SMM-агентство, которое продвигало клиентов за свой счёт — успешный провал и убытки в полмиллиона рублей

Отсутствие опыта и системы привело к убыткам и закрытию бизнеса. Что делать, если проект тонет, нужно ли его спасать?

Алиса Соловьёва
Алиса Соловьёва

Алиса живёт в Хабаровске, сейчас ей 28 лет и она занимает должность финансового директора в студии подкастов, параллельно набирает команду в свой новый стартап по описанию бизнес-процессов и построению систем для бизнеса.

Такое направление она выбрала не случайно. В конце 2019 года Алиса запустила свой первый проект — SMM-агентство. Именно плохо выстроенные бизнес-процессы, отсутствие системы и юнит-экономики привели к закрытию этого бизнеса в 2022 году.

Из копирайтера во владельца СММ-агентства

В начале 2019 года Алиса работала копирайтером в агентстве. В процессе работы освоила комплексное ведение аккаунтов: не только написание текстов, но и оформление профиля, дизайн постов и их публикацию. Затем устроилась работать в более крупную компанию. Там Алиса поняла, каково это — работать в команде, когда ты не всё делаешь сам, а есть люди, ответственные за своё направление / часть работы. Но в компании Алиса проработала всего полгода. Она поняла, что хочет развивать своё дело.

«Мне захотелось открыть своё SMM-агентство. Ведь я всё равно сама продаю, сама выстраиваю работу с проектной группой, сама общаюсь с заказчиками. Я всё делала сама, мне не хотелось с кем-то делиться. Подумала, что проще самой открыть агентство, к тому же у меня уже была крутая команда. Так что карты сложились. Плюс был ковид в то время, все переходили на удалёнку, и я под шумок уволилась из компании. Онлайн стал суперпопулярным, и на вот этой волне я залетела в бизнес».

Начала Алиса с того, что открыла ИП на своё имя. Понимания, как работают налоги, страховые взносы, расчётные счета, не было. Нужно было учиться считать зарплаты, выводить отчёты и выстраивать бизнес-процессы. Алиса пыталась сама формировать систему, делать аналитику и параллельно заниматься продажами, общаться с клиентами и иногда работать наравне с сотрудниками — делегировать не получалось.

Агентство Алисы занималось продвижением бизнесов в социальных сетях. Помогало компаниям создавать и продвигать личный бренд, привлекать и удерживать клиентов, а также анализировать и оценивать результаты маркетинговых кампаний. Разрабатывали стратегии SMM, привлекали блогеров, продумывали интерактив для аудитории и в целом делали всё, чтобы всегда оставаться на виду у целевой аудитории клиента.

Инвестиции Алиса не привлекала и кредиты не брала, запускала бизнес на свои деньги. Весомых вложений на старте не требовалось. Суммарно на запуск агентства Алиса потратила не больше 50 000 рублей.

Конечно, инвестиции на старте могут помочь бизнесу развиваться и расти в разы быстрее: спустя 4 года, Алиса это понимает, но отсутствие инвестиций точно не сыграло роли в закрытии бизнеса.

Алиса и её команда
Алиса и её команда

Первые годы бизнеса. Заказов мало

Ни один процесс не был налажен , в том числе, процесс привлечения клиентов. В агентство обращались в основном по сарафанному радио. Сама по себе Алиса — очень энергичная девушка, многие запоминали её подход к работе и результаты, поэтому обращались к ней неоднократно.

Но сарафанное радио работало лишь до тех пор, пока в агентстве предлагали низкие цены. Если на старте комплексное продвижение стоило 25 000 рублей, то через год цена выросла до 50 000 рублей. Заказов стало в разы меньше.

Это не так, кейсов оформленных просто не было. Я не думала про то, что крупным компаниям важно описание, а им важно было все получить в документе с краткой сводкой по цифрам, а не просто инстаграм показать

Крупным компаниям не достаточно было посмотреть Инстаграм агентства, нужны были более точные данные: оформленные кейсы и документы с краткой сводкой цифр по результатам прошлых работ. Конечно, с точки зрения SMM, Алиса продвигалась в социальных сетях (логично, это ведь её ниша). Так же попытки подключать таргет и продвигать личный бренд. Результаты были, но не такие хорошие, как хотелось бы.

Что бы вы сделали на этом этапе?
Начал бы активнее привлекать трафик
Пошёл бы раздавать листовки со своими услугами
Ещё активнее начал бы продвигаться в социальных сетях

На этом этапе нужно было активнее привлекать трафик, разработать сайт, запрашивать обратную связь и начать применять знания по маркетингу к своему агентств так же, как к бизнесам заказчиков.

«Хорошо, если обратная связь прилетала, потому что я её, честно говоря, не запрашивала. Не было отдела качества, отдела заботы о клиентах, чтобы узнать, что не нравится, почему не купили и так далее. Не купили и не купили, ладно. Ну и, конечно же, выстраивание команды. Иметь команду и управлять ей — разные вещи. У меня она, скорее, просто была».

Примеры работ для собственного продвижения 
Примеры работ для собственного продвижения 

Главная ошибка — нет системы

Главная ошибка была в том, что Алиса сначала запустила бизнес, а после начала погружаться в процессы его ведения. Нужно было делать это комплексно: сначала изучить рынок, проанализировать его, протестировать гипотезы, открыть ИП и применять все навыки для масштабирования. Не было никакой аналитики, не было юнит-экономики, не было регламентов для команды.

Суммарно на этом бизнесе Алиса потеряла более 500 000 рублей. На запуск проекта было потрачено всего 50 000 рублей, но на его поддержку пришлось брать кредиты и влезать в долги. Алиса верила, что таким образом появятся шансы спасти бизнес, но опять же — смотрела не в ту сторону. Агентство спасла бы правильная система и собранная юнит-экономика, а не кредиты.

Необходимо было начать изучать конкурентов, разобрать принципы их работы, может быть, что-то применить у себя или, наоборот, выявить ошибки в их бизнесе и обезопасить себя от них. Здесь ещё сыграл роль юношеский максимализм — Алиса считала, что она уже по факту акула бизнеса. Бизнес развалился, но свои ошибки она отрефлексировала только спустя год после закрытия.

«Я очень долго переживала и, наверное, до сих пор переживаю закрытие своей первой компании. Первый год я просто переживала эту утрату. Может, в какой-то обиде на весь мир и на себя в том числе.

Через несколько месяцев после закрытия друзья стали спрашивать у меня, почему это случилось. Я снова погрузилась в размышления и поняла, что просто была самая умная. Потом ещё месяца два я ходила и сверялась, мне вообще ложится эта гипотеза или нет. Параллельно я вернулась в терапию, с этой темой в том числе. Мы уже вместе её докрутили, и я приняла тот факт, что это была моя ответственность».

SMM-агентство, которое продвигало клиентов за свой счёт — успешный провал и убытки в полмиллиона рублей

Успешный бизнес это…

«Успешный бизнес — это собранная юнит-экономика, запасы денег, даже если минимальные. Грамотное планирование стратегии и понимание, куда вообще компания движется. Я пришла к тому, что всё упёрлось в меня одну. Должны быть описаны регламенты, правила работы, инструкции для каждого отдела.

Именно поэтому сейчас я в это всё погрузилась и развиваю свой бизнес с упором на систему, аналитику и всё вышесказанное. Теперь у меня есть опыт, достаточно набито шишек, чтобы создать проект, который действительно будет помогать людям с их бизнесами».

SMM-агентство, которое продвигало клиентов за свой счёт — успешный провал и убытки в полмиллиона рублей

Как вы уже поняли, на своих ошибках в бизнесе, Алиса многому научилась. Сейчас она запускает свой проект. Идея в том, чтобы помогать бизнесам не совершать такие же ошибки, что привели к закрытию её первого проекта. В своём телеграм-канале она бесплатно делится полезной информацией для начинающих и действующих предпринимателей. Если интересно перенять её опыт, то подписывайтесь по кнопке ниже.

Предпринимателем может быть каждый?

«Каждый. Вопрос только в росте в будущем. Быть предпринимателем несложно, а вот масштабировать свой бизнес во что-то большее, сможет не каждый. Тут нужно иметь упёртость, возможность находить в себе силы никогда не сдаваться и двигаться к цели после всех неудач. Это морально сложно. Просто делать, делать, делать и делать. Бить в одну точку с уверенностью, что всё обязательно получится».

На этом всё, спасибо что дочитали до конца. Надеемся, было полезно. Если готовы честно поделиться своими ошибками в закрытом или действующем бизнесе — пишите нам на cases@gengo.pro, расскажем вашу историю ✌

Если интересно изучать не только успешный успех — подписывайтесь на нас здесь или в телеграме, будем публиковать больше таких историй об ошибках, на которых учились предприниматели и уроках, которые из этого вынесли.

66
4 комментария

как говорят открыть бизнес не сложно , удержать и развивать его трудно , в данной истории Алисе нужна была помощь и наставник , так как процесс работы был запущен . контролировать и изучать по ходу дела новые пути было трудно

Ответить

Очевидно, что, прежде чем запускаться, надо рынок проанализировать, конкурентов обсчитать, себестоимость, упаковать портфолио. Выписать его так, чтобы надо было как можно меньше объяснять что я умею и какие задачи решаю. Я не понимаю, как можно вкидывать свои и заемные деньги в дело, которое не обсчитано. Не важно, кофейня это или агентство, которых миллион. Ну каааааак?))))

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

По моему проблема в том, что не было продукта который покупают. А не в масштабировании. Масштабировать то, что не смогли.

Ответить