Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

20 тысяч электрокаров Jaguar i-Pace станут основой для беспилотного флота Waymo («дочка» Alphabet). Новое пятое поколение своих автономных машин компания уже собирает на базе британского электрокара и планирует, что беспилотные i-Pace в ближайшем будущем будут совершать более миллиона поездок в день.

Фото с сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fblog.waymo.com%2F2020%2F03%2Fintroducing-5th-generation-waymo-driver.html&postId=115181" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Waymo</a>
Фото с сайта Waymo

Менеджер по продукту vc.ru протестировал i-Pace и теперь делится впечатлениями от использования электрокара в Москве. Правда, не беспилотного.

Дизайн

Jaguar предусмотрительно выдаёт для тест-драйвов i-Pace красного цвета. В такой раскраске он привлекает внимание прохожих и выглядит эффектно на любых фотографиях даже в московской слякоти.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Но если попробовать забыть про красный цвет, то получится красивый современный автомобиль, под капотом которого вполне мог бы находиться бензиновый двигатель. В экстерьере машины мало что говорит об электрической силовой установке.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Рельефная решётка спереди скорее говорит о том, что за ней могла бы находиться система охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Углубления на капоте могли бы справиться с задачей отвода воздуха из нагревающегося моторного отсека.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

На тестовом i-Pace ещё почему-то установлены шипованные колёса, которые плохо сочетаются с электрическим и бесшумным будущим.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Уже после тест-драйва я увидел в потоке автомобилей i-Pace в сером цвете и не сразу понял, что это та же самая машина, что я только что тестировал.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

При более внимательном изучении можно найти набор интересных решений, которые не часто встретишь в рядовых автомобилях. Например, решётка радиатора на самом деле сделана без каких-либо прорезей.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Крыша в районе багажника превращается в спойлер.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Крупные задние двери одновременно играют роль арок вокруг колёс.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Дверные ручки прячутся в корпус при начале движения и блокировке автомобиля.

Интерьер

Tesla задала тренд на минималистичные интерьеры электрокаров — практически без кнопок, рычагов и переключателей, но с неприлично большими экранами, через которые можно управлять всеми функциями автомобилями — разве что нельзя включить сигнал поворота и менять режим движения.

В i-Pace всего этого нет. Впервые сев за руль автомобиля, мне показалось, что я вновь оказался за рулём Land Rover, который тестировал год назад. В электрокар переехали экраны, интерфейс, органы управления и эргономика.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace
Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace
Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

А ещё Jaguar унаследовал низкую скорость работы и запутанность интерфейсов.

Открытие настроек или приложения занимает несколько секунд

Под основным экраном на центральной консоли расположен дополнительный — для управления климатом. При желании можно вывести на него управление музыкой или телефоном. Правда, возникают два вопроса: зачем это делать, когда эти функции уже отображаются на экране выше. И зачем встраивать в машину два отдельных экрана друг под другом, когда можно обойтись одним горизонтальным.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Видно, что дизайнеры попробовали разнообразить интерьер материалами и деталями. Например, удачно получились тонкие, но при этом удобные кресла.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Интересной получилась и центральная консоль с пустым пространством внутри.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace
Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Есть даже «полочка» для смартфона. Почему-то именно в этом положении телефон хуже всего ловит сигнал GPS.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace
Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace
Кнопки управления стёклами без иконок
Кнопки управления стёклами без иконок

На интерьер i-Pace можно посмотреть и с другой стороны — здесь всё привычно. Для человека, который впервые сядет за руль этого электрокара, все органы управления окажутся на своих привычных местах.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Разве что вместо рычага переключения передач здесь кнопки, встроенные в стойку центральной панели.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Для регулировки температуры используются шайбы с тремя положениями: вытягивание шайбы на себя вызывает настройки интенсивности потока кондиционера, от себя — подогрев кресел.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Пассажирам на задних креслах достались шайбы попроще — вместо полноценного цветного дисплея используется инверсный ЖК-экран. Хотя основная функциональность сохранена — в том числе и подогрев.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace
Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

В задние двери встроен индикатор приближающихся автомобилей — чтобы не ждать команды от водителя, когда можно открыть дверь.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Управление

Первое впечатление: кажется, что машина просто не хочет ехать, постоянно упирается и сопротивляется движению вперед. Сажусь в автомобиль, делаю стандартные манипуляции: включаю «зажигание», переключаюсь на режим Drive, отпускаю педаль тормоза и ожидаю начала движения. Однако вместо плавного трогания с места ничего не происходит — машина просто остаётся там, где стояла.

Кнопка запуска пульсирует, имитируя биение сердца

Чтобы сдвинуть электромобиль и медленно проехать по парковке, нужно плавно нажать на педаль газа и зафиксировать её в таком положении. Стоит только отпустить педаль, как включается режим рекуперации энергии, автомобиль заметно снижает скорость и останавливается — как будто параллельно с отпусканием газа кто-то плавно нажимает на тормоз.

В электромобиле нужно забыть про такие термины, как движение по инерции и холостой ход. Всё просто: нажимаешь на газ — едешь. Не нажимаешь — останавливаешься.

Новый способ управления автомобилем потребовал времени на адаптацию. Так что первую пару дней я скорее не управлял i-Pace, а постоянно ускорялся, чтобы затем сразу затормозить.

Примечательно, что для других водителей это было не так заметно. Включение стоп-сигналов на i-Pace (как в Tesla и других электрокарах) связано с интенсивностью торможения, а не с нажатием на педаль тормоза или отпусканием педали газа.

На третий день мне удалось найти баланс в управлении. Я уже старался ехать так, чтобы за весь маршрут ни разу не воспользоваться педалью тормоза, регулируя скорость автомобиля с помощью одного только газа.

В какой-то момент это превращается в игру. Увидев светофор или остановившийся в потоке автомобиль, я пытаюсь подобрать подходящую интенсивность нажатия на педаль газа, чтобы рассчитать оптимальный тормозной путь.

Обнаружил баг: при таком режиме управления i-Pace не всегда фиксируется на месте после полной остановки. Периодически после плавной остановки «одной педалью» машина хотела откатиться назад, из-за чего приходилось прибегать к помощи тормоза.

Кнопки смены высоты подвески и поведения на дороге
Кнопки смены высоты подвески и поведения на дороге

В настройках машины можно изменить интенсивность рекуперации — сделать торможение автомобиля при отпускании педали газа слабее или сильнее. Лучше выбирать первый вариант — при слабой рекуперации поведение машины становится непредсказуемым, что-то среднее между обычной машиной и электрокаром.

Ещё можно включить функцию медленного движения вперёд при отпускании тормоза — для тех, кто не хочет отказываться от привычек, заложенных бензиновыми автомобилями.

«Обычные» тормоза тоже есть. Они включаются, если сильнее нажать на педаль тормоза — примерно больше половины от диапазона работы педали. Механические тормоза работают резко и неприятно — так, что всем своим телом чувствуешь механический процесс трения одной детали о другую. Торможение вызывало у меня такие же неприятные ощущения, как скрежет ногтей по меловой доске, поэтому прибегать к его помощи совсем не хотелось.

Так и получилось. Кажется, в последние два дня тест-драйва я воспользовался ими всего пару раз, когда передо мной неожиданно перестроился очередной автомобиль без включённых поворотников.

За неделю тестирования я полностью перестроился на новый способ управления машиной. Так что когда я отдал i-Pace обратно в пресс-парк и сел за руль каршерингового Polo, мне стало страшно от того, как автомобиль ведёт себя при отпускании педали газа. Казалось, что он, наоборот, ускоряется при отпускании педали газа.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

По описанию на сайте, i-Pace может набрать скорость 100 км/ч за 4,8 секунды. Динамичный разгон — это уже обязательная черта любого современного электрокара, но для меня такие ощущения от вождения оказались в новинку. Они не похожи на те, что возникали при разгоне бензинового Lexus LC500 или гибридного BMW i8. Разгон начинается моментально в момент касания педали, плавно и без каких-либо рывков.

На одной из платных дорог Москвы я попробовал проверить результат. Получилось близко к правде — около пяти секунд. Здесь ещё нужно сделать скидку на шипованные колёса и водителя, у которого есть опыт преимущественно спокойной езды.

Однако в i-Pace захотелось ездить динамично: быстро стартовать со светофора — без рёва двигателя, запаха выхлопа и визга шин. Я даже решился помериться силами с Porsche 911.

Porsche победил

Заправка и парковка

Если не брать в расчёт стоимость автомобиля в 6,3 млн рублей, то покупка электрокара в Москве может оказаться очень выгодным вложением.

Во-первых, можно бесплатно парковаться на городских парковках. Я, к примеру, впервые смог оставить тестируемый автомобиль прямо перед входом в офис — на улице, на которой час парковки обойдётся в 380 рублей.

Во-вторых, в центре Москвы довольно просто найти станцию для зарядки электромобиля. И она тоже будет бесплатной. Только вокруг нашего офиса оборудовано пять зарядок, и почти все они большую часть времени свободны. Единственные «конкуренты» за розетку, с которыми я пересекался, были электрокары Nissan Leaf из «Яндекс.Драйва».

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Чуть сложнее с парковками, расположенными рядом с популярными местами. Например, у Даниловского рынка или рядом с Парком Горького. Чаще всего на местах для электрокаров припаркованы бензиновые автомобили. В таких случаях достаточно было отъехать на пару кварталов в сторону, чтобы найти свободную парковку с зарядкой.

Для поиска станций я использовал приложение Plug Share. В нём владельцы электрокаров со всего мира делятся отзывами и фотографиями мест, где можно зарядить электрокар.

Ближайшие зарядки можно искать и через встроенные в Jaguar карты. Только здесь их намного меньше, да и поиск через интерфейс автомобиля занимает в разы больше времени, чем через мобильное приложение.

К счастью, все процедуры по регистрации машины прошёл кто-то до меня, поэтому в документах от машины уже были вложены три карточки для доступа к станциям зарядки: «МОЭСК», «Тройка» и Shell. Использовал я только первую — это самая популярная сеть станций на улицах Москвы.

Чтобы начать зарядку, нужно приложить карточку к станции и дождаться, когда загорится зелёная лампочка, которая говорит о разблокировке розетки. Теперь можно открыть защитную крышку и вставить кабель Mode 3 в зарядную станцию. Второй конец провода — в автомобиль. Важно соблюдать именно такую последовательность, иначе зарядка автомобиля не начнётся.

Провод не удастся вытащить, пока не разблокируешь автомобиль и вновь не приложишь карту «МОЭСК» к зарядной станции — защита от злоумышленников.

У i-Pace разъём для зарядки находится рядом с левым передним колесом — неудачное место для леворульного автомобиля. В большинстве случаев провод приходилось тянуть через капот машины. Спасает только его длина — пяти метров хватает для большинства ситуаций.

Для полной зарядки пустого аккумулятора в зависимости от мощности зарядной станции понадобится около 10–15 часов, для зарядки до 80% — 5–10 часов.

Второй вариант — обычная розетка. Для этого нужно воспользоваться кабелем Mode 3, который снабжён специальным адаптером. Правда, в таком режиме для полной зарядки автомобиля понадобится два дня.

Заявляемый компанией Jaguar запас хода — 470 км. Но это при идеально ровных дорогах и в хорошем климате. В условиях обычной эксплуатации с пробками, слякотью, разгонами и торможениями, запаса хватит на 250–300 км в зависимости от стиля вождения. Этого хватит, например, для того, чтобы всю неделю перемещаться из дома на работу и обратно, а на выходных выезжать в ближайший пригород.

Однако психологически мне оказалось сложно убедить себя не заряжать автомобиль каждый раз, когда я видел зарядную станцию поблизости. Одна из причин в том, что электрокар воспринимается не как автомобиль, а скорее как ещё одно устройство со встроенным аккумулятором — вроде смартфона, планшета или компьютера. Эти устройства уже приучили меня, что их лучше всегда держать заряженными или как минимум недалеко от розетки, потому что гаджеты имеют неприятное свойство садиться в самый неподходящий момент.

Свою роль сыграл и внутренний страх, оттого, что я останусь посреди дороги с 0% заряда. Хотя за неделю тест-драйва я ни разу не столкнулся с проблемой поиска подходящего места для зарядки.

Основа для беспилотников: тест-драйв электрокара Jaguar i-Pace

Как электрокар Jaguar i-Pace оставил приятные впечатления. Тест-драйв окончательно убедил меня, что перемещение на электрической энергии уже сейчас может быть удобнее, чем использование бензинового автомобиля. Как минимум в городе.

У машины хороший запас хода, дизайн, отличная динамика и эргономика. И вместе с ней идёт «социальный» пакет в виде бесплатной парковки и зарядки в городе. Кроме того, когда-нибудь пакет может пополниться ещё и беспошлинным ввозом.

Как автомобиль i-Pace, к сожалению, практически ничем не запомнился. Он мало чем отличается от машин с бензиновыми и дизельными двигателями, которые доступы сейчас на рынке. i-Pace переехал на платформу будущего, но забрал с собой и большинство старых проблем.

Он не использует свои технологические возможности, чтобы превратить машину в гаджет — то, что уже несколько лет делает Tesla.

2323
14 комментариев

Как будто пишут не про ягуар, а про новый телефон.

3
Ответить

На самом деле так и есть. Пишу не с точки зрения автомобиля, а оцениваю их как гаджеты. На рынок приходят ИТ-компании со своими решениями и сервисами, которые превращают машину в нечто большее, чем инженерная конструкция. Они хотят занять долю на будущем рынке «умных» машин, а автопроизводители не хотят сдаваться. Интересно наблюдать за этим процессом.

2
Ответить

Шёл читать про беспилотники

3
Ответить

А беспилотники, видимо, просто для хайпа приплели.

2
Ответить

20 тысяч электрокаров Jaguar i-Pace станут основой для беспилотного флота Waymo («дочка» Alphabet). Новое пятое поколение своих автономных машин компания уже собирает на базе британского электрокара и планирует, что беспилотные i-Pace в ближайшем будущем будут совершать более миллиона поездок в день.

Ответить

Спасибо за настоящий обзор! Действительно настоящий, много деталей, фотографий. А то уже начинает тошнить от youtub-ных "трейлеров", в которых только картинка и пустые эмоции

1
Ответить