Второй мозг — как за три месяца стать самым эрудированным и креативным экспертом в своей области (одна простая методика)

• Как аккумулировать информацию, чтобы получать неочевидные инсайты?
• Как кардинально повысить свою продуктивность в создании экспертного контента?
• Как новые знания использовать в контексте старых и наоборот?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво рассказать о методике Николаса Лумана Zettelkasten

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F4304%2F&postId=1295186" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Тайное окно»</a>
Кадр из фильма «Тайное окно»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Когда я работал в системной интеграции, у нас был водитель. Довольно молодой, но ленивый парень. Если шеф звонил ему вечером или в выходной, тот всегда говорил, что уже выпил пива и за руль ему нельзя.

Я недоумевал как можно быть таким... котом, которому ничего от жизни не надо.

На день компании он привез все, что нужно, поставил машину на парковку и пристроился за барной стойкой. Там же мы с товарищем обсуждали научную фантастику, советских и современных авторов, работы критиков.

В какой-то момент водитель повернулся к нам и поправил моего собеседника, который цитировал критическую статью. Тот парировал тем, что цитата не так важна, потому что автор хотел доказать совсем другое, но у него это не получилось.

Водитель спросил кто написал эту статью. Мы не знали. Пришлось загуглить. Под статьей стояла его фамилия. Для верности он показал паспорт. Инициалы тоже совпали.

Николас Луман

Луман — социолог. По первому образованию юрист, он начал карьеру помощником председателя административного суда. В какой-то момент понял, что социология привлекает его больше. Взяв отпуск, он отучился в Гарварде и, по возвращении на родину, занялся изучением теории управления.

В начале своей профессорской работы, Луман поставил перед собой задачу за 30 лет создать полное описание общества. Всего Луман написал 77 книг, выпуская по три книги в год. Плюс к этому он написал около 400 научных статей по темам теории социального познания и системной теории общества. А так же Луман владел пивной «Pons» в родном Люнебурге.

Луману нравилось учиться. Он делал заметки на полях книг и распределял их по темам. Позже он создал систему заметок, которая позволила не просто накапливать информацию, а находить сложные и, порой, неожиданные взаимосвязи.

Когда его спрашивали о том, как он смог опубликовать так много, Никлас обычно отвечал: «Я не придумываю всё самостоятельно. Большая часть работы происходит в моём Zettelkasten. Я обязан своей продуктивностью именно этому методу».

Zettelkasten

Луман считал, что может общаться со своей картотекой как с собеседником. Его статья о методике Zettelkasten (в переводе: «заметки в коробке») так и называется «Коммуникация с картотекой».

Он описывает Zettelkasten с нескольких сторон. Иногда он называл его партнёром для беседы или второй памятью, кибернетической системой.

По его методике заметки и идеи не просто связаны между собой, их связи можно явным образом отследить. В процессе чтения Луман записывал пришедшие в голову мысли на карточку. Одна идея — одна заметка.

Каждому бланку присваивался уникальный номер с использованием цифр, букв и знаков препинания. Допустим, первая карточка имела номер 1. Если возникала другая мысль, не связанная с первой, ей присваивался номер 2.

Однако если нужно было развить первую идею, то использовалось разветвление, то есть следующей заметке присваивается номер 1,1. Для того чтобы прокомментировать заметку 1,1, Луман создавал новую карточку с номером 1,1a.

Это позволило бесконечно расширять систему в любом направлении. Такое разветвление предполагало создание длинных номеров. Например, в у Лумана была карточка 21,5а10а2.

По мере роста количества заметок ориентироваться в них было все сложнее, поэтому Луман связал карточки между собой при помощи перекрестных ссылок. Внизу каждого бланка были записаны номера карточек, перекликающихся по смыслу.

Второй мозг — как за три месяца стать самым эрудированным и креативным экспертом в своей области (одна простая методика)

Так стало возможно перемещаться по обширной коллекции заметок и находить новые связи между идеями. Таким образом, новая карточка включалась в уже существующую сеть заметок.

Из-за того что картотека постоянно расширялась, Луман создал предметный указатель. Это были карточки с реестром ключевых слов со ссылками на соответствующие бланки в его картотеке. Иными словами, это была навигационная система.

Со временем Луман разработал правила, позволившие ему превратить три стеллажа карточек в свой второй мозг:

  1. Атомарность
    Каждая заметка должна содержать одну идею.
  2. Автономия
    Идея в каждой заметке понятна и полноценна сама по себе.
  3. Самостоятельность
    Записывать идеи нужно своими словами (не копировать из источника).
  4. Связанность
    Все заметки нужно соединять между собой. При этом объяснить себе, почему и для чего они соединены в ту или иную заметку.
  5. Ссылки на первоисточник
    К заметкам нужно добавлять ссылки на ресурсы, откуда взята идея.
  6. Наличие собственных мыслей
    Луман не ограничивался идеями, взятыми откуда-то. Он комментировал ранее сделанные заметки.
  7. Наличие заметок-оглавления
    Когда идеи можно объединить в определенные темы, нужно создать заметки-оглавления. В них будет подборка ссылок на другие заметки.
  8. Принцип постоянного накопления
    Не надо удалять старые заметки, даже если они потеряли актуальность. Так появится возможность проследить, как развивалась мысль и какая информация устаревала. Более того, со временем можно обнаружить идеи, которые в конце концов оказались правильными.

Сейчас для ведения заметок есть специализированный и довольно развитый софт. Если каждый день работать с новой информацией, то за три месяца можно собрать базу, позволяющую выйти на хороший экспертный уровень. Коллеги из сообщества Zettelkasten поделились сводной таблицей, которую можно скачать у меня на канале.

Второй мозг — как за три месяца стать самым эрудированным и креативным экспертом в своей области (одна простая методика)

Несколько дней назад я опубликовал статью «Контент-маркетинг — как я пишу по статье в день, что это дает и как не сдуться», в которой описал свой подход к работе с информацией.

В дополнение скажу, что не соблюдаю многие принципы Лумана. Возможно, из-за этого мой второй мозг работает не в полную силу. Но могу сказать точно, что мне удается с ним разговаривать, использовать как тайное окно в новые сферы знания и получать инсайты.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
9090
88
11
200 комментариев

Когда-нибудь я обязательно дорасту до такого метода.А пока, поживу с одним мозгом, пожалуй

15
Ответить

Уверен, что у Пушкина, например, никакого цеттелькастена не было)

2
Ответить

А водитель то познал жизнь полностью😁

6
Ответить

Он оказался очень интересным человеком. Просто ему с нами было скучно)

8
Ответить

Второй мозг — как за три месяца стать самым эрудированным и креативным экспертом в своей области (одна простая методика) — Карьера на vc.ru

• Методика Zettelkasten - система заметок для повышения продуктивности в создании экспертного контента.
• Луман - социолог, начал карьеру как юрист, затем занялся изучением теории управления.
• Луман написал 77 книг и около 400 научных статей по теории социального познания и системной теории общества.
• Луман владел пивной "Pons" в родном Люнебурге.
• Луман делал заметки на полях книг и распределял их по темам, затем создал систему заметок для поиска сложных и неожиданных взаимосвязей.
• Заметки и идеи в Zettelkasten связаны между собой, их связи можно отследить.
• Луман использовал перекрестные ссылки для связи карточек и создания предметного указателя.
• Луман разработал правила для превращения картотеки в свой второй мозг.
• Сейчас для ведения заметок есть специализированный софт, который позволяет выйти на хороший экспертный уровень за три месяца.

6
Ответить

ИИ — это уже третий мозг))

2
Ответить

Осталось начать применять)

6
Ответить