Психология, деньги и парадоксы потребительского поведения

Кто не любит деньги? Даже если вы относитесь к ним как к утилитарному способу проведения взаиморасчётов или обмена одного товара на другой — иной раз желание удовлетворить свои потребности в моменте перевешивает осознанное отношение к деньгам. Мы — Хайс, банк для ИП — рассмотрели различные эффекты, парадоксы и аспекты распоряжения деньгами, которые стоит учитывать, чтобы быть более финансово грамотным и не поддаваться шарму избыточного потребления.

Психология, деньги и парадоксы потребительского поведения

Эмоциональные аспекты потребления

Психология потребления показывает, что люди часто покупают не только товары и услуги, но и эмоции, статус и самоутверждение. Например, некоторые покупки могут быть мотивированы желанием поддерживать определенный имидж перед окружающими. Кроме того, личное финансовое положение часто связано с самооценкой и чувством личной ценности. Потеря финансового благополучия может сильно повлиять на психическое состояние и уровень самоуважения.

Установка финансовых целей и достижение их может значительно улучшить мотивацию и общее чувство удовлетворённости жизнью. Это связано не только с финансовым успехом, но и с ощущением достижения поставленных целей.

Парадокс счастья

В одном эксперименте шесть тысяч жителей Кении из неблагополучных районов разделили на 4 группы: одним выдали деньги, вторым — курс психотерапии, третьим — и то, и другое, последним — ничего.

За год деньги улучшили экономическое состояние (потребление, активы, доход), уровень удовлетворённости жизнью и психологическое благополучие участников первой группы. Психотерапевтическая программа на вторых влияния не оказала. Третья группа показала аналогичные результаты с «денежной».

Вывод: в первую очередь тратим деньги на закрытие базовых потребностей — это точно повлияет на уровень счастья и удовлетворённости жизнью. И лишь затем — на всё остальное! Однако, люди часто адаптируются к уровню своего дохода и материальному благополучию. Это значит, что даже если доход растёт, начальный эффект увеличения счастья может быстро исчезнуть из-за адаптации к новому уровню жизни. Это известно как «парадокс счастья»: мы быстро привыкаем к новым условиям, и желания начинают смещаться.

Быть лучше соседа

Другое исследование гласит, что счастье зависит от количества денег — но не у вас, а у вашего окружения. Люди часто оценивают свое финансовое положение и уровень благополучия на основе сравнения с другими. Это может приводить к эмуляции потребительского поведения своего окружения и стремлению поддерживать социальный статус через потребление.

Так, если ваш доход — 200 тысяч, то, находясь среди людей с доходом по 100, с большей вероятностью вы будете счастливы. А вот оказавшись в группе людей с доходом в 500 тысяч — вряд ли.

Впрочем, для одного стратегия «быть первым парнем на деревне» может оказаться выигрышной, тогда как другому куда актуальнее «тянуться за сильными». Каждый решает для себя!

Эффект Дидро для личной пользы

Наше поведение похоже на домино: одно действие влечёт за собой другое.

Бедный философ Дени Дидро не думал о материальном. Пока ему не подарили новый атласный халат, всем видом намекающий на необходимость обновить и обстановку. Дидро влез в долги и приобрёл новое кресло, стол, гравюры. «Я был абсолютным хозяином своего старого халата, но я стал рабом своего нового», — написал он.

Эффект работает и на благо: мозг всегда экономит энергию. Зная, что обычно следует за определённым действием, он поленится менять алгоритм. Поэтому, если вам предстоит создание унылой презентации, просто откройте PowerPoint и сделайте слайд-заголовок. Продолжить будет легче, чем переключиться на что-то другое — первый шаг неумолимо повлечёт за собой остальные.

Эффект оправдания расходов

Психология оправдания расходов указывает на то, что люди часто оправдывают свои траты, чтобы снизить внутреннее чувство вины или неудовлетворённости. Например, они могут оправдывать роскошные покупки как заслуженные или необходимые для самоутверждения. Или делать себе подарок — зачастую не так уж и нужный — за какое-либо достижение. Хотя, хвалить себя за заслуги не так уж и плохо! Главное, чтобы финансовая грамотность была на месте — и «избыточное» вознаграждение было не в минус закрытию базовых потребностей.

Эффект потерь и страх потери

Иногда люди принимают решения на основе страха потери, что может привести к нерациональным финансовым решениям. Например, они могут удерживать активы, несмотря на потенциальные потери, из-за страха утраты. В статье про конгитивные искажения мы уже рассказывали, что люди склонны выбирать стратегию, при которой один из нескольких рисков исчезает полностью, вместо тактики, в которой сразу несколько рисков снизятся по чуть-чуть — и повлияют на снижение общего риска.

Эффект розовых очков и психологической дистанции

Розовые очки особенно опасны в вопросе инвестиций: так, инвесторы могут быть склонны слишком оптимистично оценивать доходность инвестиций, основываясь на предыдущих успехах или общем рыночном настроении. Это может привести к рискованным решениям.

Кроме того, люди часто принимают менее осмотрительные финансовые решения, когда они находятся на большом расстоянии от возможных последствий. Например, они могут соглашаться на выгодные, но рискованные сделки, когда делают покупки онлайн или через посредников. Когда негативный исход не маячит перед глазами, страх ошибиться притупляется, и мы действуем неосмотрительно.

Синдром сиюминутной выгоды

Мы часто предпочитаем мгновенное удовольствие от потребления здесь и сейчас, даже если это может привести к отсроченным негативным финансовым последствиям в будущем. Принятие краткосрочных финансовых решений без учёта их долгосрочных последствий — стратегия, кажущаяся приятной в моменте, но несущая за собой проблемы в будущем.

Можно относиться к деньгам легко, можно примерить на себя роль Скруджа Макдака — в любом случае, всегда жить правильно не получится. Но лишний раз помнить о психологической подоплёке распоряжения финансами лишним не будет: чтобы не спускать всё в ноль на ерунду, увеличивать доход в долгосрочной перспективе и повышать свой уровень жизни.

Больше интересных фактов о деньгах, маркетинге, бизнесе и просто обо всём на свете читайте в нашем телеграм-канале. А если решите стать предпринимателем — будем рады открыть вам счёт в Хайсе!

22
4 комментария

Мне кажется, не просто так сейчас психология очень тесно связано с темой денег. Рекламы и товаров все больше, блогеры регулярно светят различными благами и убеждают нас покупать, покупать, покупать... Нужно прям контролировать себя, чтобы не делать ненужных покупок.

Ответить

Да, маркетинг хорошо работает :) Всегда стоит соотноситься со своими настоящими потребностями в данный момент, согласны.

Ответить

Я придерживаюсь позиции, что достойный уровень жизни возможен только при грамотном подходе к деньгам. Хорошо подметили, что не нужно стараться доставить себе удовольствие в моменте без размышлений, насколько это вообще нужно и вписывается в планирование бюджета.

Ответить

Конечно мы совершаем покупки эмоционально. Человеку вообще мало надо с точки зрения базы. Остальное - тупо реклама, а мы на нее ведемся

Ответить