Как сделать эффективную SMM-стратегию? Опыт за 7 лет работы. Часть 2

Если еще не читали первую часть, обязательно начните с неё, так как именно в ней я рассказываю о базовых вещах, с которых начинается сама SMM-стратегия. И не только о технических моментах, но и о нюансах в коммуникации между заказчиком и исполнителем.
В этой части материала — расскажу про контент, планирование и варианты стратегии.

Определитесь с форматом.

Определитесь для себя: вы будете снимать, писать, рассказывать сами или привлекать блогеров и авторов, которые сделают контент за вас? Не обязательно делать выводы исходя только лишь из анализа, ориентируйтесь на свои потребности и потребности бизнеса. Если вы владелец автосервиса, который не хочет ничего снимать, но хочет писать статьи — заведите себе Drive2, профиль на Авто.ру и продвигайте свои мысли там, привлекая нужных людей. Например эту статью, как и статьи некоторых своих клиентов, пишу лично я без привлечения копирайтера.

Если вы не хотите ничего писать, то вы тоже правы, и на мой взгляд — даже еще более, чем в первом случае. Потому что съёмки роликов сейчас как для брендов, так и для личных брендов наиболее эффективный способ привлечения новой аудитории. Видеоформат это следующий шаг в коммуникации между брендом и клиентом, который воздейсвтует практически на все чувства человека, в отличие от картинки. Результаты съёмок и что они приносят брендам можете посмотреть в некоторых моих предыдущих статьях. Например — вот мощный кейс для рынка РФ:

Для рынка США продвижение через видео тоже работает:

Допустим, с форматами определились. Теперь просто сделайте выводы из следующего:

  • Что делают конкуренты и что из этого эффективно? А что неэффективно?
  • Чего от бренда хотят ваши клиенты? Не с точки зрения контента, а с точки зрения вашей услуги/продукта.
  • Чего хочет ваш бренд? Понять будет не сложно, если вы составили качественное представление о бренде.

Представим, что вы владелец рыбного ресторана. Вы выявили, что все просто снимают блюда, пишут о скидках в определенные дни и пишут тексты на тему вдохновения от еды и приятного времяпровождения с близкими. А трое успешных конкурентов — снимают, как их шеф готовит разные блюда на проф. камеру, и этот формат собирает десятки тысяч просмотров и приводит в ресторан клиентов даже из отдаленных районов. Возьмите действия конкурентов за основу, но добавьте свою изюминку: например сделайте легкое юмористическое шоу и в качестве шефа возьмите девушку.

Отвечайте контентом на вопросы клиентов.

Постарайтесь сделать так, чтобы каждая единица контента отвечала на какую-то боль: например, если на рынке автомобилей есть проблема — долго ждать запчастей для китайских авто, то визуально или в тексте расскажите о том, что у вас ждать — не так долго. Или открыто поднимите эту проблему и спросите ваших клиентов: это минус китайских авто или вы готовы ждать?

Не обязательно отвечать прямо: если вы делаете подборку товаров, это и есть ответ на вопрос о вашем ассортименте. Если вы показываете необычные лайфхаки по уходу за авто, это и есть ответ на вопрос о вашей экспертизе. Не нужно начинать контент с вопроса «Хотите выбирать трусы полтора часа? Заходите на наш сайт и ищите среди 5 тысяч позиций». Хотя кстати прикольно вышло. Едем дальше.

Пробуйте «продающие» инструменты, даже если вы работаете в корпорации.

«Воронки», «чат-боты», и прочее — многие сейчас ассоциируют с инфобизнесом, мошенничеством и агрессивными продажами. Но такие ассоциации строим только мы — маркетологи. Клиент не подумает, что вы мошенник, если вы призываете его пройти тест и в конце получить скидку 20% на моторные масла, попутно рассказывая про преимущества своего бренда.

Главное чтобы это выглядело адекватно, без гипербол и по существу: ведь именно нарушающий границы Tone of Voice, пустые обещания и наигранный позитив рождают ассоциации об обмане.

Как выстраивать план реализации стратегии?

Внутри работ по социальным сетям нет никакой особой специфики по проектному менеджменту. Работа идет всё с теми же сущностями: построение взаимодействия между сотрудниками, расставление отправных точек, дедлайнов и прочего.

Я тем не менее очень рекомендую создать календарный план, который сделает жизнь сильно проще: просто расставьте даты, в которые вы планируете инициировать те или иные действия. Если снимать и писать посты вы будете уже на следующей неделе, а запускать блог на VC планируете только в мае — всё равно поставьте точку. Вот вам шаблон, можете по нему работать.

Пример календарного плана. Я знаю, что инструкции есть в Интернете, но, на мой взгляд, намного приятнее что-то скопировать и уделить время на более приятные вещи :)
Пример календарного плана. Я знаю, что инструкции есть в Интернете, но, на мой взгляд, намного приятнее что-то скопировать и уделить время на более приятные вещи :)

В целом, сроки это самый последний этап стратегии — это и есть её скелет. Потому что самое важное внутри стратегии — это именно сроки её реализации, а не её наполнение. Если работа дисциплинирована, действия совершаются планомерно, то вы обязательно придете к результату.

Типы стратегий по сложности.

Я условно разделяю стратегии на 3 уровня сложности, в зависимости от глубины проработки. Такая логика основывается на моём четком принципе: малому бизнесу нужен быстрый старт и поиск источников трафика, а более крупному — выполнение задач по узнаваемости и репутации, которые приводят к продажам как бы «сами». В первом варианте главная задача это тестировать, тестировать и тестировать, а во втором — не наделать в штаны. Поэтому:

  • Базовая стратегия: выделите на неё пару дней — вам просто нужен план первых шагов в социальных сетях. Сделайте анализ, уделите на это побольше времени, найдите несколько прикладных идей и план реализации. Такой вариант подходит маленьким стартапам, начинающим личным брендам и малому бизнесу в духе мини-цветочных магазинов.
  • Стандартная: уделите на неё неделю, сделайте упор на анализ и на выведение одного конкретного мессаджа — большой идеи. Сделайте проработанного персонажа. Такой вариант подойдет состоявшемуся малому бизнесу а также стартапам, которые привлекли первые инвестиции. Личным брендам, которые добились уже каких-то успехов.
  • Расширенная: здесь уже всё индивидуально — самое главное сделать грамотный план реализации, не напутать со сроками, проработать матрицу коммуникации, антикризисные решения.

У меня есть многолетний опыт разработки всех трех вариантов, поэтому я здесь говорю с вершины своего опыта. Конечно, глаз может быть немного замылен, поэтому я открыт к любым мнениям для пополнения запасов своей эрудиции.

Как сделать эффективную SMM-стратегию? Опыт за 7 лет работы. Часть 2

Краткие выводы.

  • Не надо подчиняться анализу при выборе форматов контента: найдите баланс между вашими возможностями и выявленными потребностями;
  • Не бойтесь использовать интерактивные и «маленькие» активные маркетинговые инструменты — ботов, игры, тесты и прочее, так как интерактив это отличный язык коммуникации и продаёт хорошо;
  • План — это скелет стратегии, без которой она является лишь набором хаотичных идей. Обязательно вносите в план всё, что планируете делать;
  • Если вы начинающий бизнес/бренд — вам стоит больше делать. А если вы — большой бизнес, то больше думать.
Обложка для статьи.
Обложка для статьи.
66
10 комментариев

Полезная статья! Подскажите, сколько времени закладываете на создание расширенной стратегии?

Ответить

Тут индивидуально всегда. Если есть запрос, можете мне написать в личные здесь или в Телеграм. Если просто интересуетесь для себя:

- Я ПЛАНИРУЮ не менее 5 рабочих дней;
- Из-за cust dev зачастую выходит дольше;
- Зачастую за 8-10 рабочих дней делаю, но всё это с заказчиками обговариваем заранее.

Надеюсь помог.

Ответить

А это применимо к личным брендам или только к «обычным»?

Ответить

Логика всегда одна: анализ, создание позиционирование. Но есть специфика. Важно что лицом личного бренда должен быть сам человек, поэтому работа с личным это в том числе работа с духовным и с внутренними целями как бы отлетевше это ни звучало) работая с брендом вы как бы растите ребенка, а с личным — это больше партнерство

Ответить

Мы сами сейчас двигаемся по похожему плану. Но я не согласен с мыслями на тему того, что нужно ориентироваться именно на свои желания. Все-таки цифры это цифры, и бизнес нужно вести основываясь именно на них. А чего вы там хотите это дело десятое. Лично для меня.

Ответить

Нууу, все-таки самый мощный бизнес это всегда в первую очередь идея. А чисто цифры — это так, стартапы)

Ответить

Полезная статья! За стратегией будущее!

Ответить