😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Сфера развлечений умерла: вместо фильмов – тиктоки, вместо фотографий – скроллинг на экране телефона, вместо коммуникации – коротенькие сообщения. Что на самом деле за всем этим стоит и кому это выгодно – узнайте за 2 минуты из расследования 🔻

Пока одни разрабатывают меры по поддержке креативной экономики, другие в это же время делают все, чтобы ее окончательно добить.

В этом плане 2024 очень показательный. Тед Джоя «Честный брокер» из США опубликовал разгромную статью о том, куда катится мир в погоне за дофамином. Публикую здесь самое главное.

Итак, развлечения умерли. И вот то, что придет им на смену

Креативную экономику – а это фильмы, музыка, живопись, мода и т.п. – можно представить в виде пищевой цепочки.

Если вы художник — или стремитесь им стать — ваша реальность часто выглядит именно так.

😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Но даже эта тревожная картина недостаточно тревожна. Это потому, что в ней упускается самое большое изменение, происходящее прямо сейчас.

Мы живем в эпоху зарождения культуры пост-развлечений. И это не поможет креативной экономике. На самом деле, это вообще не поможет обществу.

Развлекательные компании испытывают трудности, которых никто не ожидал всего несколько лет назад

Кинобизнес:

Кризис в телевизионном бизнесе: после нескольких лет устойчивого роста количество сериалов по сценариям начало сокращаться (источник).

В музыке ситуация не лучше. Sony инвестировала в каталог песен Майкла Джексона 1,2 миллиарда долларов. Ни один лейбл не вложил бы даже малую часть этой суммы в запуск новых артистов.

В 2024 году музыканты ценнее старые, чем молодые, умершие, чем живые.

Возникает очевидный вопрос. Как может сократиться спрос на новые развлечения? Что может его заменить?

И это что-то уже происходит.

Вот как меняется культурная пищевая цепочка в 2024 году

😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Самый быстрорастущий сектор экономики культуры - это отвлечение внимания. Можете называт это скроллингом, пролистываением, пустой тратой времени, но это уж точно не искусство и не развлечение. Это просто непрерывная деятельность.

Главное в том, что каждый стимул длится всего несколько секунд и должен быть повторен.

Это огромный бизнес, и скоро он будет больше, чем искусство и развлечения вместе взятые. Все превращается в TikTok — удачно названную платформу для бизнеса, основанную на стимулах, которые необходимо повторять всего через несколько тактов часов.

TikTok сколотил состояние на быстром прокручивании видео. И теперь все остальные соцсети, которые когда-то были местом общения с семьей и друзьями, имитируют это. Это больше, чем просто модный тренд 2024 года. Это может длиться вечно, потому что основано на химии тела, а не на моде или эстетике.

Наш мозг вознаграждает эти кратковременные вспышки отвлечения внимания. Высвобождается нейрохимический дофамин, и это заставляет нас чувствовать себя хорошо — поэтому мы хотим повторить стимул.

Цикл выглядит примерно так.

😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Это знакомая модель зависимости.

Только сейчас она начинает применяться к культуре и творческому миру - и к миллиардам людей. Они невольные добровольцы в крупнейшем эксперименте социальной инженерии в истории человечества.

Итак, даже "отвлечение внимания" в наши дни — всего лишь ступенька к реальной цели, которой является зависимость.

Вот будущая культурная пищевая цепочка, которую настойчиво продвигают технологические платформы, которые сейчас доминируют во всех аспектах нашей жизни.

😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Технологические платформы не похожи на богатых меценатов. Они лишь хотят создать мир зависимых людей - потому что они будут дилерами. Зависимость - это цель.

Они не говорят об этом открыто, но им и не нужно. Просто посмотрите, что они делают.

Все разработано для того, чтобы вовлечь пользователей в цикл привыкания.

Все платформы переходят на интерфейсы прокрутки, где стимулы оптимизируют дофаминовую петлю гибели.

Все, что может убедить вас покинуть платформу — новостная заметка или любая внешняя ссылка - жестоко наказывается их алгоритмами. Это может освободить вас от статуса зависимого, а этого нельзя допустить.

Но подождите, это еще не все!

Apple и другие компании советуют вам надеть наушники виртуальной реальности, в которых вы снова поглощены стимулами. Вам предлагается жить как пассивному получателю воображаемого опыта.

😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Руководители технологических компаний знают, что это вредно, но все равно делают это. Разоблачитель опубликовал внутренние документы, показывающие, как использование соцсетей приводит к депрессии, тревоге и мыслям о самоубийстве. Марку Цукербергу рассказали все тревожные подробности.

Ему все равно. Все руководители знают результат. Чем больше используются их технологии, тем хуже становятся все психические показатели пользователей.

Но они по-прежнему настойчиво продвигаются вперед — они не хотят уступать долю рынка другим членам дофаминового картеля. И с особым упором на детей. Они выяснили то, что уже известно каждому торговцу мусором: выгоднее запирать пользователей, пока они молоды.

А гарнитуры виртуальной реальности вызывают еще больше вопросов — потому что они перестраивают мозги пользователей. Эксперты уже говорят о “болезни симулятора”, и это всего лишь физическая тошнота, головокружение и головные боли. Представьте себе психические расстройства.

Даже самые тупые развлечения выглядят как Шекспир по сравнению с дофаминовой культурой. Вам не нужен Гамлет, достаточно фотографии гамбургера. Или видео со смешным котом, либо где кто-то танцует тверк.

Вместо фильмов пользователям предлагается бесконечная последовательность 15-секундных видеороликов. Вместо симфоний слушатели слышат короткие мелодии, обычно сопровождаемые одним из этих крошечных видеороликов - как раз достаточно для повышения уровня дофамина, и не более.

Это новая культура. И ее самой поразительной чертой является отсутствие Культуры (с большой буквы К) или даже бессмысленных развлечений — и то, и другое заменяется навязчивой деятельностью.

😱 Ужасающие последствия воздействия дофаминовой культуры: что вы на самом деле делаете с мозгом, залипая в соцсетях

Поэтому не удивляйтесь, когда огромные корпорации перестанут притворяться, что это не так. Все геймифицировано. Прокручивать можно все. Вы можете имитировать любую лодку, на которой гребете.

Но что это делает с нашим мозгом? С нашей жизнью? С будущим?

И вот тут становится по-настоящему страшно. Чем больше дофаминовые наркоманы полагаются на эти стимулы, тем меньше удовольствия они получают. В определенный момент этот цикл создает ангедонию — полное отсутствие удовольствия от переживания, к которому якобы стремятся ради удовольствия.

Это похоже на парадокс.

Как стремление к удовольствию может привести к уменьшению удовольствия? Так устроен наш мозг (возможно, как защитный механизм). В определенный момент наркоманы все еще стремятся к стимулу, но больше для того, чтобы избежать боли от нехватки дофамина.

Люди, зависимые от обезболивающих, испытывают то же самое. При превышении определенного уровня зависимость от обезболивающих фактически усиливает боль.

В 2024 году то, что мы делаем – делаем ради развлечения. Но это не приносит счастья. В Отчете о мировом счастье было опрошено 150 000 человек в 26 странах и установлено, что США и другие процветающие, технологически развитые общества переживают массовое снижение уровня счастья. Вот что происходит, когда "ангедония" продается каждую неделю, а всепроникающие технологические платформы все больше напоминают безжалостные корпорации, разбогатевшие на зависимостях пользователей.

Одни компании подсаживают людей на таблетки, другие - на приложения и алгоритмы. Но в любом случае, все это просто штампует зависимых людей.

Таково наше мрачное будущее

Не так давно сложно было представить себе человека, зависимого от TikTok или какого-либо другого приложения для телефона.

Но сейчас уже не нужно ничего представлять. Куда бы вы ни пошли, наверняка встретите этих несчастных людей с грустными глазами, подключенных к своим устройствам.

И это проблема посерьезнее, чем просто терпящие неудачу медиакомпании. Дофаминовый картель сейчас усугубляет наши худшие социальные проблемы — в образовании, на рабочих местах и в частной жизни.

Но вы вряд ли услышите об этом, потому что слишком много людей зарабатывают слишком много денег на культуре употребления дофамина.

Сделайте себе одолжение

Время от времени отключайте себя от сети и начинайте обращать внимание на деревья или своих неразумных детей. В реальной жизни они выглядят лучше, чем в наушниках.

Вы можете вырваться из этой бесконечной гонки без цели. И вот, что вы можете сделать прямо сейчас, если хотите изменить жизнь и увеличить свою продуктивность:

1717
23 комментария

Жутковато, но похоже на правду

2
Ответить

К сожалению, да
На себе ощутила негативное влияние, помогает спорт и книги

2
Ответить

Жутковато, но похоже на правдуЧто мешает просто положить сраный телефон в ящик стола? Его к руке изолентой примотали?

1
Ответить

Все отчеты о трендах говорят, что сейчас эра коротких видео. И вот причина - почему

1
Ответить

Медовая ловушка нового времени

2
Ответить

Да, правда, пока не все это понимают

Ответить

Пиздец, на самом деле. Это реально новая чума. И последствия для психики сейчас ещё ооочень сильно недооценены.

1
Ответить