Интернет-магазины умерли? Разобрались, стоит ли делать сайт с товарами в эпоху маркетплейсов

Интерес к маркетплейсам каждый год растёт и у продавцов, и у покупателей. Появились и десятки курсов по выходу на площадки, и новые профессии. Про дизайнеров карточек уже слышали? В статье рассказали, нужны ли бизнесам интернет-магазины, когда рынок «захватили» Wildberries, Ozon и «Я.Маркет».

Интернет-магазины умерли? Разобрались, стоит ли делать сайт с товарами в эпоху маркетплейсов

Привет! На связи Молния — веб-студия, которая создаёт креативные сайты на Тильде. В том числе и интернет-магазины. Собрали весь свой опыт разработки для e-commerce, изучили подноготную маркетплейсов и рассказали, какой бизнес получит максимальный результат от собственного сайта, а кому лучше выйти на условный Wildberries. Плюс проанализировали ситуацию на рынке — цифры ниже!

По данным РАЭК, объём интернет-торговли в 2023 вырос на 35% по сравнению с 2022. А по отчёту Data Insight, на конец прошлого года года 54% онлайн-продаж пришлось на топ-6 маркетплейсов (Wildberries, Ozon, AliExpress, «‎Я.Маркет»‎, «‎Мегамаркет»‎ и KazanExpress). Оставшиеся 46% делят между собой брендовые и специализированные интернет-магазины, соцсети, мессенджеры и C2C-площадки.

Маркетплейсы заняли крупную часть онлайн-рынка. Но при этом не вытеснили специализированные интернет-магазины. Это сайты, на которых продают товары конкретной категории или ниши. Например, только бытовую технику.

А снижение трафика наблюдается у неспециализированных, которые, по сути, предлагают то же самое, что и маркетплейсы, но сильно уступают по мощностям и ассортименту.

Получается, для «китайских безделушек» подойдёт Wildberries, а для бренда БАДов нужен собственный сайт? Давайте-ка разбираться!

Почему вокруг маркетплейсов такой ажиотаж?

За последнее время люди настолько привыкли к маркетплейсам, что уже рассматривают их как основное место для онлайн-покупок. Всё дело в удобстве: куча брендов в одном месте, пункт выдачи в соседнем доме и частые скидки.

Когда предпринимателю хочется охватить большую аудиторию без затрат на таргет и контекстную рекламу, он начинает смотреть в сторону «большой тройки»: Wildberries, Ozon и «Я.Маркет». Тем более сами площадки предоставляют собственные «плюшки» селлерам.

Большая аудитория и узнаваемость

Маркетплейсы-гиганты конкурируют между собой и вкладывают много (очень много) денег в маркетинг, чтобы постоянно «маячить» на интернет-рынке, напоминать пользователям о себе и привлекать море трафика. Поэтому почти невозможно представить ситуацию, чтобы на условный Ozon за день зашло 1,5 человека.

Готовая платформа

При выходе на маркетплейс продавцу не нужно думать о сайте, приложении или платформе для продвижения. Интерфейс уже готов, трафиком занимается сама площадка и с техническими неполадками тоже разбирается собственноручно. Так что на это не нужно тратить дополнительные деньги (и часто – немалые).

Экономия на приёме оплаты

Для продаж на маркетплейсе не нужно подключать эквайринг: площадка сама проводит платежи и переводит деньги продавцу за вычетом комиссии. Ещё не придётся тратиться на покупку онлайн-кассы, чего потребует интернет-магазин.

Продуманная логистика

Маркетплейс предоставляет курьеров, склады и обеспечивает доставку (на некоторых площадках для этого нужно иметь определённый рейтинг и соблюдать другие условия). Ещё один большой плюс — точки самовывоза появились чуть ли во всех уголках страны, а в крупных городах есть практически в каждом жилом комплексе.

Всё вроде хорошо: и готовая площадка есть, и с логистикой всё окей. Кажется, на маркетплейс может выйти и мелкий, и крупный бизнес и начать зарабатывать без больших вложений. Но не всё так просто.

Что не так с маркетплейсами?

Агрессивная реклама курсов из разряда «Как заработать свой первый миллион на Wildberries?» обещает сверхбыстрый результат без особых усилий — хочется в это верить, понимаем. Но если погрузиться поглубже в особенности площадок, то легко наткнуться на подводные камни.

Высокая конкуренция

Вот и обратная сторона ажиотажа. Конкуренция на площадках огромна, а выделяться среди сотни одинаковых позиций удаётся только с помощью цены и рейтинга, который может обвалиться от долгой доставки или негативного отзыва. Плюс понадобятся услуги дизайнера карточек, чтобы привлечь дополнительное внимание к товару.

Покупатель, привыкший к инфографике на карточке, скорее кликнет на первый вариант
Покупатель, привыкший к инфографике на карточке, скорее кликнет на первый вариант

Скидки себе в убыток

Маркетплейсы проводят собственные акции, которые не очень выгодны самим селлерам. Площадки снижают цены в рамках «чёрной пятницы», «киберпонедельника» и праздников. Всё бы ничего, но скидка даётся за счёт продавца и устанавливается от первоначальной стоимости. Так появляется риск поучаствовать в акциях себе в убыток.

«Как не уйти в минус?» — вопрос, который «преследует» YouTube-ролики про акции на маркетплейсах
«Как не уйти в минус?» — вопрос, который «преследует» YouTube-ролики про акции на маркетплейсах

Игра по чужим правилам

На маркетплейсе придётся соблюдать все пункты из оферты площадки. Например, вывести деньги с аккаунта получится, только если в личном кабинете накопилась необходимая сумма. Плюс нужно следить за постоянно меняющимися правилами. За их нарушение можно и штраф получить, и на бан нарваться.

Зависимость от рейтинга

На ранжирование на маркетплейсе в основном влияют отзывы и оценки. Покупатели склонны оставлять негативный фидбэк на эмоциях. А так как площадка не передаёт данные пользователей, решить проблему до публикации отзыва не получится.

Комиссии и штрафы

Товары с низкой наценкой — плохая идея для выхода на маркетплейс из-за риска не окупить комиссию, бюджет на продвижение и оплату подрядчиков. Кроме того, на площадках есть штрафы. Например, за возврат покупок, ошибки в документах, несвоевременную поставку на склад.

Неидеальный клиентский сервис

За доставку товара отвечает маркетплейс, и это несёт свои риски. Клиенту могут нахамить в пункте выдачи или помять упаковку в дороге. Негативный отзыв об этом опыте он придёт оставлять в карточку товара, чем может снизить рейтинг продавца и перекрыть все усилия на продвижение.

За доставку отвечает маркетплейс, а с негативным комментарием придут в карточку товара
За доставку отвечает маркетплейс, а с негативным комментарием придут в карточку товара

Неполная аналитика

На маркетплейсе предприниматель не имеет доступа к полноценной информации о поведении пользователя на площадке: какое время покупатель находился на странице товара, куда кликал, что отложил в корзину. Исключение — «‎Я.Маркет»‎, на который можно поставить счётчик метрики и собирать больше данных.

Даже несмотря на минусы, селлеры находят себе место на маркетплейсах. Но советуем убедиться, что ниша не перегружена, товар востребован, а плюсы площадки для вашего продукта перекрывают минусы.

С маркетплейсами разобрались, а что с интернет-магазинами?

Тяжело конкурировать с гигантами вроде Wildberries, собирающими тонну трафика ежеминутно. Стоит ли в таком случае создавать свой сайт с товарами и настраивать его продвижение? Да, и для этого есть свои причины.

Сам себе хозяин

Главный плюс интернет-магазина — возможность самому решать, что и каким образом продавать. Из ограничений — только закон и возможности платформы, на которой вы ведёте бизнес. Плюс можно вводить собственные акции и скидки в любое время и на любой срок. А конкурировать можно не только ценой (как на маркетплейсе), но и хорошим клиентским сервисом.

Контакты клиентов

На собственной платформе вы сможете получать номера телефонов покупателей и email-адреса, чтобы стимулировать их на повторные покупки, рассказывать о скидках и акциях, а также напоминать о брошенных корзинах.

Полноценная аналитика

В интернет-магазине у вас есть доступ к большому списку инструментов — метрика, вебвизор, сложная многоканальная аналитика и прочие прелести, которые недоступны на маркетплейсах.

Отсутствие конкуренции на самом сайте

На собственной платформе не придётся бороться с другими продавцами за внимание пользователя, пока он находится на странице. На вашем сайте человек погружен только в ваш продукт!

Автоматизация процессов

В интернет-магазине можно подключить удобную CRM, бухгалтерский софт, сервисы рассылки и прочие платформы, которые будут полезны для бизнеса и упростят взаимодействие с покупателями.

Возможность оформить сайт любым образом

В интернет-магазине можно продумать удобный пользовательский путь и сделать дизайн, который выделит на фоне конкурентов. Хотите, чтобы клиент видел бестселлеры на главной? Или решили добавить геймификацию? Это возможно на собственной площадке.

Сделали яркий анимированный сайт для нейл-инструментов ЧилПил, непохожий на другие в своей нише

Несмотря на плюсы, некоторым селлерам не подойдёт формат интернет-магазина из-за более высокого порога входа, затрат на разработку и ещё по нескольким причинам.

Самостоятельная логистика

Все вопросы с курьерами и складами надо решать самостоятельно: заказывать услуги либо у специализированных компаний, либо создавать внутреннюю систему доставки. Правда, Wildberries сейчас тоже стал брать деньги за логистику у продавцов с низкими рейтингами.

Подключение эквайринга

На собственном сайте придётся самому подключать сервис для безналичных расчётов. И в целом финансовые вопросы решаются сложнее, чем на готовой платформе маркетплейса, которая автоматизировала выплаты и приём платежей от покупателей.

Привлечение трафика

Чтобы на сайт просто зашли, надо потратить немало усилий и средств: вложиться в SEO и рекламу. На популярных маркетплейсах уже есть большой поток трафика. Правда, его ещё нужно привлечь на собственную карточку товара.

Обслуживание сайта

Для управления интернет-магазином могут потребоваться штатные специалисты. А при возникновении техпроблем, ещё и за починку нужно заплатить. Зато на конструкторах сайтов можно вносить изменения в контент своими руками, без сторонней помощи.

Сайт, собранный на коленке, будет уступать любому крупному маркетплейсу с интуитивно понятной платформой. Поэтому без услуг, как минимум дизайнера, тут не обойтись. Плюс интернет-магазином нужно постоянно заниматься: тестировать гипотезы и смотреть, что лучше работает. Нельзя просто сделать сайт и надеяться, что деньги сами польют рекой.

Так кому выходить на маркетплейс, а кому нужен интернет-магазин?

Плюсы и минусы собрали. Осталось выяснить, кто выиграет от продаж на той или иной площадке. Ниже собрали рекомендации, которые помогут принять решение, где начать продавать.

Когда выбрать маркетплейс:

  • Если нет большого стартового капитала. В ситуации с интернет-магазином процесс требует больше средств — в первую очередь на создание сайта и привлечение трафика.
  • Если у вас новый бренд и нужно потестировать гипотезы. Маркетплейс — место, где можно собрать отзывы с первых клиентов. Например, вы запустили бренд косметики. На основе фидбэка получится доработать продукт или убедиться, что он подходит ЦА. После этого можно масштабироваться и выходить на собственную площадку.
  • Если вы продаёте товары, которые популярны на маркетплейсах, с большой наценкой. Так будет проще окупить расходы на комиссию площадке, упаковку, участие в акциях и логистику.
  • Если в городе, где производите или получаете товар, есть склады маркетплейсов. Иначе появляется риск получить штраф из-за не вовремя доставленной посылки.

Когда выбрать интернет-магазин:

  • Если вы работаете в сфере B2B. С B2B-товарами не выходят на маркетплейсы: у бизнеса другие потребности в закупках. Им нужны большие объемы, доставка до склада, возможность оплатить заказ с расчетного счета, документооборот.
Наш клиент, продающий медицинское оборудование, остановился на варианте с интернет-магазином из-за специфики сегмента B2B
  • Если целевая аудитория узкая, а продукт — сложный и не для массового спроса. Например, эксклюзивные товары ручной работы рискуют затеряться в миллионах карточек на маркетплейсах.
  • Если вы реализуете товар вместе с услугой. Например, продаёте кондиционеры и предлагаете их установку и обслуживание.
  • Если нужно задать позиционирование бренда, поделиться его философией и завоевать доверие аудитории. Большая часть наших клиентов приходит с таким запросом.
Главная страница интернет-магазина Woodled сначала знакомит с брендом и только потом предлагает перейти в каталог

При выборе площадки нужно отталкиваться от особенностей своего бизнеса, ниши и продукта — тогда будут и клиенты, и деньги. Не нужно забывать, что собственный сайт, что маркетплейс — не самоцель, а инструмент для продаж.

А если совместить обе площадки?

Выбирать только один канал продаж не обязательно. Выход на маркетплейс может оказаться классным решением для старта и теста гипотез, если вы работаете в сегменте B2C. Здесь получится собрать отзывы и продать первые товары, пока бренд только формируется.

Дальше можно сочетать продажи на маркетплейсе с ведением интернет-магазина и соцсетей. И с их помощью уже собирать контакты покупателей, чтобы переводить новых клиентов в категорию постоянных.

Наш клиент, бренд автоэлектроники iBOX, решил не ограничиваться продажами только в одном месте. Поэтому одна из задач при разработке интернет-магазина — интегрировать переход на маркетплейсы.

Для новой линейки видеорегистраторов и радар-детекторов iCON мы сделали лендинг, где совместили два канала продаж
Для новой линейки видеорегистраторов и радар-детекторов iCON мы сделали лендинг, где совместили два канала продаж

Выход на одну площадку — не запрет пользоваться другой. Можно вообще поступить наоборот — сначала запустить сайт, а потом масштабироваться на маркетплейсы, чтобы увеличить продажи. Главное — тестировать гипотезы и смотреть, что подходит конкретно вашему бизнесу.

Так интернет-магазины бессмертны?

Интернет-магазин — один из каналов онлайн-продаж. Пока есть интернет и e-commerce, такие сайты будут жить. Да и на каждый товар свой покупатель. Вряд ли производитель премиальной мебели променяет собственный ресурс на Wildberries или Ozon — там не его ЦА.

А если говорить про ниши попроще, бренду, что успешно развивается на маркетплейсах, рано или поздно понадобится интернет-магазин. Это возможность заявить о себе и развить доверие покупателей уже на собственном сайте, что в итоге поможет увеличить продажи.

Да и на маркетплейсе бренд продавца затмевается брендом площадки. Мало кто обращает внимание на компанию, у которой покупает на маркетплейсе. Если у человека спросят, где он купил такую классную рубашку, то скорее всего ответ будет: «‎На Wildberries».

Ozon и его собратья задают новые стандарты по скорости доставки, возможности выбора из тысяч товаров. Но интернет-магазин хорош тем, что с его помощью получится выстроить сильный бренд и предложить такой клиентский сервис, который затмит доступность любого маркетплейса.

Новые статьи мы анонсим в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропускать полезные лонгриды о веб-дизайне и оставаться с нами на связи!

3636
20 комментариев

Конечно стоит делать свой сайт с товарами! Но не на тильде. Рекламы много не бывает.
Зависимость от сервиса и использование таких платформ как Тильда означает зависимость от их инфраструктуры и политики. Любые изменения в тарифах, функционале или правилах сервиса могут напрямую влиять на ваш бизнес.

5
Ответить

Tilda вполне отличное решение как по мне. Я делал магазин для себя и занимаюсь разработкой сайтов на Тильде для многих своих клиентов, в том числе интернет-магазинов.
Я не вижу причин на текущий момент бояться данного конструктора, т.к. делали его Белорусы и вряд ли какие-то санкции принесут серьезные изменения для них.

Опять же, не все готовы платить за работу программиста и написание самописного сайта с внедрением на какую-либо CMS. Такое решение обойдется сильно дороже и займет дольше времени.

Я на тильде делаю интернет-магазины в среднем за 2-4 недели и цена вполне адекватная по рынку.

1
Ответить

Изменения в тарифах, функционале и правилах небыло на Тильде можно сказать, только расширение функционала было ни как не влияющее негативно на текущий, т.е. сайт созданный 5 лет назад работает по прежнему без изменений ну а тарифы ну рублей так на 200 поднялись за последние несколько лет.

Ответить

Стоимость разработки интернет магазина на 100-200 товаров на Тильде крайне низкая в отличии самописных или 1С и ВордПоресс. Плюс всегда есть возможность быстро и дёшево или вообще бесплатно вносит изменения на сайт на Тильде без привлечения больше чем 1 человека а то и самостоятельно.

Ответить

Основная проблема заключается в узких возможностях, тильды. Нет поля для маневров. Для маленьких магазинов вопросов нет. Но если магазин большой с большим ассортиментом, который требует вложений в развитие функционала и продвижения, я считаю такой подход рискованным и неоправданным. Хотят клиенты на тильде, пусть делают. Просто надо понимать, что они вступают в секту))) Из которой выход будет не менее дорогостоящий, как там же сайт сделать.
И не заводитесь Вы так, не кто не говорит что тильда это плохо!

Ответить

Свой интернет магазин однозначно, скоро маркеплейсы всех за...ут, как селлеров так и покупателей, потому что скатились по уровню обслуживания в ноль, еще года два, три и селлеры поймут что старый добрый интернет магазин это всё.

3
Ответить

«С появлением телевидения театр исчезнет»

4
Ответить