От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

По сарафанному радио приходят только мелкие клиенты со смешными бюджетами, а хочется масштаб покрупнее и кусок побольше?

Бизнес не растет, потому что с желанными клиентами отношения не складываются?

Устали фигачить без выходных, чтобы держаться на плаву?

В этой статье объясню, почему возникают эти проблемы и как правильно привлекать клиентов, чтобы у вас с ними была любовь, дружба и длинный LTV:

  • Покажу свою типологию digital-агентств и ограничивающие их рост факторы;
  • Объясню, по какому принципу клиенты выбирают подрядчика (дело не в деньгах!);
  • Разберу, от каких клиентов вам нужно бежать, как от огня;
  • Дам схему, с помощью которой получится разобраться, какие клиенты вам по зубам.

Типы digital-агентств

Конечно, все компании и их основатели — уникальные снежинки в сугробе рынка digital. Но все они делятся на 4 типа:

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Я поработала с десятками агентств над построением отдела маркетинга, да сама была в их шкуре, когда 9 лет управляла своим агентством. Поэтому типология взята не с потолка, а из опыта и наблюдений.

Ремесленник

Признаки, по которым можно узнать «ремесленника»:

  • Фрилансер или агентство до 7 человек,

  • Нет зафиксированных бизнес-процессов,

  • Нет электронного документооборота, бухгалтерии, прописанного регламента, юридического отдела, чтобы согласовать документы,
  • Не считает экономику проекта/сотрудника,

  • Первые клиенты — друзья основателя,

  • Сапожник без сапог: нет внутреннего маркетинга: сайта, портфолио, аккаунтов в соцсетях, выступлений,

  • Берутся за любые проекты (нет понимания ниши, нет порога по чеку),

  • Нет понимания, в чем добавленная стоимость.

Если компанию основали двое партнеров, и один отвечает за производство, а второй — за клиентов, то рабочие вопросы обсуждаются за обедом.

Клиенты приходят только с сарафанного радио, и только самые мотивированные. Этот канал продвижения сложно масштабировать — как управлять тем, на скольких кухнях в день кто-то вас рекомендует?

Поток

Ремесленник становится «потоком» в тот момент, когда:

  • Собственник занимается микроменеджментом, без него организация не проживет больше месяца (нанять нового сотрудника, организовать ему рабочее место, закрыть финансовые вопросы);
  • Появляется отдел продаж;
  • Производство и обслуживание клиентов требует постоянных расходов, а сарафанного радио для привлечения клиентов уже не хватает;
  • Часть клиентов — друзья/знакомые основателя;
  • Часто основатель начинает зарабатывать меньше: свою зарплату как специалиста он отдал сотрудникам, а вся прибыль идет на развитие компании.

На этой стадии бизнес сфокусирован на росте продаж, а не на прибыли. Такое агентство не знает, сколько времени уходит на работу с клиентами, потому что не трекает время сотрудников. Внимание менеджеров и время спецов съедают не самые прибыльные, а самые наглые клиенты.

Например, в погоне за крупным клиентом сотрудники делали так много аудитов, медиапланов и бесплатных стратегий, что в пересчете на стоимость часа работы потратили 300 тысяч рублей на клиента, а продали на 200 тысяч. Перерасход времени можно было бы потратить на работу с другими клиентами. Но у основателя и сотрудников нет этого понимания. Потому что нет знания о стоимости часа. А когда понимание приходит, что нужны стандарты и автоматизация, компания переходит к следующему типу.

Бутик

Здесь у развития агентства появляется развилка — двигаться в сторону бутика или конвейера.

Бутик начинает строить тот основатель, которому важно, КАК делать его ремесло. Вот по каким признакам можно отличить эту стадию:

  • Есть лицо компании,
  • Производство рассчитано на небольшое количество клиентов,
  • Есть понимание портрета клиента: как по бюджету так и по отрасли,

  • Серьезно налажен контент-маркетинг, транслирующий Большую Идею,

  • Приходят осознанные клиенты, понимающие что им нужно,

  • Любит свое ремесло,

  • Мотивирован не только на деньги, но и на изменение мира.

Как можно изменить мир, владея агентством? Обучать, делегировать свою картину мира большому количеству людей. Основатель много выступает и представляет лицо компании. Бутик не может развиваться без налаженной системы распространения экспертного контента. Нужно много евангелировать, доносить свою идею и вести за собой людей.

Бутик уже поработал на потоке и понял, что не каждого клиента он может осчастливить, и не каждым клиентом ему интересно заниматься. Есть четкий портрет клиента, например, только крупные производители с дилерской сетью.

Оборотная сторона медали или минусы бутика:

  • Зависимость от каждого клиента. Когда у вас 100 клиентов, потеря 2-х из них незаметна. Когда всего 10, потеря одного клиента может серьезно пошатнуть компанию. Бывают периоды, когда бутик вынужден браться за все подряд и откатиться до потокового производства;
  • Не получится быстро масштабироваться;
  • Владельцы зарабатывают не много денег.

Конвейер

Агентство развивается по типу конвейера, если оно соответствует 3 критериям:

  • Отлажены бизнес-процессы

  • Большинство задач и проектов — типовые,
  • Клиентов много (больше 30).

Пример: Kokoc, Demis Group, INGATE, Медианация. Никто не знает всех акционеров, а основатели уже не входят в их состав.

Вот еще признаки:

  • За внутренний маркетинг отвечает целый отдел, активно используют контент и ивент-маркетинг, рейтинги,

  • Большой отдел продаж, внедрена CRM, есть скоринг клиентов,

  • Четкий портрет клиента и понимание добавленной стоимости, и если она небольшая — происходит автоматизация процесса. Клиент не сможет прогнуть агентство, если для работы над его проектом нужно больше часов. Они или выставляют счет, или прощаются с заказчиком.

Со стороны компания может выглядеть достаточно безлико: чаще всего нет сотрудника или основателя компании, который представляет ее лицо. Каждый сотрудник — винтики, все заменяемы. У агентства не остается Большой идеи, как у бутика, это просто завод для производства денег.

Стадии жизненного цикла компаний по Адизесу

Описанную выше классификацию типов агентств я выложила на VC еще в 2018 году. И в комментариях мне написали, что агентствам не хватает классификации клиентов:

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

И действительно, к агентствам в зависимости от стадии жизненного цикла притягиваются разные клиенты. В процессе работы я присмотрелась к агентствам и их клиентам и заметила закономерность: подобное притягивается к подобному. Агентства притягивают клиентов, соответствующих своей стадии развития.

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

По мнению Ицхака Адизеса, каждая компания проходит через определенные стадии жизненного цикла, и последовательно решает возникающие по мере взросления проблемы и задачи. Как в компьютерной игре, каждая освоенная стадия цикла — допуск на новый уровень, или game over.

Цель игры — достичь расцвета и задержаться на нем. Это самая важная стадия и источник вечной молодости компании. Ведь, в отличие от растений или людей, жизненный цикл предприятия может длиться вечно.

В концепции Адизеса возраст компании не связан с хронологическим возрастом бизнеса, численностью работников и размером активов. Он определяется наличием баланса между гибкостью и контролем. Когда организация находится на стадии «расцвет» — она этого баланса достигла и если сможет удержать состояние – будет жить.

Какими бывают клиенты: 4 основных стадии

Аудитория — это такие же компании, со своими стадиями развития и жизненным циклом. И для других сфер бизнеса информация тоже актуальна.

Классификация клиентов digital-агентств

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Младенчество

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Главный признак «младенчества» — вовлеченность основателя во все процессы и задачи, он лично знает каждого клиента. При этом у него нет четкого понимания об уникальности продукта компании, аудитории и позиционировании.

Чтобы компенсировать недостаток опыта и достичь результатов, и руководители, и сотрудники компании работают на пределе своих возможностей (иногда по 7 дней в неделю). Бизнес для основателя — главное детище и приоритет, ни о каком work-life балансе нет речи. И в этом скрывается опасность выгорания. Если компании удалось его избежать, настроить баланс между рабочими процессами и личной жизнью, выйти на положительный денежный результат, она переходит на следующую стадию.

Давай-давай

Главный признак – фокус на рост продаж, а не прибыли.

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Основатель видит только множество возможностей, за счет этого происходит расфокусировка и пустая трата времени и ресурсов. Компания стремительно растет за счет новых сделок и расширения штата, при этом внутренние организационные процессы отсутствуют. Нет трекинга времени у сотрудников, нет глубинного анализа аудитории и лидов.

Компания на этапе «давай-давай» находится в перманентном поиске подрядчика, который даст больше лидов. Обращаясь в агентство, такие клиенты забирают на себя много ресурсов и постоянно повторяют: «где мои лиды, мне нужно больше лидов». Откуда такая жадность? В отсутствии понимания о том, что лид лиду рознь.

На этом этапе единственным ЛПР-ом в компании является основатель. Чтобы компании перейти на новый этап, ее основателю — абсолютному монарху — нужно сменить ракурс с предпринимательства на управление, нанять в штат административный персонал и научиться делегировать. Тогда отделы продаж и маркетинга начнут настраивать качественно новую коммуникацию, и уже не руководитель будет предлагать направление, в котором бежать, а сотрудники начнут задавать траекторию движения.

«Быть одиноким рейнджером и все решать самому — увлекательно, но можно довольно скоро «перегореть». Если хочется изменений, придется научиться делегировать и мотивировать» (И. Адизес).

Наиболее распространенным и самым сложным этапом у компаний является переходный возраст с «давай-давай» на «юность». Гибкость — важный навык в управлении компанией на стадии высокой активности, если он усвоен, компания уверенно шагает на следующий уровень.

Юность

На новом этапе компания сталкивается с новой проблемой: «где взять качественные лиды?». Такие компании находятся в стадии построения полного дашборда, активно используют CRM и отслеживают качество лидов. Понимание, что не все лиды одинаково полезны, подталкивает к внедрению скоринга и пересмотру KPI в пользу качества, а не количества заявок, появляется стратегия маркетинга и система продвижения. Усилия компании направлены на повышение рентабельности.

«Мудрость юности так же непривлекательна, как и игривость старости» (И. Адизес).

В переходном периоде от «юности» к «расцвету» также важен баланс между гибкостью и управлением: прочная оргструктура, сильная команда, четкие внутренние процессы, стабильный доход.

Расцвет

Если компания пережила все проблемы предыдущих этапов, точно понимает свое место на рынке, знает конкурентов и аудиторию — наступает ее золотой век. На этом этапе компания держит двойной фокус и на потребности клиента, и на прибыли, планирует ее, считая издержки. Работает отлажено, как единый сложный механизм.

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Аристократия

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Это один из этапов старения и первый звоночек на пути к увяданию. Он наступает, если контроль и бюрократия вытеснили гибкость из компании. Яркий пример — крупные корпорации. У них нет фокуса на продажи и привлечение лидов, а есть задача по равномерному расходованию бюджета и разросшийся административный аппарат. Чем больше в компании бюрократии и нежелания соответствовать рыночным трендам, тем скорее наступит ее угасание.

Эта схема — условная система координат для определения стадии развития бизнеса. Не бывает абсолютно одинаковых историй появления и становления компаний. Например, в моем digital-агентстве было еще два сооснователя на этапе «младенчество», а на стадии «давай-давай» штат компании составлял 30 человек.

Как в digital-среде работает принцип подобности

Так бывает, что агентство тратит много усилий на привлечение тех самых «золотых» клиентов. А заявки получает от случайных зевак. Причина в несоответствии ожиданий и реальности. На каждом этапе жизненного цикла организации она привлекает к себе тех, кто соответствует ее уровню развития.

Каких клиентов притягивают агентства

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Это наиболее вероятные связи между агентствами и клиентами — они имеют наиболее схожие ценности и оргструктуру. Но есть и другие возможные варианты взаимодействий:

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Нужны платежеспособные и адекватные клиенты? Зрите в корень. А точнее, найдите себя в классификации и начните работу над улучшением и усилением текущего статуса.

Ремесленник + младенчество

Лучше всего такому агентству подойдет клиент на стадии «младенчества».

Яркий пример – взаимодействие двух экспертов. Психолог заказывает услугу продвижения своего бизнеса в Яндекс.директ или соцсетях у фрилансера. Это будет или самозанятый специалист, или ИП.

Почему между ними мэтч? Потому что они находятся в одном состоянии, в котором бизнес – главный приоритет жизни. Они готовы работать круглосуточно, они влюблены в свою идею. И если заказчику от исполнителя понадобится что-то в выходные дни, то он готов выйти, потому что для него каждый клиент ценен.

Ремесленник может очень хорошо настраивать контекстную рекламу, но у него нет уровня сервиса, который нужен крупному клиенту. Поэтому крупный клиент из категории «юность» или «расцвет» никогда не пойдет к «ремесленнику».

Клиент на стадии «давай-давай» заберет все свободное время «ремесленника» за счет постоянной смены цели, аудитории, продукта. Он еще не определился с рынком, позиционированием, миссией, поэтому постоянно вносит изменения в рекламные креативы и офферы.

Есть клиент, который не знает, что хочет, и постоянно что-то переделывает. Есть агентство, которое хватается за все подряд и постоянно куда-то бежит. И тут возможно два варианта: либо «ремесленник» выдохнется, либо прокачает свои навыки на непростом клиенте и перейдет на стадию «поток».

Поток + давай-давай

В такое агентство притягиваются клиенты на стадии «давай-давай». Они высосут из подрядчика больше всего ресурсов, потому что они жадные до денег и требовательные до роста трафика и объема заявок. У такого заказчика одна цель – залить лидами свой отдел продаж. При этом из-за отсутствия бизнес-процессов часть привлеченных лидов сливается.

Подрядчик в этом случае продвигает клиента чаще всего с фокусом на количество лидов. При этом не задумываясь об их качестве. Большее предложить не может, в силу отсутствия знаний и компетенций. А клиент, внедривший скоринг или хотя бы аналитику по лидам, начинает поиск нового подрядчика и уходит в другое агентство.

Бутик + юность

Мэтч между бутиковым агентством и клиентом на стадии «юность» происходит на фоне одинаковой потребности в квалифицированных лидах. Они оба начинают понимать разницу между качественным и некачественным лидами. У них появляется стратегия, кастдевы, понимание ядра целевой аудитории и формируются принципы. Такие компании избирательно подходят к партнерам и клиентам.

Бутику не интересно работать с «младенцами »за счет низкого LTV и «давай-давай» из-за несовпадения по методам привлечения клиентов. «Бутик» и «юность» говорят на одинаковом языке, умеют считать и анализировать. Их задача — накопить опыт, систематизировать его и перейти на следующий этап взаимодействия.

Пример – компания IT Аgency. Для агентства я создала отдел контент-маркетинга, а теперь компания является годовым партнером конференций IMExpert. И у них есть возможность наращивать клиентскую базу через рассылки по слушателям конференций (а это порядка 80 тысяч адресов). Но ценности компании не позволяют стучаться в почтовый ящик незнакомым людям. Основатель и сотрудники компании разделяют Большую идею о важности того, какие клиенты притянутся в работу. Они системно и поэтапно выстраивают работу по привлечению ядра аудитории, из которого потом долгое время будут выжимать масло. Получается такой избирательный маркетинг на долгосрочную перспективу.

Конвейер + расцвет

Компании на этой стадии уже не готовы работать со всеми. У них есть четкий портрет клиента. Категории «младенец» или «давай-давай» они передадут на ведение в агентскую или партнерскую сеть. А свои силы направят на улов, полученный от работы с крупными рыбами.

«Конвейер» мэтчится с компанией на стадии «расцвета»: у них общий фокус на прибыль и очень важно совпадать с клиентом по ценностям.

Еще «конвейеру» по зубам «аристократы». Их взаимодействие состоится при условии:

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Приведу пример. Я проводила обучение по контент-маркетингу для компании-разработчика платформы по управлению контекстной рекламой. Мы формулировали их фичи и переводили на язык клиентов. Оказалось, что наиболее распространенным запросом от клиента оказался не рост квалифицированных лидов или не снижение CPL. Самый частый запрос от компаний — как равномерно расходовать бюджет.

В крупных компаниях выделенный бюджет нельзя недотратить, нельзя перетратить. В день должно тратиться определенное количество денег, а по итогам месяца план-факт должен быть с минимальным отклонением. Жесткое планирование делает компанию неповоротливой, смещая фокус с удовлетворенности клиентов и получения прибыли на следование регламентам, спущенных свыше.

С такими организациями надо уметь работать:

  • проходить их службу безопасности,
  • участвовать в тендерах,
  • не пытаться причинять добро, предлагая улучшения.

Если вдруг «поток» или «бутик» занесло в качестве подрядчиков в такую компанию, начнется бессмысленный слив энергии на безрезультатные попытки объяснить, как работать с аудиторией, и подстраивание под требования и ритм «аристократа».

От младенца до аристократа: как digital-агентствам привлекать нужных клиентов и «расцветать»

Что общего у успешных компаний

Когда клиент находится на этапе выбора компании, он сравнивает не только цены и условия. Он оценивает потенциальных бизнес-партнеров через фильтр «свой-чужой» — это понятие пришло в маркетинг из социологии, когда подобное притягивается к подобному.

Для бизнеса такие клиенты наиболее ценны, потому что:

  • готовы платить больше,
  • взаимодействуют с брендом дольше,
  • не сбегают при возникновении сложностей,
  • готовы рекомендовать и становятся адвокатами бренда.

Агентства-«бутики» и «конвейеры» знают об этом. Отчасти поэтому у них разработана стратегия, есть четкое позиционирование и Большая идея, которую они транслируют с помощью контента. На сигнал компании о смыслах и ценностях притягиваются «свои» клиенты из «юности» и «расцвета». Это органические клиенты. Они понимают и разделяют идеологию, сами пришли на зов бренда и встали под его знамена. Такие клиенты имеют гораздо более высокие чеки, лояльность и LTV.

Система распознавания на «своих» и «чужих» встроена в каждого человека. Бизнесу, чтобы на начальном этапе взаимодействия фильтровать клиентов, привлекая и наращивая долю «своих», нужно демонстрировать не свойства продукта, а громко заявлять о своей идеологии.

Формулировка экспертности является неотъемлемой частью контент-стратегии и позволяет осознать эксперту или бренду свои ценности, сформулировать большую идею и выявить врагов. А постоянная их трансляция запустит маховик механизма, разделяющего на свой-чужой, мы-они.

Хотите выделяться среди других компаний? Скачивайте и заполняйте мою тетрадь по формулировке экспертности.

Заключение

Хотите работать с платежеспособной аудиторией – дорастите до нее. Проверьте, соответствует ли ваша компания ценностям желанных клиентов. Честно смотрите на свой бизнес глазами аудитории.

Если вы нашли у себя признаки «бутика» или «конвейера» – поздравляю. И приглашаю стать спикерами на конференции. Наверняка, у вас есть чем поделиться с аудиторией. Создать кейсы и подготовить к выступлению поможем в Студии экспертного контента.

Если вы на стадии «давай-давай», «юности», «потока» — приглашаю на построение отдела контент-маркетинга. Распакуем вашу экспертность и смыслы, щедро нальем удобрения – пора расцветать. И начинать работать с теми клиентами, которые нужны.

Хотите стать «бутиком» — найдите Большую идею и способы ее донесения (систему распространения экспертного контента). С этим тоже можем помочь, создав коммуникационную стратегию или построив отдел контент-маркетинга.

На какой стадии находится ваше агентство?
Ремесленник
Поток
Бутик
Конвейер

Расскажите в комментариях, произошел ли у вас мэтч с клиентами?

99
8 комментариев

Светлана, большое спасибо за статью.

У меня была попытка создания своего SMM-агентства с уклоном в копирайтинг. И вот из статьи я поняла, что не вышла из стадии ремесленника, поэтому "ничего не получилось". Но это повод поработать над ошибками и, может быть, попробовать снова.

Ответить

Мария, да, на стадии ремесленничества и погибают многие агентства на старте, особенно если основатель старается делать клиенту идеально, делегирование даётся с трудом (сама этим грешу). Требуется определенная зрелость, чтобы перерасти эти проблемы. Может как раз сейчас вы дозрели) Удачи!

1
Ответить

Я и в одиночку отталкиваюсь от времени которое придется потратить. Клиенты все с кем работал мне нравятся. Но и подход - есть портфолио, если нравиться в таком виде как там, то работаем.

Ответить

Игорь, а вы сами на клиента на какой стадии развития по Адизесу?

Ответить