Первый раз в руководящий класс. Превращаем рядового сотрудника в хорошего управленца

  • Кого выбрать на роль руководителя?
  • Как провести тренинг молодого управленца: план
  • Какие ошибки допускают начинающие руководители и как их избежать?
Анна
HR-менеджер Rocket Business

Я убеждена, что главный двигатель прогресса в компании — это люди. От того, кто работает рядом с вами, зависит успех вашего бизнеса. Управлять группой людей — это искусство и большой труд. От управленца зависит конечный результат, за которым стоит мотивация команды, уровень продуктивности сотрудников, принятие важных решений, и это лишь малая часть.

Поэтому мы в Rocket Business не жалеем времени и внимания к процессу обучения тех, кто занимается работой с командой.

Удобная навигация по статье:

Портрет потенциально хорошего управленца

Мы придерживаемся мнения, что назначать руководителя стоит из числа действующих сотрудников. Они прекрасно знают кухню изнутри и мы уже видели их в работе.

А как вы думаете?
Лучше назначить руководителя из числа своих сотрудников
Лучше нанять профессионала вне компании

Если вы такого же мнения, рекомендую обратить внимание на такие качества:

Инициативность и проактивность. Руководитель — тот, кто предлагает и улучшает. Он не ждет, пока ему скажут, что делать. Важно увидеть эти качества до того, как предлагать человеку руководящую должность.

Ответственность. Без этого качества дальше никуда. Кто часто срывает дедлайны, делает многое в последний момент, перекладывает ответственность на других или боится брать ее на себя, не подходит для этой роль.

Коммуникативные навыки. С этим человеком должно быть комфортно и приятно общаться. Он как минимум не конфликтный, как максимум — душа коллектива.

Желание и умение обучать и делиться опытом. Не все могут понятным и доступным языком объяснять сложные вещи. Как и не всем хочется этим заниматься. Когда будете присматриваться, обязательно дайте несколько задач на обучение и проверьте, как сотрудник справится.

Профессионализм и компетентность. Каким бы доброжелательным, ответственным и инициативным ни был сотрудник, его команде может быть сложно уважать его рабочее мнение, если все будут круче него. Важно, чтобы это был как минимум хороший специалист, как максимум — отличный. Здорово, если на него равняются или прислушиваются к его мнению.

Важных качеств очень много, но эти помогут вам понять, на кого в первую очередь стоит обратить внимание.

Как научить быть руководителем?

Итак, вы нашли будущего управленца, а он согласился занять должность руководителя. Следующий этап — обучение.

Для менторов и руководителей я подготовила тренинг по работе с командой, который очень помогает влиться в процесс. Оставляю план обучения ниже. Рекомендую разбавить материал кейсами из своего опыта и разбить тренинг на 2-3 дня.

План тренинга:

1. Правила обратной связи. Объяснить, почему важно делать ее не негативной, а корректирующий и мотивирующей. Разобрать основные правила: своевременность, конструктив, конкретика и тд.

2. Как проводить 1-2-1 беседы. В чем разница между плановыми и ситуативными. С какой регулярностью их проводить и о чем разговаривать.

3. Контроль. Зачем он нужен и что будет, если его нет. Как это делать, какие есть виды контроля.

4. Как хвалить и как ругать. Почему многие считают, что они хвалят, но на самом деле это не так. И что делать, если сотрудник в команде действительно косячит.

5. Забота и дисциплина. Как допустимо проявлять заботу, какими путями можно построить дисциплину в команде и не стать при этом деспотом.

6. Авторитет. В чем разница между дешевым и истинным авторитетом. Через какие действия можно заработать истинный авторитет в своей команде.

7. Делегирование. Какие шаги стоит использовать, чтобы при делегировании задач не возникло проблем. Почему важно не заниматься микроменеджментом.

8. Деловой этикет и деловое общение. Как делать сообщения не токсичными. Уяснить: если сотрудник чего-то не понял и сделал не так, в 99% случаев проблема в ошибке руководителя.

9. Планерки с командой. Какой посыл нести? Что важно транслировать на каждой встрече?

10. Обсуждение с подчиненными. О чем говорить, а о чем умолчать.

11. Хороший руководитель — какой он? Подытожить все пройденное и проверить, какие смыслы зафиксировали для себя участники тренинга.

12. Эмоциональный интеллект руководителя. Почему это важно, зачем обращать внимание на эмоциональное состояние сотрудников и почему необходимо держать себя в руках.

13. Тайм-менеджмент. Упражнение, в котором в сжатые сроки необходимо решить много рабочих задач. Важно внимательно изучить ТЗ, разобраться, кому и какие задачи можно делегировать, заложить время на коммуникацию и перемещения между точками.

Какие бывают трудности у начинающих руководителей и как с ними справляться?

Несмотря на любое обучение, делать что-то в первый раз всегда страшно. И сомнения, и ошибки точно будут. Но все точно решаемо! Собрала подборку наиболее частых трудностей и ошибок, с которыми многие сталкиваются. Если вы впервые обучаете новых руководителей, то будет полезно узнать об этих нюансах:

❌ Неэффективное управление конфликтами в коллективе.
✅ На первых порах лучший выход – советоваться с вами, важно сразу это оговорить. Не решайте проблемы за молодого руководителя. Подскажите, что сделать, как поговорить и на что обратить внимание.

❌ Неумение делегировать задачи и контролировать выполнение.
✅ Учить разбивать большие задачи на подзадачи, доверять своим сотрудникам и следить за процессом. При необходимости поддерживать или корректировать план.

❌ Недостаточное внимание к развитию персонала и саморазвитию.
✅ Предложить создать планы развития для сотрудников, давать возможности для обучения и профессионального роста. Советовать самостоятельно развиваться, участвовать в тренингах и конференциях.

❌ Неумение управлять своим временем и приоритизировать задачи.
✅ Совместно разработать систему планирования времени, учить определять приоритетные задачи и делегировать.

                                                                 <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fitmemes%2F11941&postId=1231175" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
                                                                 Источник

❌ Недостаточная коммуникация с подчиненными и коллегами.
✅ Установить систему регулярных встреч и сбор обратной связи. Быть открытым для обсуждений и предложений, объяснять цели и ожидания от сотрудников.

❌ Неадекватная оценка производительности и мотивации сотрудников.
✅ Учить устанавливать четкие критерии оценки производительности, проводить регулярные обзоры результатов работы, давать обратную связь и напоминать поощрять достижения сотрудников.

❌ Отсутствие планирования и стратегического мышления.
✅ Помочь определить долгосрочные и краткосрочные цели, разработать планы действий. Объяснить важность анализа рынка и конкурентов для эффективного планирования.

Желаю вам успехов в обучении новых сотрудников! Надеюсь, что эта статья оказалась для вас полезной)

Поделитесь в комментариях интересными кейсами. Интересно узнать, с какими проблемами сталкивались вы, как все разрешилось и как у вас выстроена система обучения руководителей. Давайте учиться вместе)

2121
27 комментариев

Очень подробная статья и классный подход!👍🏻

2

Главное — поинтересоваться, а надо ли оно человеку. А то бывает внезапно навалят ответственности без спросу, а потом ещё стыдят что энтузиазма нет. А ты просто хотел делать своё дело с нормальным work life balance, и ни в какое руководство не собирался.

2

Точно, узнать хочется и интересно ли - это первое с чего стоит начинать!) С Вами такая ситуация происходила?

Что делать, если руководителя уже назначили, а он ну совсем не справляется? Хотя на берегу казалось, что будет отличным вариантом

Это действительно неприятная ситуация для обеих сторон. Причины могут быть разные, в зависимости от ситуации я бы посоветовала действовать по +-такому плану:
1. Для начала уделить больше внимания своему молодому руководителю. Возможно ему просто нужна помощь, чтобы во все разобраться, помогите наладить процесс.
2. Если ранее он развивался в руководящей должности +- неплохо, но стало хуже, тогда причина может быть в личных проблемах. Поговорите, узнате какие есть трудности, сложности с задачами, а что хорошо получается. Аккуратно поинтересуйтесь в целом все ли в порядке у человека, так как заметили небольшой спад в работе и переживаете. Возможно, у него просто появились какие-то трудности или переживания вне работы и это сказывается. И ему временно нужен не «волшебный пендель» от вас, а поддержка.
3. Возможно, у сотрудника нет мотивации или она пропала. В разговоре это выяснится. Возможно, вы предложите ему новые возможности или покажите перспективы роста в компании, подумаете над новой мотивацией, если это будет действительно уместно в отношении данного сотрудника.
4. Возможно, на ваш взгляд он плохо справляется, потому что не понял точно что именно ему нужно делать, а что нет и чего вы от него ждете. Тогда все просто, четко и понятно все объяснить еще раз, если это необходимо и зафиксировать все.
5. А возможно, этот человек действительно не справляется, потому что это просто не его или ему не хватает каких-то важных качеств. Попросите его подготовить обратную связь о своей работе. Какие задачи для него самые сложные, с чем не справляется, в чем нужна помощь. Пусть подумает о том, чем гордится, каких хороших результатов удалось достичь, что получается лучше всего.
Обязательно спросите нравится ли этим заниматься, хочется ли продолжать. Бывает, что на этой стадии выясняется, что просто пропал интерес и действительно нет смысла мучить ни себя, ни коллегу.
А если хочется, но совсем не получается и вся ваша поддержка и помощь начинает превращаться в то, что вы выполняете всю его работу, а разного характера беседы не помогли, тогда одним из самых безболезненных выходов будет сместит фокус внимания этого человека на другую зону ответственности. Не такую важную, не такую ключевую и с которой он точно справится, а руководителем сделать другого человека.

2

Любопытная статья, было интересно, спасибо. Дай бог нам всем адекватных руководителей!)

Вертикальный карьерный рост внутри компании – это круто. На мой взгляд, так и должно быть, если компания нормальная, а не держится на последнем издыхании, здесь даже крутой руководитель не поможет)) а рук со стороны, ну такое, сразу на руководящую должность незнакомого человека... каковы шансы, что кто-то из коллектива немного расстроится пролётом с повышением

1

с неадекватной оценкой производительности согласен, молодняк из лидов постоянно хочет все оптимизировать и ускорить в ущерб качеству. потом обычно сходит на нет, это энтузиазм новичка обычный. лучший лид - тот, что долго был частью команды и всю внутрянку знает. внешние не приживаются почти никогда на моем опыте