Всё об акте приема или передачи: как составлять, когда подписывать, когда отклонять

Эта статья — must read для тех, кто хоть раз в жизни будет привлекать подрядчиков, делать ремонт или покупать недвижимость. Скорее всего, и для вас тоже, поэтому сохраните на всякий случай.

В статье — все про акт приема или передачи — документ, подписав который, вы принимаете работу, услугу, товар или объект.

На что составляют акт приема или передачи

  • Вам передают результат выполненных работ или услуг — например, вам сделали ремонт.
  • Вы что-то заказали — какой-нибудь товар, и вам его передают

Акт приема или передачи, подписанный с вашей стороны, подтверждает, что ремонт вам действительно оказали (и вы его приняли), а товар — правда передали (и вы его тоже приняли). Кроме этого, подписав акт, вы автоматически подтверждаете отсутствие претензий к качеству.

Обычно акт подписывают тогда, когда присутствуют обе стороны — и вы как заказчик, и продавец или исполнитель. Исключение — когда товар передают вам через транспортную службу (например, вы заказали ноутбук, а привез его вам курьер из сторонней компании). Но акт вы все равно подписываете, а курьер потом передает его вашему продавцу или исполнителю.

Обязателен ли акт приема или передачи?

Нет. Исключение — передача объекта по ДДУ (договор долевого участия). Акт приема или передачи неплохо вас страхует, ведь договор вы подписываете в самом начале сотрудничества с подрядчиком, а что получите в итоге, понятия не имеете. Поэтому лучше составлять.

Как составить акт приема или передачи?

Так как законом официальное понятие акта приема или передачи не предусмотрено, то и утвержденный бланк отсутствует. Составляйте сами, обязательно включив туда:

  • Дату и место составления.
  • Реквизиты сторон.
  • Предмет, объект или результат работы (сюда пишете то, за что, собственно, и платили).
  • Описание предмета (здесь указываете описание товара или результата работы, сюда же добавляете наличие или отсутствие претензий).
  • Подписи сторон.

Когда подписывать

Акт приема или передачи подписывайте только тогда, когда на 100% довольны товаром или работой. Так как акт является дополнением к основному договору, он важен именно на момент финиша, когда заказчик прекращает свои обязательства и сдает вам то, за что вы заплатили. Подписав акт, вы поясняете, что все приняли и никаких претензий у вас нет. Проверьте:

  • Количество товарных единиц (и их стоимость) — вам привезли ровно столько, сколько вы заказали.
  • Сам товар — это не аналог, а именно то, за что вы заплатили.
  • Качество товара — не поврежден ли он, как выглядит, исправен ли.
  • Если это недвижимость, сразу приглашайте на приемку специалиста, который будет измерять метраж, качество и соответствие всем СНиПам и ГОСТам.

Когда не подписывать

Если претензии к качеству товара или работы все-таки есть. По сути, есть несколько вариантов:

  • Отказаться подписывать акт, что само по себе должно смотивировать исполнителя исправить результаты своей работы или поменять товар.
  • Подписать акт, но с перечнем недоделок — это распространенная практика при ДДУ. В таких случаях акт вы подписать должны, спустя 7–10 дней он будет считаться подписанным автоматически. Поэтому подпишите, но укажите то, что вас не устраивает, и составьте протокол разногласий

Живой пример: один из наших клиентов заказал домой кухню. Её действительно привезли, правда, в коробках, так как любую кухню нужно собирать, и привозят только её части. Мужчина подписал акт приема, передачи. В чем ошибка?

В том, что компания-подрядчик уже год не может собрать ему эту кухню. По договору в обязанности входит монтаж, а раз акт приема, передачи подписан, то и разговор закрыт. Компания сэкономила на работе сотрудников, которые так и не собрали кухню, а в суд дорога заказана — отказ в иске.

Односторонний акт — что это?

Такой документ используют при сделках с недвижимостью. Например, застройщик сдал вам квартиру, а вы уклоняетесь от подписания классического акта приема, передачи. Причем делаете это без причин.

Застройщик приглашал вас на приемку квартиры, звонил, писал, а вы ушли в тишину или вообще уехали куда-то. Односторонний акт определяется законом как крайний случай, но раз уж он настал, застройщик сам подписывает этот акт. А вы теряете возможность предъявить претензии. И не без нюансов, конечно:

  • Застройщик не может подписать односторонний акт раньше чем через 2 месяца после срока сдачи квартиры.
  • Если застройщик не пригласил вас на приемку (не отправил письмо), то подписать такой акт он не вправе.
  • Если вы не подписываете обычный акт, потому что недовольны качеством жилья, а застройщик в это время подписывает односторонний акт — обращайтесь в суд (перед этим зафиксировав свои претензии и причины отказа от подписания двустороннего акта).

Важные мелочи

1. Внимательно читайте все, что подписываете. Например, в акт приема, передачи часто включают пункт про «отсутствие материальных претензий». Поэтому лучше сразу потребуйте исключить эту фразу.

2. Всегда оставляйте себе копию того, что подписали. Это касается как договора, так и акта приема, передачи.

3. Акт приема, передачи понадобится вам для получения налогового вычета — это именно тот документ, который вы понесете в налоговые органы

Полезные законы

2424
20 комментариев

О, рерайт статей с консультанта плюс на виси - что может быть прекраснее этим чудным утром :)

5

Спасибо, что поделись своим мнением:)
В конце статьи указаны ссылки на консультант, в которых вы можете изучить все подробнее, если моего обзора вам недостаточно.

Если ИП на подряде выполняет для организации регулярно услуги. В течение 12 месяцев например. За весь этот период акты ни разу не подписывались. Может ли в случае конфликта организация потребовать вернуть деньги, выплаченные за все 12 месяцев своему подрядчику?

1

Если есть видимые и ощутимые, а главное качественные результаты работ, то всегда можно отстоять свою позицию, кроме того организации обязаны вести бух. учет, благодаря которому можно доказать факт предоставления услуги. Рекомендую все же подписывать акт каждый месяц, чтобы не приходилось этим заниматься)

2

В основном нет. Всё зависит от ситуации. Поэтому всегда исходите из того, что если услугИ, а не единая длящаяся услуга, то факт оплаты является конклюдентным действием, т.е. коль оплатил, значит доволен оказанной услугой. И всегда оформляйте акты. Акт это не только приёмочный документ, первичка. Это может быть смешанным документом, в котором вы подтверждаете получение, оказание услуги и дополнительно указываете чем вы недовольны, или что нужно доделать, переделать. Таким образом это будет детализация основного соглашения, таким маленьким соглашением.

Статья правда немного странная. Если вы рассказываете про акты, то почему односторонний акт только про застройщиков. В услугах нет такого?

С актами на самом деле много геммороя. Если вы хотите показать (и даже прорекламировать) свою экспертность, то можете рассказать про действительно "боли". А именно:

1. Отправляем акты заказчикам на подпись, второй экземпляр возвращают не более 35% компаний. Благо у нас УСН 6% и вроде не критично. Но, всегда есть риск (бывало такое) услышать "мы никаких актов не видели". Что делать в этом случае?

2. Акты по электронной почте. Как арбитраж относится к jpeg картинке со сканом подписанного акта. Оригинал не получен.

3. ЭДО отличная штука, если бы не долбоебизм большинства предпринимателей "чё? у нас нет такого, пришли мне скан акта в WhatsApp(!!!)"

4. Односторонний акт. Расскажите про него подробнее.

1

Поддерживаю вопрос