некоторым читателям представленные выше заблуждения могут показаться очевидными. Но, опросив больше 3000 человек, выяснилось, что для многих россиян тезисы оказались в новинку. Это говорит о том, что люди даже не рассматривали индивидуальные виды транспорта как альтернативу традиционным.

2020 год, миллионы людей во имя спасения природы пришли к раздельному сбору мусора. Но вопрос передвижения по городу на машинах с двигателем внутреннего сгорания остается почти нетронутым.

В завершение важно отметить, что заблуждения в головах сами по себе не возникают. Они появляются из-за отсутствия комфортных условий для пользования велосипедом, самокатом. Поэтому, в следующей статье я приведу топ инфраструктурных проблем, которые мешают велосипедистам и пользователям СИМ безопасно и с удовольствием перемещаться по мегаполисам.

1616
219 комментариев

Нужно учитывать что зимой зачастую холодно, в демисезон то дождь то лужи, а летом 10 раз вспотеешь пока доберёшься в офис, где скорее всего нет возможности принять душ перед работой. В Европе, где зимы не такие долгие и холодные, да и инфраструктура подготовленная - совсем другое дело.

14

Да, у нас практически нет велосипедных дорожек для безопасной езды

7

Душевые кабины в офисах - одно из инфраструктурных предложений по велосипедизации мегаполисов России. Но об этом в следующей статье! ;) 

1

"Команда «Вело-Города» работает с 2009 года. За 10 лет мы сформировали полную картину российской транспортной культуры, которая включает в себя домыслы и чрезвычайно консервативные убеждения россиян по отношению к велосипеду и СИМам." 

Класс.  И главное, домыслы все очень удобные для опровержения: особенно "велосипед - это не женственно". Правда, сами женщины скорее всего не в курсе, что у них есть домысел и убеждение "велосипед - это не женственно". Ну да и ладно, плевать на них. Ведь цель-то высокая - продвижение велосипедной культуры! Ради высокой цели можно и слегка передернуть факты, а главное - проигнорировать реальность. Это очень удобно: говорить о "ментальности", а реальность - игнорировать.

1. Минимум шесть холодных, дождливых, ледяных месяцев в году? Наденьте теплые штаны, позаботьтесь о безопасности. Спасибо, ваш кэп.

2. От дома до работы 15 - 20 километров нагруженных автодорог, переходов, эстакад, тротуаров, а в офисе нет душа? Ну, сделайте с этим что-нибудь, я не знаю! Работайте из дома!

3. Общественный транспорт окончательно и наглухо забит, выкинули из вагона метро с грязным складным великом, который проехал по ногам и обтерся об одежду? Ох уж эта русская ментальность! Есть домыслы и консервативные убеждения, давайте работать с этим.

4. У вас есть эти... как их... дети? И вы их возите в эти... как их... школы и детсады? И еще к этим... как их... врачам? И к родственникам? И ездите закупаться в магазины? И на дачи? И в отпуск? И все на машине? Слушайте, этот мир не для вас! Ну, сделайте с этим что-нибудь! Отдаленные районы Арктики, например, или гуманная эвтаназия! 

Мой комментарий получился злым, и, возможно, несправедливым к автору статьи. 
Но я, житель Москвы, каждый день вижу как из-за подобного ясноглазого полурелигиозного прожектерства множество людей теряют время и деньги. Дороги уже сузили, спасибо. Тротуары расширили, дорожки оформили. Только что-то по ним никто не едет. И это не из-за предубеждений. А из-за того что мы живем не в университетском, матьиво, кампусе, картинки с которыми урбанисты и велоложцы любят вставлять в свои презентации, а громадном городе, расположенном в суровой климатической зоне. Но поправку на реальность почему-то никто не вносит. Понятно, почему - писать про "домыслы и предубеждения" гораздо проще.

8

Я тоже являюсь велоактивистом. 6 лет за рулем автомобиля, 15 лет за рулем велосипеда (последние 6 лет комбинирую).

Ваш комментарий отчасти, может даже во многом справедлив.  

Давайте рассмотрим автотранспорт и пешеходов: 
1. На дорогах у водителей есть культура. Помимо правил ПДД есть ряд негласных правил поведения для водителей на дороге, которые (не беря в расчет % разных "чудачков") в основном соблюдается.
2. В пешеходных потоках, ну скажем, в метро или на людных перекрестках есть негласные правила и толпа несмотря на кажущуюся хаотичность в основной массе движется весьма ювелирно. 

В случае с авто и пешеходами - и те и другие на каждом шагу. Люди привыкают, формируется культура. Также и с велосипедистами, будет больше инфраструктуры и велосипедистов -  появится культура. Велосипедист, пешеход и автомобилист не были и не будут друзьями на дороге, да, но со временем они все равно научатся уживаться между собой, особенно если этот процесс правильно модерировать.

Велосипед не заменит общественный и индивидуальный моторизированный транспорт - безусловно (как вы справедливо отметили в 4 пункте и частично других), велосипед не будет и не может быть монотранспортом, но он может отлично дополнять прочие виды транспорта, выполнять досуговую, спортивную функцию и хотя бы попытаться приблизиться к автомобилям и ОТ по массовости...

Да, есть русская ментальность, есть реальный уровень жизни, множество факторов. Поэтому велосипедизация и возможна только при комплексном подходе. Нужно работать не только с дорогами и парковками - но и с головами людей. 

Есть предложения, идеи, реальная деятельность - где-то успешно, где-то нет. 

У меня создалось впечатление, что вы тоже были бы рады, если бы велосипед и вправду был главным на дороге, чтобы была культура вождения. Только считаете это утопией. Если так, то давайте, сделаем эту самую поправку на реальность. 

Что, по вашему мнению, нужно для развития велокультуры? 
Или, если вы в этом уверены, почему это развитие бесполезно?

2

Александр, я впечатлён глубиной проработки вашего комментария. Спасибо за конструктивную критику! 

Мне понятен ваш консервативный настрой. Если есть дети - не вопрос, ездите на авто. Никто здесь не ругает автомобилистов. Я сам часто езжу на машине. По вашему мнению девушки не брезгуют поездками на велосипеде? Что ж, я рад что у вас нет таких знакомых. У меня свой широкий опыт общения с дамами на тему "вело", выжимка которого приведена в статье. Вопрос с расстояниями и потом уже несколько раз обсуждался. Да, душ в офисе/фриланс в помощь, ну а как ещё...вопрос желания и возможностей. Не всем велосипед панацея.
А в городе вашем не ездят потому, что нет единой сети велодорожек, нет повсеместно установленных удобных и надёжных велопарковок и самое главное - нет всеобщего внимания к развитию транспортной культуры. Дак поругаем же власти за неудобные автобусы и пробочные московские дороги. А кому привлекать внимание к этому вопросу? Конечно нам! Ну что ж, работаем! 

Как бы то ни было я не могу не обратить ваше внимание на то, что статья написана исключительно с целью привлечения внимания к альтернативным видам транспорта, о чём говорит данное уточнение: 

 Некоторым читателям представленные выше заблуждения могут показаться очевидными. Но, опросив больше 3000 человек, выяснилось, что для многих россиян тезисы оказались в новинку. Это говорит о том, что люди даже не рассматривали индивидуальные виды транспорта как альтернативу традиционным.

Принуждать никого ни к чему я не намерен. Просто когда я вижу на не большом перекрёстке районного значения в городе-региональном центре сразу 10 велосипедистов, которые вынуждены вперемешку с пешеходами пересекать проезжую часть по узкому пешеходному переходу у меня возникает разумный вопрос: а почему бы не разделить потоки? Глядишь, удобнее всем станет...Проложив велодорожку там, где всё равно постоянно ездят самокатчики и велосипедисты, может и от травм какого-нибудь зазевавшегося в телефоне пешехода можно спасти.

Возможно мой ответ покажется автору комментария слишком неубедительным. Но это лишь потому, что у меня нет задачи пересадить всех на велосипеды и доказать что все остальные виды транспорта-зло. 

Советую просто получать удовольствие от досугового катания с семьей/друзьями, если, конечно, вам до атомов не противна велокультура. 

1

Комментарий недоступен

5