Принцип социального доказательства в личной жизни и бизнесе.

Дочитала книгу Роберта Чалдини «Психология влияния». Многие методы из книги можно отнести к приемам манипуляции и Чалдини хорошо рассказывает, как им противостоять. Но один метод мне понравился и в плане использования в личной жизни, и в плане моей темы по внедрению изменений – принцип социального доказательства.

Принцип социального доказательства в личной жизни и бизнесе.

Принцип социального доказательства заключается в том, что люди часто ориентируются на поведение других людей, особенно в неопределенных или непонятных ситуациях, чтобы определить, как себя вести. Если многие люди совершают определенные действия или принимают определенные решения, другие склонны следовать за ними.

Чалдини приводил пример громкого убийства в Америке, когда убийца более получаса преследовал девушку, она звала на помощь и ее видели 38 (!) человек из окон своих домов, но никто не отреагировал, потому что все смотрели на других и думали, что кто-то другой поможет.

Какой вывод из этого нужно сделать?

  • Если Вам нужна помощь и вы находитесь в толпе, обратитесь с просьбой к определенному человеку – Мужчина в свитере, помогите, мне плохо. Женщина с красным зонтом, да Вы, вызовите, пожалуйста, скорую. Так, согласно исследованиям, люди почувствуют свою ответственность и начнут помогать. И по принципу социального доказательства, когда один начнет помогать, начнут и все вокруг.

    Расскажите об этом детям.

  • При внедрении изменений можно использовать принцип социального доказательства, демонстрируя успешные примеры изменений, уже принятых другими людьми в организации.

    Поэтому, если вы хотите внедрить изменения (например, бережливое производство или оптимизировать процессы) на всем предприятии, чтобы избежать сопротивления, вам надо провести один короткий и успешный проект, чтобы заручиться поддержкой команды. Видя, что проект имеет приверженцев, остальные сотрудники будут легче соглашаться участвовать в изменениях.

    Так из моей практики пример, когда я внедряла бережливое производство на участке производства – я столкнулась со всеми видами сопротивления, которое можно было придумать 😊 Когда, завершив проект, приступила к участку сервиса, ребята поддержали его. Сопротивление было на 0. Почему? Они видели успешные результаты проекта, они видели, что, внедрив бережливое производство, соседнее подразделение стало работать только эффективнее. И их не надо было уговаривать.

    По этому же принципу хорошо работает показать примеры других компаний или съездить с проектной командой на экскурсию, я часто пользовалась этим приемом и мы постоянно ездили на похожие заводы, внедрившие бережливое производство. Чем больше люди видят успешные реальные примеры, тем меньше их внутреннее сопротивление.

Покажите другим людям, как другие делают то, что вы хотите от них.
  • Третий пример, когда вы решаете заняться спортом или похудеть, но вам трудно собраться с силами. Вы можете присоединиться к группе единомышленников и, увидев, что другие люди успешно следуют здоровому образу жизни, вы сами будете более мотивированы и вероятнее достигните результата.

Основная суть принципа социального доказательства лежит в том, что у людей есть потребность принадлежать к социуму. Понимание того, как люди влияют друг на друга и как поведение окружающих может влиять на наши собственные решения, помогает нам лучше понимать себя и других. Зная об этом принципе, мы можем использовать его не только для достижения личных целей, но и для создания позитивных изменений в обществе. Но давайте сделаем акцент на фразе – позитивные изменения.

Всем хорошего дня!

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, пишу про процессы и эффективность.

Александра Гостева

1212
33
реклама
разместить
2 комментария

Ой, меня Р.Чалдини с социальным доказательством просто в шок поверг. Столько инсайтов в этой главе. Спасибо, что осветили важные моменты :)

У нас на работе давно поговорка ходит: запрос в толпу, запрос в никуда.
Всегда надо конкретных людей называть, тогда все нормально.