Как выстроить диалог бизнеса и IT. Михаил Кудашев, директор по IT в SOKOLOV, о цифровой трансформации в компании

Как выстроить диалог бизнеса и IT. Михаил Кудашев, директор по IT в SOKOLOV, о цифровой трансформации в компании

В период цифровой трансформации бизнес- и IT-подразделения по-разному видят процесс изменений, и между ними может возникнуть конфликт. Чтобы IT-решения помогали компании, его необходимо закрыть.

Привет, я Иван Григорьев, управляющий партнер LARD, руковожу разработкой сложных IT-продуктов и консультирую по созданию стратегии цифровой трансформации. Сейчас я провожу серию интервью с топ-менеджерами крупного бизнеса. Руководители делятся наблюдениями, кейсами и рекомендациями, которые помогут оптимизировать процесс цифровой трансформации в разных нишах.

Обсудили с CIO ювелирного бренда SOKOLOV Михаилом Кудашевым, как решить разногласия между IT- и бизнес-подразделениями, почему не все операции в компании нужно переводить «в цифру» и как применять IT-технологии, чтобы повысить операционную эффективность бизнеса.

Ми­ха­ил Ку­да­шев
Директор по информационным технологиям в SOKOLOV

Цифровые решения, которые мы внедрили

Когда мы говорим о цифровой трансформации, то подразумеваем два этапа. Сначала выстраиваем бизнес-процессы вручную, а потом анализируем уже упорядоченные процессы, чтобы понять, действительно ли их нужно автоматизировать. Если это оправдано, ищем цифровые решения. Сейчас в рамках цифровой трансформации мы успешно развиваем два направления.

Мобильное приложение продавца. Процесс продажи — это всегда отношения покупателя и продавца. Нам важно дать консультантам инструменты, которые позволят работать проще, быстрее и эффективнее, помогут максимально показать преимущества товара. В результате общение между продавцом и клиентом превратится в настоящий мэджик.

У нас есть сезонная активность покупателей. Раньше перед 14 Февраля, 8 Марта и Новым годом офлайн-магазины были перегружены — у касс собирались большие очереди. Чтобы помочь консультантам успешно работать даже при большом потоке покупателей, мы создали мобильное приложение для продавцов.

В сервисе сотрудники могут провести платежи, адресные операции, работать с интернет-заказами, подбирать аналоги товаров на складе или в других филиалах. Кроме того, в приложении продавец видит, сколько денег он заработал, какое место занимает во внутренних рейтингах и сколько продаж нужно еще совершить для выполнения плана.

Сбор и визуализация данных с помощью BI-систем. Каждый день у нас формируются отчеты по всем каналам продаж, включая розницу и франшизу. По всем 600 магазинам приходят около 20 отчетов.

В BI-системах мы структурируем общий объем информации и создаем индивидуальные витрины данных для разных специалистов: аналитики получают одни метрики, директора филиалов — другие. Если потребуется, сотрудники могут запросить общий отчет по торговому дню с показателями по конверсии, марже, актуальным акциям.

Также мы создаем BI-визуализацию в формате наглядных графиков и презентаций. Это помогает не только мониторить текущую ситуацию, но и отслеживать тренды.

Еще мы делаем точечную нарезку данных в формате Excel-таблиц, которые отправляем сотрудникам на почту. Формат информирует руководителей и помогает принимать управленческие решения.

В мире сейчас большой тренд на применение нейросетей в бизнесе. Рядовой пользователь должен научиться пользоваться этими инструментами каждый день, чтобы быстрее решать рутинные задачи. Мы тоже стремимся к этому и рекомендуем учить сотрудников ими пользоваться, хотя бы минимально.

Как предупреждаем конфронтацию бизнеса и IT

Обычно бизнес-подразделения сосредоточены на достижении определенных показателей, например увеличении продаж или улучшении клиентского опыта, а IT-отделы занимаются технической реализацией решений.

IT-специалисты не вовлечены в проблемы бизнеса, а бизнес не берет в расчет техническую сторону разработки. В рабочих ситуациях это приводит к конфронтации.

Например, бизнес хочет автоматизировать процессы, которые плохо работают и без технологий, на уровне сотрудников. Кажется, что новая система поможет упорядочить их. IT-специалист внедряет систему, она технически работает корректно, но не помогает. Возникает конфликт: со стороны IT работа выполнена, но задача бизнеса не решена.

Чтобы избежать этого, можно:

  • сначала выстроить бизнес-процессы «вживую», то есть без технологий, и подождать, пока сотрудники адаптируются к новым условиям;
  • спроектировать IT-решение так, чтобы пользователь не смог отклониться от заложенного сценария.

Второй путь — болезненный, но он помогает быстро и эффективно предоставить бизнесу работающий инструмент.

Мы в SOKOLOV стремимся поддерживать партнерские отношения между бизнес-подразделениями и IT. Для этого анализируем, сможет ли цифровизация закрыть потребности бизнеса: некоторые рутинные операции эффективнее выполнять вручную, а другие требуют обязательной автоматизации. SOKOLOV — распределенная компания с почти 600 магазинами, поэтому процесс принятия и увольнения сотрудников бесконечен. Чтобы упростить его, используем электронный документооборот. ЭДО действительно оптимизирует работу кадров.

«Я вижу интересный тренд, когда руководителями бизнес-подразделений становятся бывшие айтишники. В перспективе такие топ-менеджеры смогут одновременно рассматривать рабочий процесс и со стороны IT, и со стороны бизнеса. Это поможет компаниям проходить цифровую трансформацию более эффективно: выровнять KPI сотрудников и минимизировать конфликты из-за непонятных задач».

Как минимизировать риски в условиях цифровой трансформации

Чтобы в период цифровой трансформации снизить риски, мы работаем в трех направлениях.

Анализируем прошлые ошибки. Например, у нас был случай, когда отключили электричество в одном из дата-центров. Обвалились сайт и мобильное приложение: в этот день мы торговали только «с полок». На тот момент в марже мы потеряли миллионы. Чтобы подобные инциденты не повторялись, мы научились в течение 20 минут подниматься с третьей ногой. Данные при этом не сохраняются, но их можно восстановить позже.

Устанавливаем инвестиционный бюджет на разработку продукта. Мы определяем контрольную сумму, которую готовы потерять, если сервис не оправдает себя. Эта сумма станет границей, достигнув которую мы решим, стоит ли завершить проект или нужно вкладываться в него дальше.

Строго относимся к подбору подрядчиков. Мы редко пользуемся аутсорсом — привлекаем такие команды, только если дело касается проверки гипотез. При этом у нас есть критерий, по которому мы определяем, сработаемся ли с подрядчиком или нет. Мы просим ребят в течение 15 минут скинуть API-описание сервиса. Если не отправляют, плохой сигнал. История с отсутствием API, скорее всего, приведет к затяжным переговорам или другим проблемам. А если API вменяемо открытый и хорошо описан, значит, продукт классный, можно работать.

5 советов от Ми­ха­ила Ку­да­шева, которые будут актуальны для бизнеса в период цифровой трансформации

  • Чтобы автоматизация в компании прошла эффективно, сначала нужно выстроить бизнес-процессы вручную.
  • Линейный персонал сможет улучшить показатели продаж, если предложить ему удобные инструменты для работы. Например, приложение для продавцов-консультантов поможет качественно и быстро обслуживать покупателей.
  • Чтобы наладить партнерские отношения между бизнес- и IT-подразделениями, ориентируйтесь на потребности бизнеса. Стоит проанализировать, сможет ли цифровизация их закрыть или нужно поискать другое решение.
  • BI-системы помогут создавать наглядные отчеты, чтобы сотрудники могли отслеживать бизнес-показатели.
  • Разрабатывая новый сервис, определите контрольную сумму, которую готовы потерять в случае неудачи проекта. Ориентируйтесь на нее, принимая решение о продолжении или завершении работы.

Мы в LARD помогаем выстраивать процессы цифровой трансформации для бизнесов из разных ниш. Узнать больше о тенденциях рынка, наших проектах и кейсах можно в моем телеграм-канале.

3232
44
11
11
23 комментария

Похоже, что у айтишников ещё работы на 100 лет вперёд. Спасибо вам))

1

Так и есть! ) Работы хватит всем. На рынке труда в целом не хватает ресурсов, чтобы выполнить все потребности рынка. Но именно это делает сферу IT такой интересной и перспективной.

В статье есть мысль, что нужно анализировать процессы, а потом уже нужно решать, нужно ли это переносить в цифру. А разве не нужно всё в цифру переносить? Это же сильно сэкономит любые траты

А зачем переносить в цифру неструктурированные процессы?

1

В одном из предыдущих публикациях я уже писал про это. Очень важно оценивать возврат вложенных инвестиций, чтобы не создавать дополнительные расходы.

Иногда проще оптимизировать процесс без автоматизации. Нужно тщательно выбирать, что действительно принесет выгоду в цифровом формате.

спроектировать IT-решение так, чтобы пользователь не смог отклониться от заложенного сценария.

А потом пользователь все таки найдет и нажмет не на ту кнопку и не поймет этого. Тут еще юикс нужен очень четкий

Даже самый продуманный сценарий требует понятного UX. Пользовательский опыт должен быть на первом месте, иначе ошибки неизбежны.

1