Что такое "узкое место" в бизнес-аналитике и почему их "расширение" — первостепенная задача для бизнеса?

Узкое место — это элемент бизнес-процесса, который ограничивает пропускную способность всей системы, создавая в процессе "бутылочное горлышко" и ограничивая общую производительность системы даже при увеличении производительности всех остальных компонентов.
А как бороться с ними и предупредить их появление?

Что такое "узкое место" в бизнес-аналитике и почему их "расширение" — первостепенная задача для бизнеса?

Проще будет объяснить на банальных примерах.

🔵К краткосрочным (временным) узким местам можно отнести поломку оборудования, отсутствие уникального сотрудника или нехватку места на складе;

🔵К долгосрочным (системным) узким местам относятся проблемы, повторяющиеся регулярно и не лежащие на поверхности.

Представим ситуацию — благодаря маркетингу и SEO, в компанию ежедневно поступает порядка 10 запросов на предоставление услуг, но исполнителя — 4, и ежедневно они могут предоставить по 2 услуги. Мы имеем ситуацию, в которой узкое место создает нам условия упущенной выгоды, заставляет терять заказы в связи с долгим сроком исполнения и потери актуальности заявок.

Узкие места в краткосрочной форме появляются повсеместно и могут перетекать из одной проблемы в другую, но главное — уметь быстро решать и отрабатывать эти проблемы, чтобы они не стали системными.

Теория ограничений Голдратта гласит, что ограничение системы определяет всю ее работу в целом и с моей точки зрения, спорить глупо — как очевидный пример стоит вспомнить трехполосную дорогу, которая сводится в одну полосу и создаёт пробку, начиная с участка сужения дороги. Крепость цепи всегда оценивается по ее самому слабому звену.

Иногда оперативно исправить узкое место может не позволить ситуация и бюджет компании, однако, в таком случае, необходимо временно перестроить работу компании с учетом узкого места, правильно перераспределив бюджет и нагрузку на элементы цепи.

Как предупредить проблему?

Наличие узких мест в бизнесе можно отследить благодаря отчетности и упавшим показателям, SWOT анализу и регулярным погружением в бизнес-процессы своего подразделения, чтобы своевременно сообщать о всех проблемах руководителю.

77
4 комментария

Комментарий удалён модератором

Хорошая аналогия. Из-за того, что руководители не умеют предупреждать, бороться с угрозой и даже видеть её из-за сильной вовлечённости в процессинг, много компаний бьются в стеклянную стену и не могут расти)

2

Изучая десятки кейсов на практике, узкие места есть на 3 из 5 производств и компаний прямо сейчас, но почему-то никто не торопится с ними бороться.

Почему так-то?

1

CEO не рулят. Вообще за последние 3-4 года бизнес и топы как-то прям теряют эффективность.

2