Если ты менеджер или аналитик и продумываешь форму обратной связи на сайте...

то знаешь, что форма — один из ключевых элементов сайта, на который возлагаются большие надежды в плане конверсии. Делюсь инсайдерской заметкой со всем, что мне пригодилось при создании форм на сайтах. Здесь нет ничего про UI (это работа дизайнера) и количество шагов формы (работа продакта), но выписаны все логические аспекты, которые нельзя потерять менеджеру и аналитику. Часто именно они готовят задачу для разработчиков, и в ней должно быть описано все.

Из чего состоит форма

Это подсказка для руководителя проекта (РП) и аналитика, которые представляют команду заказной разработки и уточняют задачи клиента. Если вы сами клиент – вам тоже может пригодиться, просто не задерживайте внимание на агентских формулировках.

Размещаю скриншотами по частям, так как в редакторе vc нет подходящего функционала. Кому нужно текстом – напишите, пришлю.

Если ты менеджер или аналитик и продумываешь форму обратной связи на сайте...
Если ты менеджер или аналитик и продумываешь форму обратной связи на сайте...

Наш вариант требований к возможным полям в форме

Если ты менеджер или аналитик и продумываешь форму обратной связи на сайте...
Если ты менеджер или аналитик и продумываешь форму обратной связи на сайте...

Загрузка файлов

Если пользователи будут загружать в форму файлы, то нужно сформировать требования к данным:

  • какие форматы мы можем принимать (doc, rtf, pdf, ipg, jpeg, png, bpm, gif),
  • максимальный размер 1 файла (например, 5 Мб),
  • количество файлов.

Пользователи могут попробовать загрузить что-то другое (часто удивительное). На этот случай нужен текст ошибки. Примеры:

“Недопустимый формат файла. Допустимые форматы прикрепляемых файлов: doc, rtf, pdf, ipg, jpeg, png, bpm, gif”.

“Файл превышает допустимый размер. Максимальный размер прикрепляемых файлов 5 Мб”.

Это технические примеры, перепишите на человеческий под tone of voice своего проекта.

Дополнительный интерфейс к загрузке файлов – Drag-and-drop и предпросмотр.

Для комфорта пользователей можно добавлять небольшое превью добавленных файлов с элементами управления – удаления загруженного файла. Для картинок это условие обязательное, для текстовых файлов хорошо бы выводить с какой-то иконкой и контролами.

Если объектов несколько, то может потребоваться слайдер.

Прочие элементы

Также в форме могут присутствовать чекбоксы, радиобаттоны и выпадающие списки. Отдельных требований к ним нет, а здравый смысл и стремление к хорошему UX распространяется на все.

Доступность с клавиатуры

Актуально для проектов, где десктоп в приоритете.

Чтобы форма была доступна с клавиатуры, нужно правильно расставить tabindex и добавить состояния фокуса у элементов формы – у инпутов и кнопок. О таких требованиях нужно сообщить разработчику отдельно, по умолчанию это вряд ли будет сделано.

Автоматическое удаление пробелов

Решение выбирается в зависимости от целей проекта.

Рекомендуется убирать пробелы в начале и в конце полей: имя, фамилия, почта, чтобы данные не сохранялись в БД с пробелами. Один из способов реализации – оставлять пробел визуально и удалять его при отправке данных на бек.

Валидация: хорошая практика – использование библиотек для валидации с высоким рейтингом на github, так как в них, как правило учитываются, крайние кейсы, которые разработчик может пропустить или не продумать из-за ограниченного времени. Не нужно писать самому регулярки, можно использовать open source решение.

Например, для проектов на Vue/Nuxt можно использовать вот этот валидатор. Для нативных JS проектов можно использовать zod.

Общие рекомендации

Собраны здесь.

Придерживаемся не всего, а только необходимого, иначе будет сложно/дорого.

А вот мой любимый пример антиUX и антиUI в игровой форме, попробуйте пройти его разок от начала до конца. Его показываю всем, кто не знает, что такое UX ⚡️⚡️⚡️

Набор чек-боксов для задачи на форму

Пример декомпозиции для задачи на форму в рамках проекта с обычной версткой:

  • общий вид формы
  • поля и обязательность
  • маски или подсказки для заполнения полей
  • состояния ошибок
  • лоадер
  • состояние успеха / неуспеха отправки
  • капча
  • чек-боксы с согласиями
  • состояния кнопок
  • автоматическая проверка заполнения полей
  • доступность с клавиатуры

Для отдельных стеков декомпоз может отличаться, какой использовать – может решить аналитик, тимлид или менеджер, если у него достаточно технических знаний.

Комментарий юриста про персональные данные в форме на сайте

Считаю, что и это менеджер тоже должен знать.

В настоящее время электронные адреса передаются третьим лицам без согласия, так как в законодательстве четко не указано, что они являются (или не являются) персональными данными.

РКН придерживается такой позиции:

Адрес электронной почты, содержащий ФИО, будет отнесен к категории ПД, а в случае если адрес представляет собой набор символов (слов), его нельзя считать персональными данными.
РКН

Но была еще позиция от Минцифры (чем-то схоже с РКН):

Адрес электронной почты может быть признан персональными данными в случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
Минцифры

В общем, сейчас это небольшой пробел в законодательстве.

Если сильно обобщить, то ПД – информация, по которой можно идентифицировать конкретного человека.

В общем и целом, подходить к данному вопросу всегда нужно индивидуально.

1. Если есть возможно рассмотреть электронную почту заранее, то исходя из имени почтового ящика – брать / не брать.

2. Если это какая-то анкета, где видно только по итогу всю информацию, которую заполнил человек, то лучше брать согласие.

На каждом проекте, где есть форма, стоит спросить клиента, есть ли у него юрист. Пусть лучше он принимает решение. Или сам клиент. А мы просто должны обладать знаниями и давать рекомендации, но не принимать решение за клиента.

Как вы могли заметить, это не повествовательная статья, а заметка с подсказками. Сколько работаю – вижу в процессе разработки, что что-то забыли на уровне постановки задачи. А тут собрано все, что надо обдумать при постановке задачи. Здорово, если это поможет кому-нибудь.

Если что-то забыто или неточно написано – поделитесь, обновлю)

Если кому-то нужно текстом – могу прислать.

Всем продуманных форм и хороших конверсий🙃

77
1 комментарий

Спасибо за пожелание!) И вам)

Не представляю, сколько труда вложено в статью. Столько моментов касаемо форм собрано)

1
10 вещей, которые я хотела бы знать ДО создания UI-кита

Что важно учитывать и с какими неожиданными сложностями вы можете столкнуться при создании и внедрении UI-кита? Делюсь опытом нашей команды: как косячили, ругались и делали выводы.

1616
реклама
разместить
Отслеживание форм на Тильде. Как настроить цель в Метрике.
Отслеживание форм на Тильде. Как настроить цель в Метрике.
11
Нас ждет 36-часовая рабочая неделя? Обучать старых сотрудников или нанимать новых? Как оценить кандидата на должность руководителя? Дайджест для HR за февраль
  • чего на самом деле ждут от руководителей;
  • чек-лист для рекрутера;
  • 5 ключевых ошибок корпоративной культуры;
  • игровые механики для обучения сотрудников;
  • четкий алгоритм эффективного интервью с кандидатом;
  • карьерный гороскоп, фильм на вечер и бесплатные вебинары.
1010
11
Как мы делаем дизайн быстро, стильно и в 99% случаев без правок
Как мы делаем дизайн быстро, стильно и в 99% случаев без правок
88
Детали решают всё: Как мелкие элементы влияют на восприятие сайта

Почему одни сайты цепляют с первых секунд, а другие остаются незаметными? Узнайте, как мелкие детали в дизайне делают сайт удобным, стильным и запоминающимся.

Детали решают всё: Как мелкие элементы влияют на восприятие сайта
33
Создание продающего сайта. "Как недизайнеру задизайнить сайт. Часть 3 – Маркетинг"
Создание продающего сайта. "Как недизайнеру задизайнить сайт. Часть 3 – Маркетинг"
11
Быстро и внятно: чек-лист как правильно организовать онбординг клиентов?

Зарегистрируюсь сейчас, потом посмотрю детальнее, что за проект. Спойлер: «потом» никогда не произойдет.

Быстро и внятно: чек-лист как правильно организовать онбординг клиентов?
88
11
11
11
Как составить идеальное ТЗ для веб-сайта: советы, примеры, рекомендации

Техническое задание (ТЗ) — это ключевой документ, который определяет успех проекта по созданию сайта. Без него любой процесс разработки становится хаотичным, что приводит к срывам сроков, перерасходу бюджета и несоответствию результата ожиданиям заказчика. В РА Ковалевы я составляю ТЗ для всех проектов разработки веб-сайтов и в этой статье я поделю…

Как мы подходим к определению целей в РА «Ковалёвы»?

66
[]