Как впервые запустить подкаст: прошли этот путь и расскажем обо всех подводных камнях

Недавно мы запустили подкаст «Сегодня на ретро» — это было очень интересно, но сложно. Например, мы не знали, что жаркие споры в начале эпизода можно получить, только если разговорить гостей перед записью. Или что нельзя загрузить аудиоверсию подкаста с YouTube на другие площадки. Рассказываем, какие ошибки мы допустили, чтобы вы их не совершали.

Как впервые запустить подкаст: прошли этот путь и расскажем обо всех подводных камнях

Привет! На связи Ксюша Калинина, менеджер команды Influence Marketing и SMM в Selectel. Я отвечаю за наш подкаст — от идеи и до финального продвижения в соцсетях. До запуска «Сегодня на ретро» я и мои коллеги еще не занимались такими проектами. Расскажу о нашем пути и поделюсь подводными камнями, которых мы не ждали.

Цель и формат: решили с помощью подкаста продвигать YouTube-канал

Мы давно работаем с блогерами на YouTube, получаем охваты, переходы и регистрации, но, по сути, их приносят внешние каналы, а не собственный YouTube. При этом у нас есть аккаунт Selectel, но фактически мы его не использовали и теряли часть аудитории. Именно поэтому поставили себе цель — раскачать свой YouTube-канал.

Для прокачки канала мы прописали стратегию. На первом этапе хотели работать на широкую аудиторию, чтобы привлекать подписчиков. Это важно, чтобы алгоритмы YouTube поняли, что мы не просто выкладываем видео, — у нас живой канал, который смотрят люди с разными интересами. Не только программисты и разработчики.

Но при этом не хотели отходить от IT: было бы странно выбрать совсем отвлеченную тему, в которой у нас нет экспертности. Мы решили, что будем ориентироваться на тех, кто интересуется IT, но не будем производить узкоспециализированный контент.

Выбирали между моушен-видео и подкастами. Была идея сделать серию моушен-видео с анимированной графикой, где мы будем объяснять популярные термины или ситуации из сферы IT — например, что такое DDoS-атаки и как их предотвратить. Но это оказалось затратно. Процесс производства растянут во времени и нужно больше ресурсов: написать сценарий, найти и утвердить стиль, подготовить раскадровку, добавить анимацию. Работа дизайнеров в целом стоит дорого, а еще на каждом этапе отнимают время согласования.

В итоге остановились на формате подкаста. Он показался менее затратным по производству: удобен в работе и запуске, легко монтируется и позволяет комфортно распределять ресурсы команды.

Можно сразу снять целый сезон подкаста, а публиковать его еще несколько месяцев.

Концепция и темы: изучили аудиторию и ее потребности — в этом помогли коллеги

Финальная концепция была такой: делаем охватный подкаст, который поможет собрать аудиторию и будет связан с работой в IT. Решили, что фишкой будут раздражающие моменты в работе технических специалистов.

Дальше мы стали штурмить темы для подкаста и их наполнение. Я пошла за помощью к команде: эйчарам, разработчикам, сисадминам, продакт-менеджерам.

Наши коллеги слушают подкасты о разработке и на околоайтишные темы. Чаще всего они называют довольно известные в нашей сфере проекты.

  • «Радио-Т». Еженедельная импровизация на околокомпьютерные темы. В подкасте обсуждают всё, что хоть как-то связано с IT: от Apple Vision Pro и нейросетей до софт-скилов айтишников и женственности CSS.
<i>В подкасте обсуждают темы хай-тек, компьютерных технологий, гаджетов, облаков, программирования.</i>
В подкасте обсуждают темы хай-тек, компьютерных технологий, гаджетов, облаков, программирования.

Это вообще один из первых подкастов на данную тематику. Интересно слушать: углубляются не только во фронтенд, но и во все, что так или иначе связано с IT.

Игорь Глушак, младший фронтенд-разработчик
  • «Запуск завтра». Подкаст ведет Самат Галимов. Вместе с приглашенными гостями он рассказывает о технологиях, которые меняют жизнь: от батареек и 3D-печати домов до системы распознавания лиц и компьютерной безопасности.
<i>В подкасте много рассказывают об истории продуктов и технологий, как они создавались и почему стали популярны.</i>
В подкасте много рассказывают об истории продуктов и технологий, как они создавались и почему стали популярны.

«Запуск завтра» — интересные подкасты по темам, о которых иногда даже не задумываешься. Например, о трудностях навигации в городе или о 3D-домах.

Константин Гвенцадзе, бэкенд-разработчик
  • «Подлодка» — подкаст об IT-сфере, но темы бывают разные: от разработки и продуктовой аналитики до работы сырным сомелье и пивоварения.
<i>Выпуски про сыр и стартапы идут рядом — никогда не знаешь, что будет дальше.</i>
Выпуски про сыр и стартапы идут рядом — никогда не знаешь, что будет дальше.
  • «Бородокаст» — подкаст о технологиях, играх и сериалах. В выпусках обсуждают широкий круг тем — например, нейросетевую дискриминацию, Черную пятницу и роботакси.
<i>В гости приглашают известных личностей в своих сферах. Например, в выпуске про искусство и современные технологии участвовал художник Покрас Лампас.</i>
В гости приглашают известных личностей в своих сферах. Например, в выпуске про искусство и современные технологии участвовал художник Покрас Лампас.

Мы подготовили примерные темы и провели опрос среди коллег: попросили их либо проголосовать за одну тему из списка, либо поделиться своими болями, которые хочется обсудить. Около 50 человек из команды нам помогли.

В итоге мы выбрали пул тем: про трудоустройство и обучение в IT, рабочий этикет и карьерные дилеммы — например, зачем нужен личный бренд или как вырасти в должности. Все эти вопросы, с одной стороны, касаются диджитал-сферы, а с другой — не уходят в узкие детали по профилю.

<i>Так сейчас выглядит <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutube.com%2Fplaylist%3Flist%3DPLCHX0Xp-DjKqe1DU6ipv4xGbj_QD2_S-8%26amp%3Bsi%3DyCd50vjys5C9GiK9&postId=1131976" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">плейлист «Сегодня на ретро»</a> на YouTube.</i>
Так сейчас выглядит плейлист «Сегодня на ретро» на YouTube.

Поиск гостей, продакшен и промо: с чем пришлось столкнуться из-за отсутствия опыта

У нас не было опыта запуска подкастов, поэтому для помощи мы привлекли подрядчика. Разделили работу так: Selectel занимается поиском гостей, разработкой тем, а продакшен-студия берет на себя сценарии, координацию на площадке, запись и монтаж.

Кажется, задачи понятные, есть опытный подрядчик: что может пойти не так? Но, как и всегда, дьявол был в деталях и технических процессах.

Для поиска гостей нужен обширный нетворкинг. Если у тебя его нет, придется потрудиться. Я смогла найти всего несколько гостей через знакомства, а надо было почти два десятка.

В итоге много искала на разных сервисах: перелопатила сайты профильных и известных IT-конференций, например HighLoad++ и TeamLead Conf, смотрела подходящие темы, спикеров, оценивала, насколько они часто выступают. Если были видео, я смотрела их. Писала спикерам напрямую, уточняла, в России они или нет, могут ли приехать в Москву, где мы планировали запись.

Совет: ищите тех, кто уже выступает. Им есть что рассказать, они легкие на подъем, нацелены на развитие личного бренда и готовы воспользоваться возможностью пообщаться с аудиторией.

Много гостей не соглашались: кто-то не мог приехать в Москву, кому-то было неинтересно. Иногда возникали дырки, когда кто-то из спикеров сначала был готов приехать, а позже отказывался перед записью — приходилось искать замену. Хорошо, что в каждом выпуске есть кто-то из команды Selectel: мы знали, что можем позвать своих коллег, и иногда это очень помогало с заменами.

На площадке нужно все контролировать. Важно заранее иметь чек-лист, что нужно продумать или взять с собой.

Например, мы решили, что нам не нужен сет-дизайнер, чтобы проработать интерьер площадки, и это было ошибкой. Сет-дизайн — это способ передать идею ролика (или в нашем случае подкаста) через внешнюю атмосферу, обстановку в студии. Если у вас открытый разговор, где все должны вовлекаться, офисный стол и стулья не подойдут — общение будет похоже на рабочую встречу.

Сет-дизайн должен перекликаться с визуальной концепцией подкаста, дополнять ее. У нас были кресла, в них все себя чувствуют немного расслабленнее. Но не хватило визуальных деталей: было бы круто добавить декор, который отразил бы идею подкаста сильнее.

<i>Мы не забыли про Тирекса — маскота Selectel. В студии тиранозавров было сразу несколько: сколько видите на фотографии?</i>
Мы не забыли про Тирекса — маскота Selectel. В студии тиранозавров было сразу несколько: сколько видите на фотографии?

В студии нужно контролировать все: декорации, расписание и внешний вид спикеров. Важно удостовериться, что у всех есть расписание, что все понимают, что происходит, когда приходить, какой у них пул задач. Заранее скинуть гостям сценарий эпизода, а за день до записи уточнить, все ли в силе, рассказать, куда и в какой одежде приезжать.

Совет: перезаписать подкаст нельзя, поэтому все тонкости отслеживайте заранее или прямо в день съемки. Тогда не придется вызывать человека на запись в другой день, собирать всю команду и других спикеров из-за небольшой ошибки.

Гостям требуется время на раскачку. Представьте, что в комнате собралось четыре человека, которые видят друг друга первый раз в жизни. И тут они начинают участвовать в подкасте и пытаться обсуждать темы — это будет довольно скованный формат, даже когда друг друга можно перебивать. Мы поняли, что участникам надо немного познакомиться перед записью, чтобы они поняли, с кем они общаются, разговорились и расслабились, были готовы к дискуссии.

Совет: дайте героям время пообщаться до съемки. У нас в первый раз это получилось случайно — в день, когда на площадку опоздал оператор =) Ребята ждали его примерно полчаса, и у них было много времени познакомиться и обменяться праведным гневом из-за того, что они застряли на площадке дольше, чем рассчитывали. В итоге мы поймали нужный вайб, и это был один из лучших выпусков =)

Готовый подкаст надо выкладывать на аудиоплощадки, и это сложнее, чем размещение видео на YouTube. На YouTube механика работы с подкастами мне была понятна, а как работать с аудиоплощадками, я не знала и было много вопросов. Как туда выкладывать? На все площадки вручную или централизованно? Какие есть способы продвижения и есть ли они вообще? Можно ли просто залить аудиодорожку из YouTube?

Продакшен нам помог и пояснил сложные моменты:

  • Кросс-постить подкаст с YouTube, то есть вырезать аудиодорожку и заливать ее на все площадки, — это не очень хорошая идея. Выпуски надо адаптировать, сокращать, убирать то, что режет слух, когда нет видео.

  • Для аудио нужно отдельно записывать интро — это заставка в начале подкаста.
  • Рекомендательных систем на аудиоплощадках нет (кроме Яндекс Музыки), поэтому для продвижения нужно использовать собственные каналы: делать анонсы, давать ссылки на выпуски в текстовом контенте.

Совет: используйте все доступные подкаст-платформы — Mave, Яндекс Музыку, Spotify, Google Podcasts. Личный кабинет Mave можно связать с другими подкаст-платформами, и, если понадобится перезалить или обновить выпуск, он автоматически изменится на всех площадках.

О рекламе нужно позаботиться заранее. Записать подкаст — это только половина дела. Скорее всего, без продвижения он не взлетит: подкаст будут слушать только те, кто знаком с вашей компанией, а потенциальные слушатели о нем просто не узнают.

Для продвижения мы использовали разные способы. Во-первых, публиковали анонсы во всех доступных социальных сетях Selectel, чтобы наши текущие подписчики узнали о подкасте. Во-вторых, мы выходили с посевами отдельных выпусков в телеграм-каналах, а сейчас делаем так для подборок выпусков. В-третьих, использовали переупаковку — например, делали Shorts с моментами из подкастов, публиковали тексты в Академии Selectel и на vc.ru.

Эксперты тоже немного помогали: некоторые из них публиковали посты о том, что они поучаствовали в подкасте. Это принесло новую аудиторию.

Сейчас мы выпустили один сезон подкаста — вот с такими показателями

Мы записали и выпустили один сезон из 10 выпусков. Вот, что у нас вышло по цифрам:

  • сумма просмотров всех выпусков — 55 801,

  • сумма просмотров Shorts — 134 200,

  • общий охват — 190 000.

Подкаст привел на канал примерно 320 новых подписчиков, но большая часть аудитории смотрела контент без подписки. Будем работать с этим показателем в следующие итерации.

В целом подкаст хорошо зашел нашей аудитории и помог достичь цели: он привлекает новых подписчиков, люди ставят реакции даже на анонсы и ждут новые выпуски.

Мы планируем продолжать готовить видеоконтент для нашего YouTube-канала. Будет это подкаст или что-то другое — решим позже. Если поймем, что подкаст остается оптимальным решением, продлим его на второй сезон, а может быть, изменим концепцию.

А вы видели наш подкаст? Расскажите, о каких околоайтишных темах хотелось бы узнать и в каком формате. А может быть, вы мечтаете запустить свой подкаст? На какую тему он будет?

4343
20 комментариев

боже, динозавры в студии — это очень мило!! неоновую фигурку специально делали?

2
Ответить

Прихватили с собой из офиса. Всегда круто смотрится!

1
Ответить

хочется больше по нетворкингу узнать — люди и правда соглашаются а подкаст, если он еще никому неизвестный? нет такого, что у вас аудитория с гостем должна быть примерно одинаковая по объему и сфеер?

Ответить

Да, люди действительно соглашаются идти в подкаст, который еще не запущен. Но здесь 2 важных уточнения:

1) Мы не приглашали в подкаст «селебов» с развитыми собственными площадками и большой аудиторией. Так что тут было проще. Из инфлюенсеров в гостях была только Саша Клименко.

2) Мы готовили презентацию-медиакит для гостей, в которой отразили не только формат подкаста и темы, но и планы по его дистрибуции и прогнозы по охватам. Спрогнозировать охваты нового подкаста тяжело, так что давали хотя бы ориентиры по охватам анонсирования — это мы могли предсказать достаточно точно.

3
Ответить

Есть ли аналитика, по времени подкастов? Мне просто интересно, сейчас многие не любят долго смотреть подкаст а выбирают структурированную и сжатую информацию в коротких роликах, шортсах или обзорах. Так вот интересно какие видео привлекают больше внимания короткие или длинные?)

Ответить

У коротких и длинных форматов разная аудитория. Так что нельзя сказать, что шортсы полностью заменят и вытеснят длинные видео. Глубина просмотра выпусков — более 50%, что в целом неплохой результат для почти часовых видео. Но в следующих сезонах будем работать над тем, чтобы этот показатель растить)

2
Ответить

Я и не думал, что это настолько длинный путь

1
Ответить