Скептицизм: как античная философия помогает избавиться от переживаний, страхов и беспокойств?

Скептицизм: как античная философия помогает избавиться от переживаний, страхов и беспокойств?

В этой статье я постараюсь коротко раскрыть вопрос практического применения философии скептицизма в наши дни. Расскажу о том, как это философское течение может помочь избавиться или существенно снизить тревожность и беспокойство, и, как следствие, наполнить жизнь спокойствием и уверенностью.

Введение

Итак, скептицизм возник в 4-3 веках до н.э. в Древней Греции. Зарождение скептицизма в то время многими рассматривается как естественная реакция на появление догматических философских школ (тогда же возникли стоицизм и эпикуреизм, а также продолжал развиваться кинизм).

Одной из ключевых фигур — основателей древнегреческого скептицизма является Пиррон, который, к слову, был учеником придворного философа Александра Македонского.

Как и в то время, так и сейчас скептицизм можно рассматривать как универсальную философию, которая ставит под сомнение всё, что окружает человека или то, что человек знает или думает, что знает. При этом такой философский подход носит своей целью не неверие во все окружающее, а желание найти истину. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд внешнюю простоту, скептицизм, хоть и не является заменой психотерапии, тем не менее может быть весьма полезен и сейчас. Давайте посмотрим, как именно.

Скептицизм избавил от двух страшных болезней, поразивших человечество: беспокойства и догматизма.

Секст Эмпирик

Польза скептицизма для современного человека

Сейчас, в эру информационного перенасыщения, человек как губка впитывает огромные объёмы информации ежедневно из разных источников. Этот информационный перегруз и требования общества к индивиду повышают стресс и влекут развитие тревожных расстройств, которые могу привести к депрессии и фобиям.

Все начинается с момента рождения, когда ребенок только знакомится с окружающими его предметами, потом школа, где ему рассказывают о мире, о принятых постулатах и т.п. Всё это подкрепляется информацией из тв, интернета, от окружающих, иногда заинтересованных в навязывании тех или иных идей и т.д. В итоге взрослый человек тащит по жизни огромный пласт накопленного багажа информации, часто противоречивого и разрозненного, который в большей степени возник на основе слепой веры в полученную извне информацию.

Скептицизм, в свою очередь, даёт человеку возможность взглянуть на все свои знания и представления об окружающем мире под разными углами и сделать это критически. При этом, такое критическое рассмотрение происходит на разных уровнях абстракции, т.е. начиная от общих вопросов (что такое Вселенная? Что такое «Я»? Реальны ли предметы вокруг меня?) постепенно может опускаться на уровни ниже и рассматривать те более "узкие" вопросы, которые волнуют человека (как мне относиться к критике? Что значит утрата какой-то материальной ценности?).

Такой подход позволяет очистить разум от воспринятой на основе слепой веры, рассмотреть всё, что окружает человека и о чём человек думает и начать осознанно рассматривать то, с чем он сталкивается в жизни. В этом плане, скептицизм является своего рода таблеткой для разума, которая растворяет и выводит из него накопленные слои убеждений, догматов и мнений.

Достоверно только то, что нет ничего достоверного.

Сенека

При этом такая чистка происходит не молниеносно, а подразумевает постепенную умственную работу человека путём анализа и поиска ответов на важные для него вопросы.

Попробуй начать свои размышления с фундаментальных вопросов, над которыми предлагает задуматься скептицизм. На основе этих вопросов строятся 10 тропов (или основные аргументы) скептицизма.

Вот их список:

  1. Можем ли мы считать истинным то, что узнаём посредством органов чувств при условии, что органы чувству у людей и животных отличаются и дают разное понимание об окружающем мире? Не должны ли мы воздерживаться от суждений, поскольку не знаем, чьим органам чувств можно доверять?
  2. Допустим, что человеческие чувства дают истинное представление об окружающем мире. Но поскольку люди разные, следовательно, ощущают и воспринимают окружающий мир по-разному, разве мы можем сказать, представления о предметах на основании ощущений кого из людей является критерием истинности?
  3. Допустим, что есть человек, который является критерием истины. Если органы чувств одного человека могут давать различную информацию о предмете, можем ли мы на основе этого делать однозначный вывод об этом предмете?
  4. Допустим, что есть орган чувств, который даёт истинное представление о предмете. Можем ли мы рассматривать представление человека о предмете, которое возникает посредством этого органа чувств, как истину, при условии, что состояние человека и этого органа чувств могут быть различными в разное время, что меняет представление об этом предмете (слезы в глазах, к примеру)?
  5. Можем ли мы считать своё представление о предметах истинным с учётом того, что представление человека о предмете будет различным с учётом расстояния до предмета, положения предмета и прочих внешних факторов?
  6. Можем ли мы считать своё представление о предметах истинным с учётом того, что среда (к примеру, различные атмосферные явления и пр.), в которой предмет находится, может меняться?
  7. Можем ли мы считать свое представление о предметах истинным с учётом того, что человек по-разному воспринимает предметы в зависимости от того, цельный ли предмет, или разбит на составные части, или с какой величиной предмета человек сталкивается (к примеру бокал вина может быть полезным для здоровья, а больший объём может вызвать головную боль)?
  8. Поскольку всё существует по отношению к чему-нибудь (т.е., условно, не в вакууме), можем ли мы сделать о вещи однозначный вывод?
  9. Можем ли мы делать достоверные выводы о предметах с учётом того, что восприятие предметов зависит от того, как часто до этого мы их видели?
  10. Можем ли мы делать вывод об окружающем нас мире с учётом того, что у разных народов свои догматические убеждения, представления, законы, нормы поведения и пр.?

Поразмышляв над этими вопросами, по мнению скептиков, человек может, как минимум, приблизится к тому, чтобы воспринимать вещи и события безоценочно (без догматических предубеждений и эмоциональной окраски).

О вещах нельзя сказать ничего определенного: ни того, что они прекрасны, ни того, что они безобразны, ни того, ни другого одновременно. Истина и ложь неразличимы.

Пиррон

Это позволяет человеку стать более свободным от заложенных обществом в голову человека убеждений по поводу событий и ситуаций, которые его окружают. Человек начинает быть более внимательным к самому себе и возникающим вокруг событиям. Вначале он начинает задавать самому себе вопросы и искать на них ответы: "Почему эта ситуация вызывает у меня такие эмоции?", "Почему я оцениваю эту ситуацию, как негативную и могу ли я ошибаться в своей оценке?", "Если я не могу утверждать, является ли ситуация негативной или позитивной, имеет ли смысл переживать об этом?" и т.д. И дальше, как следствие, оставаясь в скептической парадигме мышления, его поведение начинает меняться, эмоциональные реакции также постепенно изменяются.

Воздержание от суждений — лучший способ обрести спокойствие души.

Пиррон

Кроме того, скептический подход даёт человеку возможность сбросить весь пласт убеждений, непредвзято рассматривая их, и достигнуть некой нулевой точки, из которой человек сам строит свою реальность в своем разуме. Т.е., в таком случае, человек сам может определить для себя, какой уровень догматизма (веры) и скептицизма в отношении к окружающей действительности он готов для себя принять.

Возможно он останется в концепции античных скептиков (таких, как Секст Эмпирик, Пиррон), ставящих под сомнение все события и вопросы, возникающие в его поле зрения и постоянно ищущих истину. А, возможно, он решит сделать осознанный выбор в пользу определенных догм и ему окажутся близки идеи стоиков или эпикурейцев с их подходами к достижению счастья.

Если интересуетесь философией и ищете ответы на вечные вопросы, присоединяйтесь к моему Telegram-каналу "Типичный философ".

2121
14 комментариев

Спасибо за глубокое, но не душное раскрытие темы. Открыла для себя скептицизм по-новому. Раньше ассоциация была только со скептиком Сафроновым 🙃

5

Пожалуйста) планирую и дальше делиться интересными подходами практической философии

4

Доброе время суток! Меня, как психолога, очень тонула тема осознанного отношения к себе в окружающей реальности. Для этого, думаю, нужно каждому вырастать из инфантильной в зрелую личность и понимать, что нужно именно тебе , здесь и сейчас. Спасибо!

3

Подумал над вопросами… Не просто осознать, что есть вероятность того, что все вокруг не такое, каким представляется

2

В начале это действительно не просто

3

Очень похоже на концепции и цели буддизма.

Только в буддизме осознанного состояния предлагается добиваться через медитации, а в скептицизме наоборот - через рассуждения.

2

Да, есть общие черты