Продаж нет, а бренды есть: зачем зарубежные компании регистрируют новые товарные знаки в Роспатенте?

«Coca-Cola регистрирует новые товарные знаки» — такая новость появилась в СМИ несколько дней назад. Помимо газировки были поданы на регистрацию всем известная «звездная» кофейня, алкоголь и марка одежды. Для чего новые бренды компаниям, ушедшим с отечественного рынка?

Изображение: https://www.sylhettoday24.news/news/details/International/131445
Изображение: https://www.sylhettoday24.news/news/details/International/131445

Что происходит с брендами после ухода правообладателей из России?

За последние несколько лет многие популярные бренды покинули отечественный рынок. Некоторые — продолжают это делать до сих пор. Например, 17 июня H&M принял официальное решение об окончательной ликвидации компании в РФ — магазины были закрыты еще в декабре 2022 года. Информацию о ликвидации подтверждает запись в ЕГРЮЛ.

Несмотря на прекращение торговли, бренды компании никуда не денутся. Юридически, конечно. Уход правообладателя с рынка не влияет на товарные знаки — они продолжают существовать весь положенный срок, а это 10 лет. Более того, ничто не мешает компаниям подавать новые заявки в Роспатент.

В лентах новостных изданий то и дело появляются сообщения, что та или иная фирма зарегистрировала новый бренд. Роспатент уже выдал права на товарный знак Jägermeister. На очереди — Tom Ford и Jacquemus.

Американская компания Starbucks также подала заявки на регистрацию своих товарных знаков. В их числе широко известные frappuccino, Starbucks, Starbucks Coffee и «Старбакс кофе».

Особенно много шума в СМИ недавно наделала Coca-Cola. Компания покинула российский рынок в 2022 году, а сейчас регистрирует товарные знаки Coca-Cola, Sprite и Fanta.

Официальных заявлений о том, что бренды возвращаются, мы так и не увидели. Для чего же тогда компаниям заново их регистрировать?

Корпорации боятся, что их бренды отнимут?

Любой товарный знак на территории России действует 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию. Но если правообладатель не пользуется им три года и более, то по закону заинтересованное лицо может аннулировать бренд и зарегистрировать его на себя.

Есть мнение, что корпорации подают новые заявки, чтобы сохранить бренды именно на такой случай.

Возьмем для примера ту же колу. Газировка с красными этикетками покинула отечественные прилавки еще в 2022 году — товарный знак не использовался. Прибавляем три года и получаем, что аннулировать бренд можно будет уже в 2025 году. The Coca-Cola Company не намерена ждать, пока многомиллионные бренды уведут у нее из под носа. Поэтому компания подала новые заявки заранее. Если кто-то и попытается аннулировать ее уже существующие знаки, потерпит фиаско — Роспатент откажет, так как они сходны с только что зарегистрированными. А чтобы аннулировать новые товарные знаки, снова придется ждать три года.

Казалось бы, схема логичная. Но нет.

The Coca-Cola Company — правообладатель огромного количества самых разных брендов — и комбинированных, и изобразительных, и словесных. Многие из них зарегистрированы на русском и английском языках.

Предположим, некий ИП Иванов захотел присвоить себе бренд Coca-Cola. Правообладатель им все равно не пользуется, а предпринимателю он принесет хорошую прибыль.

Заполучить только один бренд не получится, потому что помимо словесной версии есть логотип, объемный знак и связанные с ними обозначения. Аннулировать придется все. На это потребуются огромные усилия и средства.

Даже если ИП Иванов сказочно богат и замотивирован, зарегистрировать на себя бренд газировки он не сможет. У правообладателя есть козырь в рукаве — общеизвестный товарный знак Coca-Cola, аннулировать который практически невозможно. Его правовая охрана действует бессрочно.

С колой разобрались. А что с другими брендами?

Та же The Coca-Cola Company подала на регистрацию обозначения, которые привлекли меньше внимания. Например, комбинированные товарные знаки Вonaqua или Power Ade. Гипотетически мы можем представить ситуацию, когда обозначения не используются три года, и в них заинтересован кто-то другой. Но это еще не значит, что Роспатент зарегистрирует заявку от третьего лица.

Почему? Существует основание для отказа в связи с введением в заблуждение относительно производителя. Обозначения уже давно известны российским потребителям. Они прочно ассоциируются с конкретным продуктом и изготовителем. Это значит, что условной компании из Подмосковья не получится стать правообладателем хорошо разрекламированного мирового бренда.

Выходит, что бояться аннулирования по причине неиспользования стоит только малоизвестным торговым маркам, которые не на слуху у отечественного потребителя.

О ситуации вокруг новых брендов The Coca-Cola Company я неоднократно говорила с коллегами, сотрудниками патентного бюро “Железно”. Приведу слова эксперта по интеллектуальной собственности Анны Такеевой:

«Поданные заявки имеют свою дату приоритета — то есть пока они существуют, пока по ним ведется экспертиза, они будут противопоставлены другим заявкам, которые сходны до степени смешения, но поданы в Роспатент позднее.

Развитий ситуации тут не так много. На данный момент знаки существуют, заявки поданы правомерно, Роспатент должен их зарегистрировать. Оснований для досрочного прекращения не существует. С уверенностью могу сказать — «Кока Кола» терять знаки на российском рынке не намерена».

Замечание, считаю, справедливое. Вариантов развития событий действительно немного. Роспатент регистрирует новые заявки. А если какому-то из обновленных брендов неожиданно будет отказано, компания сможет в перспективе вернуться к использованию уже существующих товарных знаков.

Известные бренды возвращаются. Или нет?

Если дело не в аннулировании, то для чего же зарубежным компаниям новые бренды на территории России? Их регистрация требует времени и денег, а прибыли с продаж не приносит.

Ранее глава Роспатента Юрий Зубов уже комментировал подобные действия в одном из интервью:

«Иностранцы по-прежнему видят перспективу на нашем рынке в долгосрочном периоде, даже если их товары пока не реализуются. Это так называемая стратегия обеспечения правовой охраны бренда до его выхода на рынок».

Вероятно, компании берегут свое место на рынке и тщательно следят за тем, чтобы их обновленные бренды были наготове. Это тактический шаг на случай, если производители все же решат вернуться в РФ со своими товарами.

А вы что думаете?

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

2727
8 комментариев

Да они в любом случае вернуться, но меня раздражает, что компания просто продлила товарный знак и все начали кричать, что без России они не вывозят, ну глупо же!

1
Ответить

Как показала практика, все друг без друга справляются.

1
Ответить

у них выжидательная тактика , понятно что все метят потом вернуться, потому что рынок прибыльный был

Ответить

они регистрируют товарный знак, чтобы его в дальнейшем не использовали местные компании , так получается ?

1
Ответить

Бытует такое мнение. Но на самом деле местные компании не смогут зарегистрировать на себя известные товарные знаки - они слишком крепко ассоциируются с производителями и конкретным продуктом. Подобная регистрация может ввести потребителей в заблуждение - это основание для отказа.

Ответить

Потому что это денежный рынок. У нас в стране десятки миллионов людей, которые фапают на все западное. Даже автоматически осуждают и засирают все что происходит в их стране на западный манер. В крупных компаниях маркетологи это все видят, что люди хотят очень сильно вести потребильский образ жизни, и просто ждут, когда можно будет зайти обратно.

Ответить