Что не так с российской транспортной культурой

Уверены, у 99% людей, стоящих в утренней пробке, возникала мысль: «Вот бы свободно проехать по отдельной полосе…». В предыдущей статье мы рассказывали о том, что это возможно сделать при помощи велосипеда.

1616

"Команда «Вело-Города» работает с 2009 года. За 10 лет мы сформировали полную картину российской транспортной культуры, которая включает в себя домыслы и чрезвычайно консервативные убеждения россиян по отношению к велосипеду и СИМам." 

Класс.  И главное, домыслы все очень удобные для опровержения: особенно "велосипед - это не женственно". Правда, сами женщины скорее всего не в курсе, что у них есть домысел и убеждение "велосипед - это не женственно". Ну да и ладно, плевать на них. Ведь цель-то высокая - продвижение велосипедной культуры! Ради высокой цели можно и слегка передернуть факты, а главное - проигнорировать реальность. Это очень удобно: говорить о "ментальности", а реальность - игнорировать.

1. Минимум шесть холодных, дождливых, ледяных месяцев в году? Наденьте теплые штаны, позаботьтесь о безопасности. Спасибо, ваш кэп.

2. От дома до работы 15 - 20 километров нагруженных автодорог, переходов, эстакад, тротуаров, а в офисе нет душа? Ну, сделайте с этим что-нибудь, я не знаю! Работайте из дома!

3. Общественный транспорт окончательно и наглухо забит, выкинули из вагона метро с грязным складным великом, который проехал по ногам и обтерся об одежду? Ох уж эта русская ментальность! Есть домыслы и консервативные убеждения, давайте работать с этим.

4. У вас есть эти... как их... дети? И вы их возите в эти... как их... школы и детсады? И еще к этим... как их... врачам? И к родственникам? И ездите закупаться в магазины? И на дачи? И в отпуск? И все на машине? Слушайте, этот мир не для вас! Ну, сделайте с этим что-нибудь! Отдаленные районы Арктики, например, или гуманная эвтаназия! 

Мой комментарий получился злым, и, возможно, несправедливым к автору статьи. 
Но я, житель Москвы, каждый день вижу как из-за подобного ясноглазого полурелигиозного прожектерства множество людей теряют время и деньги. Дороги уже сузили, спасибо. Тротуары расширили, дорожки оформили. Только что-то по ним никто не едет. И это не из-за предубеждений. А из-за того что мы живем не в университетском, матьиво, кампусе, картинки с которыми урбанисты и велоложцы любят вставлять в свои презентации, а громадном городе, расположенном в суровой климатической зоне. Но поправку на реальность почему-то никто не вносит. Понятно, почему - писать про "домыслы и предубеждения" гораздо проще.

8
Ответить

Я тоже являюсь велоактивистом. 6 лет за рулем автомобиля, 15 лет за рулем велосипеда (последние 6 лет комбинирую).

Ваш комментарий отчасти, может даже во многом справедлив.  

Давайте рассмотрим автотранспорт и пешеходов: 
1. На дорогах у водителей есть культура. Помимо правил ПДД есть ряд негласных правил поведения для водителей на дороге, которые (не беря в расчет % разных "чудачков") в основном соблюдается.
2. В пешеходных потоках, ну скажем, в метро или на людных перекрестках есть негласные правила и толпа несмотря на кажущуюся хаотичность в основной массе движется весьма ювелирно. 

В случае с авто и пешеходами - и те и другие на каждом шагу. Люди привыкают, формируется культура. Также и с велосипедистами, будет больше инфраструктуры и велосипедистов -  появится культура. Велосипедист, пешеход и автомобилист не были и не будут друзьями на дороге, да, но со временем они все равно научатся уживаться между собой, особенно если этот процесс правильно модерировать.

Велосипед не заменит общественный и индивидуальный моторизированный транспорт - безусловно (как вы справедливо отметили в 4 пункте и частично других), велосипед не будет и не может быть монотранспортом, но он может отлично дополнять прочие виды транспорта, выполнять досуговую, спортивную функцию и хотя бы попытаться приблизиться к автомобилям и ОТ по массовости...

Да, есть русская ментальность, есть реальный уровень жизни, множество факторов. Поэтому велосипедизация и возможна только при комплексном подходе. Нужно работать не только с дорогами и парковками - но и с головами людей. 

Есть предложения, идеи, реальная деятельность - где-то успешно, где-то нет. 

У меня создалось впечатление, что вы тоже были бы рады, если бы велосипед и вправду был главным на дороге, чтобы была культура вождения. Только считаете это утопией. Если так, то давайте, сделаем эту самую поправку на реальность. 

Что, по вашему мнению, нужно для развития велокультуры? 
Или, если вы в этом уверены, почему это развитие бесполезно?

2
Ответить

Александр, я впечатлён глубиной проработки вашего комментария. Спасибо за конструктивную критику! 

Мне понятен ваш консервативный настрой. Если есть дети - не вопрос, ездите на авто. Никто здесь не ругает автомобилистов. Я сам часто езжу на машине. По вашему мнению девушки не брезгуют поездками на велосипеде? Что ж, я рад что у вас нет таких знакомых. У меня свой широкий опыт общения с дамами на тему "вело", выжимка которого приведена в статье. Вопрос с расстояниями и потом уже несколько раз обсуждался. Да, душ в офисе/фриланс в помощь, ну а как ещё...вопрос желания и возможностей. Не всем велосипед панацея.
А в городе вашем не ездят потому, что нет единой сети велодорожек, нет повсеместно установленных удобных и надёжных велопарковок и самое главное - нет всеобщего внимания к развитию транспортной культуры. Дак поругаем же власти за неудобные автобусы и пробочные московские дороги. А кому привлекать внимание к этому вопросу? Конечно нам! Ну что ж, работаем! 

Как бы то ни было я не могу не обратить ваше внимание на то, что статья написана исключительно с целью привлечения внимания к альтернативным видам транспорта, о чём говорит данное уточнение: 

 Некоторым читателям представленные выше заблуждения могут показаться очевидными. Но, опросив больше 3000 человек, выяснилось, что для многих россиян тезисы оказались в новинку. Это говорит о том, что люди даже не рассматривали индивидуальные виды транспорта как альтернативу традиционным.

Принуждать никого ни к чему я не намерен. Просто когда я вижу на не большом перекрёстке районного значения в городе-региональном центре сразу 10 велосипедистов, которые вынуждены вперемешку с пешеходами пересекать проезжую часть по узкому пешеходному переходу у меня возникает разумный вопрос: а почему бы не разделить потоки? Глядишь, удобнее всем станет...Проложив велодорожку там, где всё равно постоянно ездят самокатчики и велосипедисты, может и от травм какого-нибудь зазевавшегося в телефоне пешехода можно спасти.

Возможно мой ответ покажется автору комментария слишком неубедительным. Но это лишь потому, что у меня нет задачи пересадить всех на велосипеды и доказать что все остальные виды транспорта-зло. 

Советую просто получать удовольствие от досугового катания с семьей/друзьями, если, конечно, вам до атомов не противна велокультура. 

1
Ответить