Как я решила наладить email-маркетинг и провалилась

Всем привет! Меня зовут Мария, и я занимаюсь маркетингом в команде разработчиков Манао. Поскольку бизнес небольшой, вся ответственность за маркетинговые инициативы ложится на мои плечи. Моя работа охватывает все аспекты маркетинга — от общей стратегии до конкретного использования инструментов.

Хотя у меня обширные теоретические знания в маркетинге и практический опыт в SEO и ASO, реальная работа с комплексным маркетингом оказывается совсем не похожа на то, о чем пишут в книгах, статьях и кейсах.

В определённый момент я решила разработать воронку для сбора контактных данных потенциальных клиентов через email-маркетинг для того, чтобы в последующем их “прогреть” до покупки. Однако на практике всё получилось не так, как я планировала. Рассказываю.

Как я решила наладить email-маркетинг и провалилась

Подготовка

На реализацию этой задачи ушло около 45 часов. В качестве лид-магнита был выбран чек-лист, содержащий более 50 пунктов о том, как улучшить конверсию сайта.

Customer Journey Map

Для начала я взялась за построение Customer Journey Map (CJM). Я определила, через какие каналы буду привлекать потенциальных клиентов и куда именно их направлять. Вместе с этим тщательно продумала содержание писем, которые буду отправлять этим контактам, чтобы повысить их интерес и вовлеченность, как бы прогревая к покупке.

Ниже вы можете увидеть часть этой CJM на изображении:

Частичка CJM, которая относится к email-рассылке
Частичка CJM, которая относится к email-рассылке

К сожалению, я не могу поделиться полной картой, поскольку она содержит ценные данные, которые имеют важное значение для нашей стратегии и будущих работ.

Посадочная

Для сбора контактных данных я решила использовать статью, на которой разместила блоки с формой. Основная форма размещалась внизу статьи, а вверху страницы разместили кнопку-якорь с переходом к форме внизу статьи.

Дополнительно, для увеличения конверсии, на страницы сайта внедрили поп-ап, который появляется при определенных условиях взаимодействия пользователя со страницей. Также в левом нижнем углу размещен мини-подарок, тоже привлекающий внимание пользователей.

Подробнее с деталями реализации и сценарием использования всех этих элементов можно ознакомиться ниже:

Как я решила наладить email-маркетинг и провалилась

Письма

Вместе с работами на сайте, я также разрабатывала тексты для писем будущей рассылки в соответствии с определенными темами на этапе CJM. Этот процесс включал несколько этапов: написание текста, верстку писем, а также настройку их автоматической отправки.

Вот одно из писем:

Как я решила наладить email-маркетинг и провалилась

Источники трафика

В качестве основных источников трафика выступала реклама Яндекс Директ (РСЯ) и таргетированная реклама в ВКонтакте и Facebook. Дополнительно также учитывался органический трафик на всех страницах сайта (за счет поп-ап окна).

Перед запуском кампаний были разработаны рекламные макеты, целью которых было привлечь внимание пользователей и побудить их к переходу на наш сайт за получением “Гайда по улучшению конверсий”.

Вот несколько примеров:

Также разработала прогноз (попробуйте догадаться, где именно Маша просчиталась):

Как я решила наладить email-маркетинг и провалилась

Запуск!

Когда все было выполнено: письма написаны, статья опубликована, CRM настроена, а прогнозы составлены, пришло время для запуска.

В моем воображении это должно было быть так:

Я жму на кнопки запуска рекламы, а наш Битрикс24 тут же ложится от количества поступающих лидов. Да, я помню, что нужно время на обучение кампаний, что разные макеты имеют разную эффективность, что конверсии могут очень разными и так далее. Но мне так сильно хотелось быть первооткрывателем волшебной кнопки, способной моментально увеличить поток лидов… эх, мечты)

Однако в реальности все было не так радужно, как в моем воображении. Во-первых, сервис для рассылки почему-то сбоил и не отправлял письма сразу, но проблему удалось решить благодаря поддержке.

Затем я столкнулась с низкой конверсией: из посетителей, перешедших на сайт, мало кто отправлял заявку на получение информации. Это заставило меня задуматься о том, насколько адекватно оформлена наша статья и понимает ли человек, что он может получить нужный ему файл.

Анализ статистики подтвердил мои догадки: на странице статьи был очень высокий показатель отказов около 62%. А согласно вебвизору из 50 только 11 человек пролистывали до формы. Вероятно, посетители видели статью и решали, что это совершенно не то, за чем они перешли на сайт.

Поставив себя на место потенциального клиента, я осознала, что идея привлекать трафик на статью была ошибочной. Кнопка для получения лид-магнита была малозаметна и расположена сбоку, в то время как основное место на странице занимала именно статья.

Было принято решение разработать лендинг, который должен был улучшить ситуацию. Из-за ограниченности времени я взяла один из существующих шаблонов лендингов, внесла необходимые корректировки и заменила посадочную страницу в рекламных кампаниях. Ситуация улучшилась. Показатель отказов у лендинга за весь период РК составил около 37%.

В дальнейшем я продолжала следить за результатами, отключала наименее эффективные креативы, чтобы не расходовать на них бюджет.

Результаты

Подводить итоги было страшно. Казалось, что никаких новых контактов мы так и не получили, а я просто так потратила время и деньги. Но если капнуть глубже, результаты все-таки есть и не такие плохие, как мне думалось.

На рекламу было потрачено в общей сложности 122,22$. Рекламные кампании в каждом канале длились от 2 до 3 недель (чего в теории недостаточно для полноценного обучения и оптимизации кампаний, но этот момент мы опустим).

Таблица с результатами ниже:

Как я решила наладить email-маркетинг и провалилась
  • Реклама была показана 172.393 раза, что в 2,6 раза превышает планируемое количество показов (66.175).
  • Зафиксировано 3062 перехода на сайт, что в 3,7 раза больше, чем ожидалось (828 переходов).
  • Получили всего 10 MQL, из которых 7 получено через рекламные каналы и 3 через органический трафик. Цель выполнена только 28% (запланировано было получение 25 лидов). Отсюда делаем вывод, что конверсия в заявку на этапе прогнозирования была сильно переоценена: ожидали показатель на уровне 3%, а фактическая конверсия составила всего 0,23%.
  • Стоимость одного платного лида составила 17,46 доллара. А самый эффективный канал по показам и конверсиям - Facebook (если быть точнее, Instagram).

Нужно понимать, что полученные лиды ни разу не теплые по отношению к нашим услугам и совершенно нет никаких гарантий, что в результате мы получим клиента. Поэтому сравнивать стоимость лида со средней по другим каналам не стала - совершенно некорректно будет проводить такое сравнение.

Личные выводы, советы и планы

Я, очевидно, переоценила конверсию в заявку (ну или наш лид-магнит не оказался достаточно привлекательным для аудитории). В будущем планирую протестировать лид-магнит другой тематики, чтобы проверить как изменится этот показатель. Кроме того, есть идея использования не только рекламного трафика для продвижения лид-магнита, но и кое-что еще. Пока всех карт раскрывать не буду, как только придет время - расскажу.

Заметила, что из-за ожидания мгновенных результатов (привет успешному успеху в Нельзяграмах) я расстроилась, когда обвала CRM от количества новых лидов не случилось. Несмотря на это, я знаю и совершенно уверена в том, что маркетинг — это не про быстрые результаты, а про системность и постоянство.

Также я поняла, что самым сложным в работе с email-маркетингом является привлечение качественного трафика, который будет эффективно конвертироваться. Хотя сначала я думала, что самое сложное - это сделать лид-магнит и все настроить.

Этот кейс не стал провальным для меня. Наоборот, в некоторых показателях удалось перевыполнить прогноз, однако над повышением конверсии в заявку нужно еще поработать.

Это самая первая рассылка, которую я запускала целиком с самого нуля, поэтому скорее всего через пару месяцев я взгляну на все, что здесь написано, и ужаснусь тому, насколько все примитивно и банально. Ну а пока, я буду очень рада услышать советы, рекомендации или замечания.

PS. Подписывайтесь на мой ТГ-канал! Там я делюсь интересными исследованиями, фактами и мыслями. Говорим про маркетинг, продажи, бренд, психологию и всё-всё, что кажется интересным или полезным в работе или жизни.

22
6 комментариев

Одного-двух писем явно мало для выхлопа.
Нужна цепочка писем, и корректно собранная база (с валидными адресами).
И я бы не стала сразу делать акцент на скидку (лично для меня это как триггер с ценниками на распродаже "лишь бы продать"), ценности нет.

Как-то давно натыкалась на эту статью: https://vc.ru/marketing/833069-derzkaya-holodnaya-rassylka-s-konversiey-20-kak-my-sdelali-3-prodazhi-v-krupnye-b2b-kompanii
Возможно, тут найдете что-то полезное для себя)
И все-таки, от писем не нужно ждать вау - конверсии

2
Ответить

А там не 1-2 письма)

Там 7 писем в цепочке, если демонстрировать каждое, это бы сильно удлинило статью. Насчет акцента на скидку, тоже про это думала, но решила, что здесь все-таки используем это как триггер. Только возможно стоило письмо подвинуть вперед, чтобы оно не вторым в цепочке было, а 3-4.

За статью спасибо, почитаю)

1
Ответить

Неудачи всегда возможны, главное не расстраиваться, не переживать. Необходимо правильно сделать выводы, перестроить работу и продолжать работать дальше.

1
Ответить

Благодарю за добрые слова! Это ценно, особенно в самом начале)

Ответить
Комментарий удалён модератором

Потому что в это самое «одно место» нужно привести очень много качественного трафика, чтобы это сработало, а сделать это нереально либо очень дорого. Да и одним трафиком работы не ограничиваются - кто купит у ноунейма, а если чек не 200-300$, а несколько тысяч? Никто (ну либо очень смелые заказчики). Поэтому важно работать над репутацией компании, увеличивать ее узнаваемость и повышать доверие потенциальных покупателей.

Такой вариант, который вы предлагаете, отлично сработает, если на рынке нет аналогов. Если бы никто больше не разрабатывал сайты, не поддерживал их и не дорабатывал Битрикс24, мы бы именно так и поступали.

Но таких как мы, к счастью, много, поэтому мы конкурируем и развиваемся. Задача в этом случае сводится к тому, чтобы завоевать расположение покупателя и убедить его в том, что именно мы - те, кто ему нужны и кто ему подходит. Сейчас недостаточно просто хорошо делать свою работу, нужно чтобы об этом знали. И знали именно там, где есть потенциальный потребитель.

Здесь вступают в силу различные инструменты: сайт, контекст, таргет, PR, email-маркетинг, SEO-продвижение, работа с репутацией и многое другое. Что-то работает лучше, что-то хуже. Задача маркетолога в таком варианте заключается в подборе инструментов, которые работают лучше остальных для задач бизнеса.

Телеграм-бот - это одна из точек касания к пользователем. Есть адекватные ребята, которые не мусорят в ботах, а есть те, кто начинают спамить. В любом случае в телеграм есть кнопка «блокировать», которую можно нажать в любой момент и никакой контент вам досаждать не будет)

Сейчас самое важное не получить деньги от клиента, а удержать внимание, вот все и борются за него как могут)

1
Ответить