Как достичь больших целей в жизни с помощью бизнес-стратегии

Ветри Велор, «Управление по целям и ключевым результатам», 2024 г., издательство «Альпина Паблишер»; Наталья Гульчевская, Ирина Сукманюк, Екатерина Чуева, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falpinabook.ru%2Fcatalog%2Fbook-navigator-vnedreniya-okr%2F&postId=1284822" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Навигатор внедрения OKR»</a>, 2024 г.. издательство «Альпина Паблишер».
Ветри Велор, «Управление по целям и ключевым результатам», 2024 г., издательство «Альпина Паблишер»; Наталья Гульчевская, Ирина Сукманюк, Екатерина Чуева, «Навигатор внедрения OKR», 2024 г.. издательство «Альпина Паблишер».

Многие из нас ставят перед собой большие задачи: купить квартиру, получить повышение, начать свое дело, выучить новый язык, вести здоровый образ жизни, переехать в другую страну. Все это требует серьезной подготовки и планирования. Но иногда, увлекшись масштабом цели, мы забываем о том, что дальнее расстояние легче преодолевается короткими поездками, а в любом восхождении важен привал. Сегодня хочу поговорить о популярной бизнес-методике постановке целей, которую используют компании совершенно разных размеров — от «Google» до «Эконика» — известной в мире как OKR (Objectives and Key Results) или Цели и Ключевые результаты; и рассказать, как можно использовать ее для реализации персональных желаний. О системе я узнала еще во время учебы на MBA, но до сих пор она была не особо популярна в России. Сегодня же в компаниях создаются специальные отделы по внедрению методики, а у меня на полке есть сразу две классные книги по OKR, с помощью которых я могу буквально на пальцах объяснить, как и почему это работает.

Почему OKR нужен бизнесу

Ошибка руководителя любой компании считать, что вся команда разделяет его видение будущего успеха и чувствует сопричастность к его достижению. На самом деле в одну сторону смотрят лишь 15 человек из 100 в коллективе. Остальные просто выполняют свою работу, обменивая личное время и навыки на деньги. Соответственно, лишь 15 человек заинтересованы в развитии чужого бизнеса, как своего собственного, и лишь 15 человек ежедневно мотивируются общими целями. OKR позволяет замотивировать остальных.

Как пишет Ветри Веллор в своем очень качественно подготовленном теоретическом труде «Управление по целям и ключевым результатам» немотивированность остальных объясняется тем, что они не видят и не осознают свой вклад в общий успех.

Методика OKR обладает высокой прозрачностью и получением быстрых результатов, которые помогают сотрудникам увидеть как их персональная работа влияет на результат, и почувствовать ее важность.

Другие особенности стратегии, выстроенные по методике OKR:

  • вместо 5-10 годовых задач ставятся 3-5 важнейших на ближайший месяц-квартал;
  • происходит открытый обмен информацией на всех уровнях власти;
  • есть конкретные критерии успеха и алгоритм оценки достижений;
  • рабочие задачи легко отменяются и заменяются в короткие сроки, если не работают на главную цель.

Хотя OKR имеет много преимуществ, есть и недостатки. Например, требуется много времени на подготовительный этап, а также цели в OKR должны быть настолько амбициозными, чтобы выполнение в 70% считалось вершиной успеха — смириться с не идеальным результатом сможет не каждый сотрудник и тем более руководитель.

OKR по-русски

В отличие от работы Велора, книга экспертов OKR Academy Натальи Гульчевской, Ирины Сукманюк и Екатерины Чуевой «Навигатор внедрения OKR» сосредоточена на подводных камнях российского предпринимательства. Я бы советовала читать книги комплектом, потому что в обеих очень грамотно прописана теоретическая база и дана пошаговая инструкция внедрения методики — в одном случае на мировой арене, в другом — на отечественной.

Например, вот основные реальные причины, по которым наши топ-менеджеры принимают решение на переход к работе по OKR:

1.Сотрудники не знают стратегию компании.

3. Стратегия есть, но не реализуется.

3. Планы все время меняются.

4. Резкие изменения внешней среды.

5. Преодоление инертности мышления сотрудников при внедрении изменений.

6. Подразделения не имеют общих приоритетов.

7. Подразделения работают в «функциональных колодцах».

8. Сотрудники не увлечены и не хотят проявлять инициативу.

9. Сотрудники готовы делать только то, за что получают деньги.

10. Уходят лучшие сотрудники.

То есть успешно внедренная методика OKR — это не просто средство для решения бизнес-проблем. Это система, усиливающая эффективность организации на всех уровнях.

Что еще важно знать про OKR:

  • участников должно быть не больше 12-15 человек, иначе падает эффективность переговоров. При большом количестве сотрудников в компании лучше сфокусироваться на тех департаментах, которых изменения коснутся в первую очередь.
  • Прежде чем внедрять OKR важно определить, готова ли команда и корпоративная структура к переходу. Авторы составили чек-лист для проверки такой готовности.
Иллюстрация из книги  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falpinabook.ru%2Fcatalog%2Fbook-navigator-vnedreniya-okr%2F&postId=1284822" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Навигатор внедрения OKR»</a>
Иллюстрация из книги «Навигатор внедрения OKR»
  • OKR хоть и ставятся на короткий период времени, являются инструментом для достижения стратегических целей, результат которых будет известен через 3-5 лет. Поэтому все в компании должны знать, в чем заключается этот долгосрочный результат.
  • В классическом W-подходе цели ставит топ-менеджер, спуская их вниз по иерархической лестнице. Но современные компании понимают, что люди на передовой постоянно общаются с клиентами и лучше знают, чего не хватает компании для развития. Поэтому эффективнее использовать подход, который графически можно отразить буквой «M»:

— все сотрудники «снизу» выдвигают идеи по целям на следующий период;

— лучшие из них отправляются к топ-менеджерам верхнего уровня;

— те выбирают цели, максимально бьющие в общую стратегии компании;

— отправляют финальные цели «вниз» рабочим командам на корректировку и для выработки плана действий.

М-подход к постановке OKR. Иллюстрация из книги <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falpinabook.ru%2Fcatalog%2Fbook-navigator-vnedreniya-okr%2F&postId=1284822" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Навигатор внедрения OKR»</a>.
М-подход к постановке OKR. Иллюстрация из книги «Навигатор внедрения OKR».
  • Достижение OKR не должно напрямую влиять на материальную мотивацию, так как это противоречит амбициозности, снижает инновационность и провоцирует манипуляции и «торги» между сотрудниками и руководством. Однако мотивация сотрудников обязательна. Это может быть: возможность карьерного роста, публичное признание достижений, поручение более сложных проектов, предоставлений больше автономии и полномочий. Если же важны финансовые бонусы, то их лучше привязывать к командным, а не индивидуальным OKR.
  • Для успеха нужен внутрикомандный OKR-коуч, который знает специфику компании и может эффективно продвигать систему, не тратя столько времени на погружение во внутренние процессы, как человек со стороны. В больших организациях таких коучей может быть несколько — по одному на команду/отдел.
Функционал OKR-коуча. Иллюстрация из книги <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falpinabook.ru%2Fcatalog%2Fbook-navigator-vnedreniya-okr%2F&postId=1284822" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Навигатор внедрения OKR»</a>.
Функционал OKR-коуча. Иллюстрация из книги «Навигатор внедрения OKR».

Внедрять OKR в бизнес довольно долго и не слишком весело, однако, как показывает практика Google, Авито и других гигантов, эффективно. Венти Велор выделяет на пути внедрения OKR 5-6 шагов:

Анализ зрелости компании для оценки текущего состояния и понимания, какие этапы нужно пройти → Создание плана внедрения → Планирование будущих коммуникаций (стартовых совещаний, обучений, сверку результатов) → Обучение сотрудников → Интегрирование в пилотный отдел с регулярными обзорами прогресса для поддержания актуальности целей → Оценка результатов, выявление успешных и проблемных моментов и масштабирование методики на другие отделы.

И Велор, и эксперты OKR Academy подробно расписывают каждый шаг внедрения методики в компанию, и для наглядности иллюстрируют их примерами из реального бизнеса, чтобы любой руководитель мог самостоятельно перестроить работу. Однако меня эта система заинтересовала не как руководителя, а как бытового любителя строить планы и достигать их. Ведь, вопреки существовавшему ранее мнению, что OKR — только для плохо управляемых гигантов, оказалось, что методика эффективно работает в компаниях любого размера. И каждый из нас — сам себе предприятие, которым нужно грамотно управлять.

Как применить OKR в личных целях

Чтобы достичь цели, как бизнес так и личной, нужно правильно ее сформулировать. Не только «что я хочу», но и «как я этого добьюсь» и «какой цифрой буду измерять успех». Очень похоже на SMART-методику, ведь Цели и Ключевые результаты тоже основаны на agile-подходе. Однако SMART-евангелисты ставят реалистичные и достижимые на 100% цели, в OKR же важна амбициозность и смелость желаний.

Реализовывать OKR лучше в такой последовательности:

Шаг 1. Лаконичная и вдохновляющая цель — «что хочу». Формулируется не количественно, а качественно. Например, «улучшить физическую форму» или «выучить голландский язык».

Шаг 2. Формулировка ключевых результатов — конкретные и измеримые результаты. Например, для улучшения физической формы это может быть:

— Пробежать 5 км за 30 минут.

— Снизить вес на 5 кг.

— Увеличить выносливость, выполняя 100 приседаний подряд.

А для изучения голландского языка:

— Сдать экзамен на уровень B2.

— Посетить 30 языковых классов.

— Прочитать 5 книг на оригинальном языке.

Шаг 3. Создание плана действий (инициативы)

Для улучшения формы:

— Соблюдать план тренировок 3-4 раза в неделю.

— Вести дневник питания.

— Повысить бытовую активность в два раза.

Для языка:

— Записаться на курсы языка и следить за посещаемостью.

— Читать 20 страниц книги на языке каждый день.

— Практиковать язык с носителем языка раз в неделю через онлайн-платформы.

Шаг 4. Коммуникация и отслеживание прогресса.

Еженедельные или ежемесячные обзоры своего прогресса. Коррекция результатов по необходимости (если они оказались неактуальны или недостаточно/слишком амбициозны, либо появился более короткий путь к эффективному достижению цели).

Шаг 5. Оценка и адаптация.

Через месяц или квартал оценить достижения: что удалось, а что требует улучшения.

Итогом может быть коррекция не только результатов, но и целей, с учетом полученного опыта.

В конце оставлю чек лист, который я нашла на страницах книги «Навигатор внедрения OKR» (там есть и другие полезные чек-листы и таблицы), для проверки качества ваших целей и результатов.

Чек-лист для проверки качества OKR. Иллюстрация из книги  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falpinabook.ru%2Fcatalog%2Fbook-navigator-vnedreniya-okr%2F&postId=1284822" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Навигатор внедрения OKR».</a>
Чек-лист для проверки качества OKR. Иллюстрация из книги «Навигатор внедрения OKR».

Как пишут авторы, шлифовать формулировки полезно, однако главный критерий удачной цели — она понятна и вдохновляет на действия. Этого достаточно.

Надеюсь, что и я смогла вдохновить вас пересмотреть цели и найти к ним более эффективный подход. Мне кажется, применение методологии OKR в личной жизни помогает лучше структурировать процесс, повышает мотивацию и вовлеченность, а также делает прогресс более ощутимым и измеримым.

77
2 комментария

Юлия, спасибо за рассказ о книгах! Мы действительно очень старались передать самые важыне и иногда неочевидные моменты работы по OKR

1
Ответить

спасибо, вышел интересный и познавательный материал, хочу ближе теперь ознакомиться с книгой

1
Ответить