Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска

Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска

Чтобы запустить обучение персонала, как минимум нужно составить курс. Но даже если взять знания опытных специалистов компании и собрать по этим материалам уроки, проект по повышению квалификации сотрудников, скорее всего, провалится. А всё потому, что ещё до составления курса нужно проделать большую работу, чтобы персонал не относился к учёбе формально и проходил уроки максимально эффективно. То есть повышал собственные компетенции и, как следствие, увеличивал прибыль компании.

В этой статье разберём, зачем нужно корпоративное обучение сотрудников и как его правильно ввести в компании.

Что такое корпоративное обучение персонала

Далеко не всегда компании с первых дней работы обучают сотрудников. Часто руководители задумываются о том, чтобы повысить квалификацию подчинённых, когда понимают — дешевле развивать уже работающих внутри организации людей, чем постоянно искать нужных специалистов. Развивая кадры, бизнес экономит ресурсы на постоянном найме и повышает компетенции персонала. Подчинённые лучше работают, прибыль компании растёт.

То есть корпоративное обучение сотрудников вводят, чтобы повышать квалификацию работников. Но есть и другие цели:

  • адаптировать новичков;
  • обучать стажёров;
  • оперативно рассказывать об обновлениях в ассортименте или в схеме обслуживания клиентов;
  • обучать клиентов, которые пользуются продукцией компании или распространяют её;
  • аттестовывать и сертифицировать персонал;
  • повышать лояльность сотрудников к компании.

Корпоративное обучение — это система, которая помогает увеличивать эффективность каждого специалиста и таким образом достигать целей компании.

Читайте по теме:

Этапы создания корпоративной культуры обучения

Чтобы обучать персонал и достигать целей, важно не только подготовить курс. Ещё до подбора образовательного материала нужно пройти несколько этапов. А именно определить, кого обучать, с какой целью. Также понять, какие метрики помогут оценить, насколько образовательный проект оказался эффективным. И после того как персонал прошёл курсы, также надо снять метрики.

Подробнее, что нужно делать на каждом этапе.

Этап 1. Проанализировать, чему обучать сотрудников

Сначала нужно понять, к какому результату хочет прийти компания. Например, нужно ли повысить продажи, снизить текучесть персонала или увеличить скорость ответа техподдержки.

Важно, чтобы желаемый результат можно было измерить, перевести в числа. Например, поставить цель:

  • «Каждый менеджер должен продавать в месяц на 20% больше, чем сейчас».
  • «Сейчас из отдела продаж ежемесячно уходит в среднем пять менеджеров. Это много. После введения обучающего проекта должны увольняться не больше двух специалистов в месяц».
  • «Сейчас в среднем клиент ждёт ответа от оператора пять минут. Нужно, чтобы среднее время ответа не превышало минуты».

Дальше надо определить, какими компетенциями должен обладать сотрудник, работающий в этой должности, чтобы достигать поставленных целей.

Следующий шаг: описать, что знают и умеют кадры на данный момент. Возможно, для этого нужно провести исследование или аттестацию персонала. Ещё помогут изучение личных дел и беседа с руководителями отделов. Так можно понять, насколько расходятся ожидание и реальность, и определить, каким навыкам нужно обучать.

Формулировать цели лучше по методике SMART. То есть анализировать, соответствует ли поставленная цель критериям: она конкретная, измеримая, достижимая, значимая и ограничена по времени.

Кейс

KazanExpress — крупная российская сеть выдачи интернет-заказов, которая за четыре года из небольшого стартапа выросла в компанию со штатом в 4000 человек.

В связи со стремительным ростом организация столкнулась с проблемой, как оперативно обучать администраторов новых пунктов. Опытные тренеры не могли выезжать на каждую точку, и сеть выбрала дистанционное обучение.

Главная цель — в течение недели обучать новых администраторов, а ещё вдвое снизить текучесть кадров на испытательном сроке. Для этого создали хорошо продуманную программу онбординга.

В первый день новичок проходит welcome-курс, где узнаёт историю и специфику компании, корпоративные правила. Во второй — конкретные инструкции по навыкам: приветствие клиентов, поиск на складе и выдача заказа, ответ на звонок.

На диалоговом тренажёре сотрудник учится общаться с клиентом
На диалоговом тренажёре сотрудник учится общаться с клиентом

На третий день сотрудники учатся работать со сложными вопросами: возврат товара, претензии.

Фрагмент урока по отработке сложных случаев
Фрагмент урока по отработке сложных случаев

Параллельно с прохождением дистанционных курсов новые кадры всегда могут связаться с наставником. Если в городе уже есть пункты выдачи, тренер приезжает и консультирует очно. Если их нет, встречи проходят в онлайн-режиме.

Этап 2. Замотивировать сотрудников учиться

Можно придумать очень насыщенный и полезный курс, но ничего не получится, если персонал будет подходить к обучению формально. Сотрудников нужно замотивировать. Для этого надо понять, какая цель могла бы их заинтересовать.

И, как правило, личные и корпоративные цели не совпадают. То есть работников вряд ли замотивирует, что компания хочет повысить прибыль, им интересно, вырастет ли у них зарплата. Другим важно развиваться профессионально, а третьи просто любят выполнять разные задачи.

Ещё до того, как вводить корпоративную систему обучения, нужно продумать мотивационную программу. Возможно, она станет частью образовательного курса. Либо это может быть дополнительный вовлекающий контент (лекция, показательный лендинг или видео), который раскрывает перед специалистом пользу обучения.

Также стоит прописать стандарты, то есть рассказать, какой компания видит работу сотрудников. Например, как менеджер должен общаться с клиентами на каждом этапе разговора и обработки заказов. Но такой документ не должен быть слишком длинным. Важно, чтобы он лаконично описывал требования, был полезным для самих специалистов и они понимали, зачем им эти стандарты и в каких случаях описанные в документе пункты помогут в работе.

Хорошо прописанные стандарты становятся целью обучения. Сотрудник понимает, к чему он должен стремиться и каких знаний ему не хватает.

Кейс

ГК ERSTA, дистрибьютор брендов профессиональной косметики и нутрицевтики, столкнулась с проблемой мотивации партнёров. Спа-салоны, салоны красоты и другие клиенты компании отказывались проходить обучение по работе с продукцией. Как правило, они не понимали, зачем им это нужно.

Одно из учебных видео для клиентов

Сначала для мотивации специалисты ERSTA провели конкурс, где лучшим ученикам дарили поездку на производство в Германию. Но почти все клиенты понимали, что конкурс проводят для вовлечения, и некоторые были против того, чтобы проходить курсы. Тем не менее многие сотрудники компаний-партнёров прошли обучение.

Мотивацией для клиентов стал результат. Управляющие клиентских фирм видели, насколько лучше стали работать кадры, которые прошли уроки ERSTA. Они могли сравнить их успехи с эффективностью кадров, которые не проходили уроки. После этого количество обучающихся резко возросло.

Этап 3. Составить программу и план обучения

Когда HR-менеджер понимает корпоративные метрики и личные цели сотрудников, знает, каких навыков и знаний не хватает обучающимся, он может составлять программу и план обучения.

Сначала нужно разработать план курса, а именно:

  • Продумать темы учебной программы и их последовательность. Если тем много, стоит составить блоки, то есть разбить курс на несколько смысловых модулей.
  • Продумать задания, которые помогут обучающемуся закрепить материал и проверить знания, а HR-менеджеру и руководителям — оценить успеваемость.
  • Определить, надо ли составлять базу знаний. Если да, из каких материалов.
  • Оценить, сколько уроков входит в курс и сколько часов нужно, чтобы его пройти.
  • Продумать формат обратной связи: как и кому обучающиеся могут задать вопросы. А ещё какую обратную связь они будут получать после прохождения курса.
  • Составить формы аттестации сотрудников.

В этом плане нужно учесть:

  • Кто будет учить — приглашённый тренер, руководитель или внутренний опытный сотрудник компании. Выбирая преподавателя, важно учитывать, есть ли у него педагогический опыт, методические и коммуникативные навыки, какие ресурсы есть у компании.

Если корпоративное обучение персонала будут проводить внутренние специалисты, нужно понять, необходимо ли для них составлять курсы и тренинги по обучению. А ещё как оценивать их время, встраивать наставничество в рабочий график.

  • Какая техника и другие ресурсы нужны. Снимать ли помещения, организовывать выезды.
  • В какой срок сотрудник должен пройти курс. Надо ли ограничивать его во времени, например, ставить дедлайн, что все уроки нужно пройти за неделю.
  • В какое время персонал будет учиться — в рабочее или нет. Если сотрудник тратит рабочие часы, их надо учесть в графике. Если персонал должен учиться вне работы, нужно предусмотреть нормы Трудового кодекса. Когда нарушений нет, стоит подумать над тем, как мотивировать персонал на прохождение уроков.
  • Как поддерживать мотивацию к обучению. Нельзя забывать про внутренние цели сотрудников. Их нужно поддерживать на протяжении всего курса. В том числе надо предусмотреть, как оценку достижений будет видеть обучающийся. Например, после того, как он проходит итоговый тест, видит обратную связь от бота в соответствии с полученной оценкой. Или с ним будет лично разговаривать HR-менеджер, руководитель, где сотрудник поймёт, насколько успешно он прошёл курс и над чем ещё стоит поработать.

Когда готов подробный план, нужно наполнить обучающую программу контентом. На этом этапе плотно работают над содержанием курса: продумывают наполнение уроков, лендингов, упражнений, тестов, аттестационных заданий.

Когда программа готова, её стоит проанализировать по следующим параметрам:

  • обучающийся получает материал последовательно — от простого к сложному, от общих базовых вещей до узконаправленных;
  • в уроках достаточно заданий, которые помогают закрепить теорию на практике;
  • контент не перегружен: в уроках не слишком много документов, отчётов, таблиц, статистики и ссылок;
  • есть наглядный контент — графики, схемы, видео, иллюстрации, которые помогают быстрее и легче усвоить материал;
  • программа учитывает уровень сотрудников, если курс будут проходить кадры с разным стажем. Например, можно сделать программу с несколькими уровнями сложности.

Читайте по теме:

Кейс

Компания «БлинБери» ставила целью масштабировать бизнес — сейчас в сети работает более 700 сотрудников в разных регионах России. Основателям блинной было важно, чтобы все франчайзинговые точки поддерживали высокое качество продукции и сервиса.

Компания разработала дистанционные курсы, которые помогают быстро ввести новичков в особенности блинной, научить готовить по рецептам ресторана.

Фрагмент из приветственного урока для новичков. Он учит основам работы на кухне
Фрагмент из приветственного урока для новичков. Он учит основам работы на кухне
В дополнение к онлайн-урокам стажёр ведёт бумажный личный дневник
В дополнение к онлайн-урокам стажёр ведёт бумажный личный дневник

Активно поддерживается обратная связь с сотрудниками: они могут присылать запросы на новые курсы и в онлайн-формате задавать вопросы тренеру. Так формируется общая база знаний, обучающая программа быстро пополняется, а сеть может открывать новые франчайзинговые точки без опасения, что пострадает качество.

Этап 4. Выбрать методы и форматы обучения

Для каждого курса нужно продумать, в каком формате обучающиеся лучше усвоят материал. Форматы делят на три группы: дистанционный, очный, смешанный.

Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска
Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска
Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска

Вместе с форматом выбирают методы корпоративного обучения сотрудников. Чаще всего используют следующие.

Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска
Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска
Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска
Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска
Корпоративное обучение сотрудников: 7 этапов запуска

Как правило, не ограничиваются одним методом, даже если выбрали не смешанный формат обучения. Сотрудникам интереснее учится, если видят разный материал. Например, прочитали лендинг, затем выполнили интерактивное задание, потом посмотрели видео и в конце выполнили тест. Так курс выглядит динамичнее, а обучающийся дольше удерживает внимание.

Кейс

Сеть магазинов «Да!» перешла от очного формата на смешанный. Ранее компания проводила тренинги, но столкнулась с тем, что сложно сразу в одном месте собрать большую команду. И к тому же для ретейла характерна большая текучка. Получалось так, что сотрудники учились, увольнялись, и на их место приходили новые, которых снова надо было обучать.

Сейчас маркет назначает сотрудникам курсы, которые они должны пройти до тренинга. Они приходят на очное занятие уже подготовленными, а тренеру остаётся только закрепить знания на практике и ответить на вопросы.

Сотрудник получает уведомление, что ему назначен курс. А в личном кабинете видит все курсы, которые он должен пройти, изучает или уже прошёл
Сотрудник получает уведомление, что ему назначен курс. А в личном кабинете видит все курсы, которые он должен пройти, изучает или уже прошёл
Фрагмент тренировочного теста, который помогает быстро запомнить коды весовых товаров
Фрагмент тренировочного теста, который помогает быстро запомнить коды весовых товаров

Когда программа для корпоративного обучения сотрудников готова, её нужно оформить так, чтобы уроки визуально было просто воспринимать: текст должен быть написан достаточно крупно, разделён на смысловые части — разбит на абзацы, подзаголовки.

Этап 5. Запустить обучение

Только на этом этапе компания может вводить корпоративное обучение сотрудников в практику компании.

Важно ещё раз убедиться, что кадры понимают, зачем им проходить курсы, и хотят учиться. Если это не так, сначала нужно замотивировать их способами, которые подобрали на втором этапе.

Кейс

ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» перевёл сотрудников на дистанционное обучение. Одна из проблем перехода заключалась в том, что в организации работает много пожилых людей, которым сложно освоить современные гаджеты.

Компания выбрала образовательную платформу с простым, интуитивно понятным интерфейсом, а также разработала инструкции специально для этой категории специалистов. В документах, например, объясняют термины «логин», «интерфейс» и подробно показывают, как работать с приложением.

Так организации удалось снять возражения всех кадров, которые боялись проходить онлайн-уроки из-за того, что им придётся для этого пользоваться современными технологиями.

Этап 6. Оценить эффективность обучения

После каждого курса сотрудник проходит контрольный тест. Результаты сравнивают с результатами входного тестирования, и так можно понять, есть ли прогресс.

Но важно смотреть не только на оценки каждого прошедшего курс, а также делать срез по группам учащихся. И если после того, как уроки пройдёт хотя бы небольшая группа, например 10 человек, и большинство из них неудачно сдаст аттестацию — это может означать, что у программы есть серьёзные недостатки.

Но не стоит оценивать эффективность учеников и программы только по одному анализу результатов. Если сотрудник хорошо ответил на вопросы, ещё не значит, что он может применять знания на практике. Нужно использовать и другие методы.

  • Оценка поведения. Через наблюдение за работой можно проанализировать, как изменились навыки сотрудника и его рабочий процесс.
  • Сравнение метрик. На первом этапе введения корпоративного обучения сотрудников нужно было выбрать метрики и снять показатели. На текущем этапе снова снимают показатели и сравнивают результаты. Если они почти не изменились или стали хуже, значит, разработанная программа не даёт нужных результатов. Нужно или пересмотреть её, или выбрать другой способ повысить показатели.
  • Интервью, анкеты, опросники помогают оценить реакцию персонала на курс. Стоит спросить, что понравилось и нет, где было сложно, каких материалов не хватает, а что показалось лишним.

Также стоит проверить, соответствуют ли метрики содержанию образовательной программы. Возможно, курс составлен отлично, но работает на повышение не тех компетенций, которые компания хотела бы развить.

Кейс

Fashion-бренд Elis проверяет знания сотрудников с помощью тестов и диалоговых тренажёров. Также эффективность обучения оценивает директор, сравнивая, как персонал работал до курса и после. Для управляющих компания также разработала образовательные программы, по которым они учатся оценивать компетенции подчинённых.

Фрагмент обучающего модуля по новым коллекциям
Фрагмент обучающего модуля по новым коллекциям

В дополнение к электронным курсам тренеры Elis Fashion разработали офлайн — карточные игры. Сотрудники делают перерыв на «обучающую пятиминутку»: вытягивают из колоды карточку с проверочным вопросом, например, о стиле, работе с клиентами, тканях, новой коллекции.

Этап 7. Провести работу над ошибками

Сделать идеальную программу с первого раза практически невозможно. Как правило, любой курс требует доработки. После того как его проходит несколько человек, можно увидеть недостатки и усовершенствовать программу. И такой контроль нужно делать регулярно. Со временем всё реже — раз в полгода — год, чтобы актуализировать информацию, добавить новые темы.

Кейс

Концерн «ЧЕТРА» — крупнейшая российская компания по производству спецтехники. Компания перешла с очных тренингов на дистанционный формат. Так она может оперативно уведомлять сотрудников об изменениях в каталоге и быстро обучать особенностям работы с новой техникой.

Концерн выпускает сложную строительную технику, и каталог регулярно обновляется. Об этом нужно оперативно уведомлять подразделения и обучать кадры
Концерн выпускает сложную строительную технику, и каталог регулярно обновляется. Об этом нужно оперативно уведомлять подразделения и обучать кадры

А ещё HR-менеджеры и тренеры регулярно собирают обратную связь от сотрудников, выясняя, каких курсов не хватает, какие темы ещё хотели бы изучить. При разработке материалов они учитывают обратную связь и часто задаваемые вопросы.

iSpring Learn для быстрого запуска обучения

Когда компания выбирает дистанционный или смешанный формат обучения, нужно продумать, на какой платформе будут учиться сотрудники. Для онлайн-образования удобно пользоваться Learning Management System (LMS). Это платформа, где можно организовать обучение всей компании. Для этого нужно загрузить свои учебные материалы, назначить сотрудникам и следить за результатами.

iSpring Learn — LMS с большим набором инструментов для корпоративного обучения сотрудников. Что можно делать на платформе.

Простой редактор учебных материалов. Чтобы провести вводный инструктаж для новичков или рассказать о новой линейке продуктов, можно написать короткую инструкцию прямо на учебном портале и провести тестирование.

Программы обучения под каждую должность. Вам не придётся вручную собирать программу обучения для каждого стажёра. iSpring Learn может автоматически назначить нужные курсы под должность сотрудника.

В LMS работает гибкая система разделения пользователей по ролям, группам, подразделениям
В LMS работает гибкая система разделения пользователей по ролям, группам, подразделениям

Готовый контент. На старте вам не нужно будет создавать материалы. На платформе уже есть 40 курсов для обучения сотрудников — от навыков продаж и личной эффективности до охраны труда и работы с персональными данными.

Автоматический контроль обученности. Платформа сама назначит сотрудникам нужные курсы, напомнит о дедлайне, проверит задания и сформирует отчёт о прохождении. Вы не тратите своё время.

Можно быстро оценить прогресс каждого обучающегося
Можно быстро оценить прогресс каждого обучающегося

Помощь с запуском. Команда по заботе о клиентах детально изучит запрос, совместно с вами разработает план запуска обучения и проведёт за руку по всем этапам проекта.

Оформление курсов в корпоративном стиле. Не нужна помощь IT-специалиста, все элементы можно настроить через личный кабинет без знания языков программирования.

Цвета, логотипы, оформление обложек можно настроить по брендбуку компании
Цвета, логотипы, оформление обложек можно настроить по брендбуку компании

Таким образом, LMS помогает автоматизировать большинство задач, связанных с созданием корпоративной культуры обучения.

Читайте по теме:

Резюме

  • Корпоративное обучение сотрудников — это система, которая помогает повышать эффективность каждого специалиста и таким образом достигать целей компании.
  • Вводить его надо поэтапно. Недостаточно только разработать учебные материалы, нужна подготовка, а также работа после реализации программы.
  • Разрабатывая систему обучения, нужно учитывать цели компании и личные цели персонала.
  • Чтобы оценить эффективность корпоративного обучения персонала, необходимо ставить измеримые цели: снимать метрики до введения образовательной программы и после.
  • Обратная связь от сотрудников и система аналитики помогают понять эффективность курсов.
  • Многие процессы корпоративного обучения в дистанционном и смешанном формате можно автоматизировать с помощью LMS.
33
3 комментария

мне нравится вариант корпоративного обучения -это точно полезно для компании , когда сотрудники постоянно совершенствуют свои знания и расширяют свои возможности

1
Ответить

Серьезная проделана работа... Круто!

Ответить

Мне кажется эти принципы работают всегда не только в корпоративном обучении

Ответить