Плохие лиды VS вы не умеете продавать: почему ОП воюет с ОМ?

Тема вражды отделов маркетинга и продаж стара, как мир. А я — нет) Поэтому могу взглянуть на нее свежим взглядом и выявить актуальные причины этой конфронтации. Меня зовут Аля и я занимаюсь психологией и маркетингом. В этой статье разберу самые частые причины возникновения затяжных конфликтов между отделами одной компании. Кстати, примерно так когда-то звучала тема моего диплома) Приятного прочтения!

Плохие лиды VS вы не умеете продавать: почему ОП воюет с ОМ?

Итак, с чего начнем? Пожалуй, с того, что конфликты между группами/отделами — явление абсолютно нормальное. Даже если вы работаете на благо одной компании. Даже если хорошо друг с другом ладите. Просто наш мозг устроен так, что мы защищаем группу, к которой относимся. В нашем случае — внутри которой работаем. Так проявляется идентичность человека. И в этом нет ничего плохого, если разговаривать и разбираться принято в компании и поддерживается руководством.

Но иногда случается так, что конфликт либо латентный — и высасывает у всех ресурсы, но не замечается. Либо сложносоставной — и уже непонятно, кто чего желает и почему всем плохо. Либо просто портит работу и всех бесит — хочется уже выяснить, какого медведя делим, и жить спокойно.

И первый шаг к тому, чтобы разобраться и упростить коллективу жизнь — это определить причину. Давайте рассмотрим их детально 😉

📌Непонятная ответственность

Ситуация. Руководитель говорит, что ему нужно получить N продаж в конце месяца. ОМ должен привести лиды, ОП — их обработать. В чем проблема?

В том, что “привести” и “обработать” — очень широкие понятия. На каком этапе заканчивается работа маркетинга — когда лид попал в CRM, в бот, в определенную воронку? А что будет считаться горячим лидом — на сколько сильно их прогревает ОМ? А если лид не догрет — он снова возвращается к маркетингу? Кто отвечает за маркетинговые рассылки на стороне CRM?

Эти и многие другие вопросы необходимо разобрать в команде, чтобы к концу того самого месяца руководителю было понятно, с кого и что конкретно спрашивать. Ставшие мемом реплики “да вы мусорные лиды привели”/ “да вы просто не продаете нормально” возникают именно тогда, когда нет четкого регламента: что значит качественный лид и каким путем и кому мы продаем.

Плохие лиды VS вы не умеете продавать: почему ОП воюет с ОМ?

📌Конфликтная мотивация

Ситуация. Руководитель пообещал лучшему по показателям этого года отделу крутую плюшку. Маркетинг активно пылесосит все, что можно. Продажи пытаются закрыть всех и вся. Как итог — каждый тянет одеяло в виде времени и бюджета руководства на себя и доказывает свою важность.

Плохо потому, что так ломается нормальный путь клиента. Тот, в котором сначала он ведется маркетингом, потом переходит в продажи, а ответственность несут все. Если вы думаете, что клиент не заметит “призрачной гонки” — это не так. Хорошо видно, когда тебя заваливают рассылками или пытаются впихнуть пятую скидочку.

Конкуренция, которая вредит логике ведения клиента — нездоровая.

📌Бекграунд руководителя

Ситуация. Глава проекта — бывший РОП. Он отлично разбирается в продажах и знает, как и чего нужно для успеха. Но маркетинг его не особо интересует. Поэтому все проблемы — от маркетинга. Непонятно что, но что-то не так именно там. Пускай поправляют.

В обратную сторону, если руководитель — бывший РОМ. Или если СМО пришел из продаж. Нет-нет да вылезает наружу бекграунд прошлой должности и смещает фокус со своей прямой ответственности. Руководитель начинает делать то, что хорошо умеет, а не то, что от него ожидается.

Я похожее прочувствовала, когда перешла из продаж в маркетинг. До сих пор хочется поправлять воронки и шаблоны. Но если так делать — станет меньше времени на мои основные обязанности маркетолога.

📌Неэффективный лидген

Ситуация. Рынок компании умер. Просто так бывает — тренды сменяют друг друга, и вот наши условные спиннеры оказались никому не нужны. Или рынок жив, но мы пытаемся изобрести неизобретаемое — наша воронка не работает так, как мы ее собрали. Но при этом мы стараемся найти козла отпущения среди своих отделов. Так ОМ и ОП начинают выискивать, кто же плохо делает свою работу.

На самом деле никто не виноват. Ну разве что руководитель. В том, что всю эту свистопляску допускает, а не собирает в этот момент внеплановую стратсессию для выстраивания нового вектора компании.

Доказательства угасания рынка или воронки можно и нужно искать в метриках. Точнее их даже не нужно искать, если отделы регулярно ведут отчетность, которая всем ясна. Сразу будет видно, если случится что-то из этих двух процессов.

📌Ценностный конфликт

Ситуация. Маркетинг приводит качественные лиды на высокий чек, тщательно подбирает каналы и рассчитывает экономику, греет лиды глубоким экспертным контентом. Продажи ругаются: где быстрые лиды-то? И почему их так мало? Можно мы просто напишем им всем и заберем деньги? Или наоборот: продажи превосходно отрабатывают лиды, затрачивая весомые ресурсы, а маркетинг наваливает кого попало, чтобы отработать свое.

Дело не всегда в лени или плохой ответственности. Иногда причина действительно глубже — у отделов нет одинаковых ценностей. Они делают свою работу, но так, как привыкли и как считают нужным. Без внимания руководителя здесь не обойтись — ведь это он задает направление, цели и средства, которыми их можно достигать.

Очень хорошо установить и объяснить общие ценности может работа с брендингом компании. Но подробнее об этом в другой раз 🙃

Плохие лиды VS вы не умеете продавать: почему ОП воюет с ОМ?

📌Плохая оптимизация

Ситуация. У нас нет общепринятой системы метрик или, как минимум, юнит-экономики. В лучшем случае у отделов есть свои таблички с отчетами. В конце месяца продажи показывают свою таблицу с крутыми показателями, маркетинг — свою. А денег больше не стало. Кто виноват и что делать?

Внедрять метрики, как можно скорее — вот что делать) Причем такие, которые будут иметь одинаковое значение для всей команды. Понятия "лиды", "охваты", "заявки" могут быть очень разными в понимании сотрудников — о них точно стоит договориться на борту.

Плохие лиды VS вы не умеете продавать: почему ОП воюет с ОМ?

В общем, причин много. Здесь — только самые основные. А сколько еще разных личных психологических! Как же теперь жить? Я всегда держу в голове две очень важные вещи:

📎 любой отдел состоит прежде всего из людей, у каждого из которых свои тараканы, взгляды и боли — нельзя об этом забывать, все мы человеки

📎 но при этом руководитель на то и управленец — это ему следует искать и удерживать волшебный баланс между человеческим и рабочим

Удачи и взаимопонимания всем, кто нашел себя в этой статье! И обязательно жду вас в свой ТГ-канал, где мы с коллегами обсуждаем такие полезные темы, как эта 💛

P/S: в комментариях пишите — вы из маркетинга или продаж? Посмотрим, кого больше!)

99
44
38 комментариев

- А кем ты работаешь?
- Психолог маркетолог
- Я не приду

3

Я еще могу расклады на медицинских картах делать 🫰🏻

Работала в продажах, но как-то не ощущала на себе "вражду" с ОМ. Наверное, это больше свойственно для малых компаний, где структура проще.

1

Возможно руководителям удавалось решать вопросы между собой и только после этого общаться с командой)

1

Спасибо, полезно 🤝

1

Благодарю! А вы из какой сферы?)

Я из маркетинга. Добываю лидов через контент. На работе конфликта с ОП нет. Руководитель отдела маркетинга недавно предложил нам тестировать новую гипотезу касательно ЦА. От этого и маркетингу и ОП стало легче работать)

1