Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

В этой статье рассказываем про 4 типа сотрудников и объясняем, почему половину из них нужно уволить — возможно, еще вчера.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Поводов уволить сотрудника много: непрофессионализм, постоянные ошибки, нежелание развиваться. Но есть еще один критерий, который стоит учитывать. Это то, насколько человек разделяет ценности компании и конкретной команды. Давайте разбираться.

Что такое ценности и чем они отличаются от целей

Цели и ценности часто пересекаются, но все же работают по-разному.

Цели — это конкретные результаты, которых можно достичь и которые можно «пощупать». Например:

  • заработать 10 миллионов в следующем месяце;
  • попасть в топ-5 компаний рейтинга;
  • запустить новый продукт через полгода и т. д.

Ценности — это те важные смыслы, ради которых работает команда. Они недостижимы, но их можно придерживаться в течение длительного времени. Например:

  • разрабатывать продукт, который приносит пользу людям;
  • помогать клиентам развивать свой бизнес;
  • создавать благоприятную атмосферу для команды, в которой каждый растет, развивается и чувствует себя комфортно.

Нельзя раз и навсегда помочь всем людям или заслужить абсолютное доверие со стороны клиентов. Нельзя достичь идеального взаимопонимания в команде и больше ничего не делать. Ценность — это всегда процесс и путь, у которого нет финальной точки, но есть идеальный образ, к которому хочется стремиться.

Важность ценностей заключается в том, что они определяют, каким способом команда достигает поставленных целей. То есть люди, которые разделяют смыслы друг друга, смотрят и двигаются в одном направлении. Это и становится надежным фундаментом для развития.

4 типа людей в команде

В основе этой классификации лежат два критерия: уровень эффективности, профессионализма и то, насколько человек разделяет ценности команды. Чтобы проанализировать сотрудников и отнести их в определенные группы, нужно сделать таблицу из 4 ячеек, как на примере ниже.

А чтобы ее заполнить, нужно задать два типа вопросов:

  • Эффективен ли этот сотрудник? Важен ли его вклад в общее дело команды?
  • Разделяет ли этот человек ценности компании и команды? Следует ли он этим ценностям?
Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

Если вы ответили «да» на каждый вопрос, то вписываете имя сотрудника в верхнюю правую ячейку. Таких специалистов мы назвали идеальными. Под ними находятся перспективные сотрудники — это люди, которые разделяют ценности команды, но пока вносят не слишком большой вклад в общее дело.

В верхней левой ячейке у вас будут имена тех людей, которые эффективны в профессиональном смысле, но не разделяют ценности команды — условно мы называем их эффективными сотрудниками. А под ними, в левой нижней ячейке, остается место для безнадежных — тех людей, которые не вносят вклад в работу и одновременно не разделяют ценности компании.

1. Идеальные

Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

Конечно, идеалов не существует, но это название хорошо вписывается в классификацию. Идеальные сотрудники разделяют ценности вашей команды и одновременно вносят большой вклад в работу. Они компетентны, эффективны, пунктуальны, всегда развиваются и увлечены своим делом. Найти или самостоятельно вырастить таких сотрудников — большой труд и настоящая удача.

Плюсы идеальных сотрудников

  • Всегда выполняют поставленные задачи и делают это в срок.
  • Готовы подстраховать коллег, помочь и подсказать.
  • Лучше других подходят на роль менторов, наставников для новичков.
  • Придают большое значение ценностям. В кризисные периоды они с большой вероятностью останутся в команде.
  • Спокойно воспринимают конструктивную критику. Готовы расти и развиваться.
  • Поддерживают комфортную атмосферу в команде.

Минусы идеальных сотрудников

  • Редко приходят в команду на 100% идеальными. Отдельные качества требуют доработки, а в этом важна роль самой команды и непосредственно руководителей.
  • Часто берут на себя слишком много задач, из-за чего другие сотрудники расслабляются.
  • Склонны к профессиональному выгоранию. Если ребята вкладывают силы и достигают результатов, но этого никто не ценит, рано или поздно они выгорят.

Что делать руководителю

Идеальные сотрудники — это люди, которых нужно беречь и которым нужно создавать хорошие условия для работы. Если вы обнаружили, что в вашей команде есть такие специалисты, подумайте, как можно стимулировать их дальнейшее развитие. А еще следите, чтобы они не взваливали на себя слишком много. В краткосрочной перспективе это всегда выгодно, но со временем у отчаянных трудоголиков начинаются проблемы, что закономерно отражается на команде.

2. Перспективные

Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

Это те сотрудники, которые разделяют ценности вашей компании, но пока не дотягивают до высокого уровня эффективности. Причины разные: недостаток знаний и опыта, слишком маленький период адаптации, сложности в коммуникации и т. д. Важное отличие перспективных сотрудников в том, что они хорошо обучаются. То есть вы видите, что при определенных усилиях эти люди вполне могут перейти в категорию идеальных.

Плюсы перспективных сотрудников

  • Быстро схватывают новую информацию и заинтересованы в том, чтобы развиваться.
  • Охотно помогают в тех вопросах, где им хватает знаний, умений и навыков.
  • Ответственно относятся к своей работе, так как претендуют на более высокие позиции и одновременно разделяют ценности команды.
  • Создают здоровую конкуренцию для идеальных сотрудников, усиливают команду.
  • Смотрят на привычные вещи по-новому, поэтому часто становятся источниками новых идей.

Минусы перспективных сотрудников

  • Требуют дополнительных ресурсов на обучение. Как правило, обучением перспективных занимаются идеальные сотрудники, а у них не всегда есть время и силы.
  • Могут уйти, когда получили достаточное количество знаний и навыков. Перспективных сотрудников часто привлекает возможность обучения, а со стороны это выглядит так, будто они горят общим делом.
  • Склонны к профессиональному выгоранию — особенно в тех случаях, когда стараются охватить все и сразу.

Что делать руководителю

Если у команды достаточно ресурсов для обучения новичков с горящими глазами, можно и нужно делать ставку на перспективных сотрудников. Со временем кто-то из них уйдет, но другие останутся и перейдут в статус идеальных сотрудников.

Если команда по объективным причинам не может подтянуть новичков на новый уровень, стоит дать им время для самостоятельного обучения. Иногда талантливым людям достаточно попасть в правильное окружение — и тогда они быстро учатся сами, на практике.

3. Эффективные

Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

К эффективным мы относим сотрудников, которые отлично выполняют свою работу, но одновременно с этим не разделяют ценности команды. Это профессионалы своего дела, но они совершенно не озабочены репутацией бренда, миссией компании, комфортом команды. Такие люди могут написать приложение любой сложности, но не находят общий язык с коллегами, которые сидят с ними в одном кабинете.

Плюсы эффективных сотрудников

  • Справляются с нестандартными, часто очень сложными задачами, которые не под силу другим специалистам.
  • С головой погружаются в дело, которым занимаются. Нередко они очень талантливы в своей сфере.
  • Быстро обучаются новому, если им это интересно и полезно для решения какой-то задачи.

Минусы эффективных сотрудников

  • Не дорожат хорошими отношениями с командой или коллегами.
  • Нередко считают себя умнее других и всячески это демонстрируют.
  • Игнорируют ценности, миссию компании — действуют исходя из собственных интересов.
  • С легкостью могут покинуть компанию за один день, не заботясь о том, что многие процессы не завершены, а команда осталась в безвыходном положении.

Что делать руководителю

Многое зависит от ситуации.

Если такие люди очень токсичны, а их работа требует постоянного общения с коллегами, увольнение станет хорошим решением. Рано или поздно такие токсы выживут из команды идеальных и перспективных сотрудников, чего вы точно не хотите. Так что придется пожертвовать даже незаурядными талантами.

Если сотрудники не разделяют принцип ответственности — нарушают обещания, регулярно срывают сроки, не воспринимают конструктивную критику — с ними тоже стоит расстаться.

В остальных случаях некоторые минусы можно простить. Главное, чтобы не страдали атмосфера в команде и результаты ее работы.

4. Безнадежные

Терпеть нельзя уволить: классификация из 4 типов сотрудников, которая поможет правильно увольнять

В эту категорию мы помещаем сотрудников, которые не разделяют ценности вашей компании и одновременно не дотягивают по уровню знаний, навыков, эффективности. Но даже у таких людей, если они по какой-то причине оказались в вашей компании, есть свои плюсы.

Плюсы безнадежных сотрудников

  • Хорошо подсвечивают ваши слабые стороны: от работы HR-службы до плохо организованного онбординга.
  • Часто становятся триггером для команды — вызывают справедливое недовольство других сотрудников и тем самым показывают, кто действительно болеет за общее дело.

Минусы безнадежных сотрудников

  • Тратят много ресурсов компании и не дают ничего взамен.
  • Не только бесполезны, но и опасны для вашего бизнеса, так как всегда тянут команду вниз.

Что делать руководителю

Если вы обнаружили в вашей команде безнадежных сотрудников, то их увольнение — первое, чем нужно заняться. А дальше попытайтесь понять, почему такие люди вообще оказались в компании. Возможно, вам следует тщательно проанализировать процесс найма, работу HR-специалистов. Когда вы найдете слабые места, то сможете исключить ситуации, при которых безнадежные сотрудники будут снова и снова оказываться в вашей команде.

Советы руководителям по поводу ценностей

То, что многие сотрудники не разделяют ценности команды, — это не всегда вина самих людей. Часто проблема кроется в том, как организована работа компании. Мы собрали несколько советов руководителям, которые помогут избежать ошибок:

  • Сформулируйте четкий список ценностей вашей компании и каждой отдельной команды, если их несколько.
  • Подумайте, как донести эти ценности и их важность до людей, которые с вами работают.
  • Избегайте ситуации, при которой ценности существуют лишь на словах. Если вы говорите о том, что в команде должна быть дружелюбная атмосфера, целенаправленно над этим работайте.
  • Помните, что у всех людей тоже есть свои ценности. Если вы хотите помогать людям, но при этом перегружаете своих сотрудников работой и не уважаете их время, никто не будет воспринимать вашу ценность всерьез.
  • Учитывайте, что ценности — это про высокие смыслы. Человек может думать о них только тогда, когда удовлетворены его базовые потребности. Без хорошей оплаты труда и комфортных, безопасных условий работы требовать от сотрудников разделения ваших ценностей бессмысленно.
  • Будьте тем человеком, который первый следует всем озвученным ценностям и тем самым подает пример остальным. Ценности вашей компании начинаются с вас.

Эффективная коммуникация — одна из важных ценностей команды. А поддерживать ее можно с помощью корпоративного мессенджера Compass. Приложение полностью бесплатно для всех команд до 10 человек. Всем остальным доступна бесплатная пробная версия на 30 дней — без каких-либо ограничений по функционалу.

Еще больше полезных статей для вашего бизнеса:

8888
103 комментария

Комментарий недоступен

14
Ответить

Зачем, если можно им запудрить мозги корпоративными "ценностями" и заставить работать больше за ту же ЗП? :)))

10
Ответить

ну спорное утверждение, скажем мне нужен смм менеджер который владеет некой теоретической базой, знанием устройства рекламного кабинета вк и фб, но дополнительно должен знать и уметь работать хотя бы с одним из 2 парсеров вк (церебро или таргет хантер) и владеть ещё одним навыком: владение графическим пакетом или навыками монтажа. И я готов взять кандидата который полностью не отвечает моим требованиям и оплатить курсы по обучению работе с церебро и таргет хантер. это уже достаточно много и сотруднику точно ничего доплачивать не стоит за то что он учится или доводится до нужного уровня знаний и навыков на той должности на которой трудится. это обучение позволит ему быть более эффективным и претендовать на карьерный рост в будующем.

6
Ответить

Видал я контору, в которой маркетинг пытались достать из программиста, UX из иллюстраторов, а на входящих сидели работники производства без мотивации. Когда начали записывать звонки - оказалось на клиентов тупо орали, один из 5 самоотверженно пробивался к заказу.

Тру стори, с предсказуемым итогом.

2
Ответить

Все верно, дополнительные задачи должны быть оплачены 👍

1
Ответить

Акцент на ценностях в коммерческой компании - это разводка для лохов. Это обычно означает, что будут от сотрудников требовать работать за идею, чтобы можно было навешать побольше задач и обязанностей и не платить сотрудникам за доп. работу.

Конечная ценность у любого капиталиста одна - увеличение прибыли бизнеса и пополнение благосостояния владельцев бизнеса. В нормальных компаниях профессионалов мотивируют хорошей ЗП, а не какими-то эфемерными "ценностями".

15
Ответить

Просто в нормальных компаниях ценности идут вместе с хорошей зарплатой. Тогда люди и работают хорошо. А у нас часто хотят это делать вместо зарплаты. Результат соответствующий.

5
Ответить