Бухгалтер! Ты в ответе за всё!

В работе с любым бухгалтером — штатным, диким фрилансером, ИП, аутсорсинговой компанией — всегда возникает вопрос разделения ответственности и обеспечения исполнения обязательств. В статье разберёмся, за всё ли отвечает бухгалтер. И в какой мере.

Бухгалтер! Ты в ответе за всё!

Всем привет, на связи Евгений Ма — специалист по агрегации корпоративных знаний в Профдело: компании, которая настраивает управленческий учет и строит эффективные финансовые стратегии, а ещё помогает малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы.

Бухучёт и его организация

Знаете, почему день бухгалтера в России отмечается 22 ноября? Потому что в этот день подписали Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». В нём написано, что бухгалтерский учёт должны вести все, кроме ИП и филиалов иностранных компаний (с оговорками). То есть, все юрлица, зарегистрированные в России.

По этому же закону руководитель предприятия обязан организовать бухгалтерский учёт одним из следующих способов:

  • возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо;
  • заключить договор бухгалтерского обслуживания;
  • принять обязанности по ведению бухучёта на себя (не для всех предприятий это возможно).

Поясни за штраф

Представим себе ситуацию. На фоне всеобщего здоровья директору компании прилетает штраф от налоговой. Сумма небольшая, но всё равно неприятно. Начинаются разборки: кто виноват и кто будет платить.

Предположим, штраф упал за несвоевременно уплаченный налог на прибыль. Давайте разбираться, кто виноват.

Если бухгалтер вовремя рассчитал и сформировал в интернет-банке платёжку, а руководитель предприятия не отправил её в срок — это полностью его вина, бухгалтер тут не мог больше ничего сделать. Причины не отправлять платёжку могли быть разные, от кассового разрыва до банального загула. В любом случае виноват руководитель.

Бухгалтер! Ты в ответе за всё!

А вот если платёжка в интернет-банке появилась после срока уплаты, то это полностью вина бухгалтера. Ок, выяснили. Теперь вопрос: с кого легче получить компенсацию: со штатного сотрудника, дикого фрилансера или с бухгалтерского аутсорсинга? Оставим его пока что без ответа и перейдём к ещё одной ситуации.

Две зарплаты в месяц — кому от этого хорошо

Представим себе ситуацию. Бухгалтер начислил и выдал сотруднику лишние деньги. Как такое может быть? Например, неправильно подсчитал сверхурочные, сложил 2+3 и получил 8. За 8 дней и оплатил.

Ок, это счётная ошибка, её можно исправить в течение месяца. Но только если облагодетельствованный по ошибке сотрудник не против и подписал письменное согласие на возврат суммы. А если сотрудник — не будем вдаваться в его мотивы и взывать к совести — вернуть деньги не согласен, то по закону ничего ему не сделать.

С техническими ошибками, когда бухгалтер просто вводит не ту сумму или программа отрабатывает со сбоем, вообще глухо, как в танке. ТК РФ разрешает удерживать излишне начисленную зарплату только в трёх случаях:

  • если произошла счётная ошибка;
  • если трудовая инспекция установила, что сотрудник, находясь на рабочем месте, фактически не работал;
  • если ЗП выплатили из-за неправомерных действий самого сотрудника и этот факт подтверждён судом.

Аллес! ГК РФ в п.3 ст. 1109 чётко говорит: всё, что не счётная ошибка и в чём сотрудник не виноват, не может быть с него удержано. Точка.

В этих ваших интернетах пишут о бухгалтере, который при выплате зарплаты случайно отправил сотруднику 1.7 млн вместо 22 тысяч. Просто не до конца стёр цифры в платёжке, полученной копированием предыдущей. Почему бухгалтер формировал платёжки на каждого сотрудника вручную — это большой вопрос к автоматизации. Но факт остался фактом. Сотрудник отказался вернуть деньги и суд не нашёл достаточных оснований, чтобы взыскать с него сумму принудительно.

Опять возникает вопрос: кто виноват? Ответ очевиден: в перечисленных случаях виноват бухгалтер, без вариантов.

Наконец, пришла пора ответить, как спросить с бухгалтера за ошибки.

С разных бухгалтеров — разный спрос

Как ни странно, сложнее всего спросить с обычного бухгалтера в штате. Максимум, что ему грозит — удержание одного среднемесмячного заработка для покрытия убытка и дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. А вот если «повесить» ущерб на главбуха, в трудовом договоре с которым прописана полная материальная ответственность — шансы вернуть утраченные деньги повышаются. Главное, чтобы всё было правильно оформлено и подписано главбухом ДО того, как начнутся разборки.

Бухгалтер! Ты в ответе за всё!

Если же брать аутсорсеров, то можно бесконечно прописывать штрафные санкции в отношении, например, дикого фрилансера. Взыскать с него хоть что-то можно будет только судом, который только пропишет решение, но не вернёт деньги, а с этим могут возникнуть проблемы. Например, самозанятый может официально заморозить свою деятельность и получать доходы на подставное лицо.

Бухгалтер! Ты в ответе за всё!

Получить возмещение по договору с юридическим лицом проще.

Во-первых, нормальный аутсорсинг страхует свою ответственность перед клиентами и может погасить весь ущерб или его часть за счёт полиса.

Во-вторых, взыскать средства по решению суда с юридического лица всегда проще. Если оно работает, то на его арестованные счета будут приходить деньги, которые приставы будут изымать в пользу истца. И, главное. Хороший аутсорсинг в своём типовом договоре пропишет свою ответственность. Если отдельного раздела об этом в договоре нет или ответственность ограничена незначительными суммами — это повод задуматься о компетенциях и намерениях бухгалтерской компании.

Таким образом, легче всего спросить с аутсорсинговой компании.

А что по штрафам? Нормальный аутсорсинг закроет штрафы, которые выписаны по его вине. Как, например, с просроченным налоговым платежом.

За что ещё отвечает нормальный бухгалтерский аутсорсинг

Кроме ведения бухгалтерии, расчёта зарплаты и отчётности по всему этому, нормальный аутсорсинг берёт на себя администрирование единого налогового счёта (ЕНС) и общение с налоговой, в том числе ответы на требования. В разборках по ЕНС сам чёрт ногу сломит, не каждый главбух может с ходу разобраться в тонкостях. Раскроем только самую толстую: если на ЕНС отрицательный остаток, то предприятие — в глубокой заднице, оно должно государству. А за неуплату вовремя и каждый день просрочки капают штрафы и пени.

Бухгалтер! Ты в ответе за всё!

Нормальный бухгалтерский аутсорсинг может взять на себя то, что обычно вешают на бухгалтера в небольших компаниях: кадровое делопроизводство и воинский учёт.

Нормальный бухгалтерский аутсорсинг ни за что не согласится на мутные способы «оптимизации» налогов. Зато проанализирует и предложит уменьшить текущие, если найдёт для этого законные пути.

Бухгалтерский аутсорсинг подходит не всем. У больших «заводов, газет, пароходов» со специфическими сложными процессами должна быть своя бухгалтерия. Аутсорсинг рекомендован для средних и малых предприятий в ИТ и Digital, стартапов, предприятий с неспецифичным учётом, особенно со штатом удалёнщиков. И да, как правило, аутсорсинг дешевле собственной бухгалтерии. Если только бухгалтером не работает бесплатно жена владельца, конечно.

Не согласны? Велкам в комментарии. Давайте обсудим, можно ли доверить учёт и отчётность «посторонней тёте» или тётя обязательно должна быть в штате.

Больше интересной информации — на канале Про безопасный бизнес. Присоединяйтесь!

2626
77
11
11
11
76 комментариев

У вас бухгалтер прям как пионер, который за всё в ответе )))

Интересное, спасибо.

26
Ответить

а мы в ответе за всех, кого приручили )))

спасибо!

6
Ответить

Кажется, день бухгалтера близко ко дню матери, совпадение? Не думаю

2
Ответить

Мать - это видимо я 🤣
Мать драконов 🐉

3
Ответить

С этой стороны на дату не смотрел ))) Ибо я не мать )

Озадачился, ушёл думать.

1
Ответить

«нормальный аутсорсинг страхует свою ответственность перед клиентами и может погасить весь ущерб» — это ответ на любые сомнения)

2
Ответить

да, спасибо. это ключевой момент. штатный главбух свою ответственность не страхует и даже судом вытрясти с него те же 1,7 млн ой как сложно!

2
Ответить