Продвижение на форумах: три круга ада ради непредсказуемой эффективности

Присутствие бренда на форумах – это коварный и ресурсозатратный формат продвижения, который может обернуться колоссальными репутационными рисками. Что ждет компанию на форумах и что с этим делать – рассмотрим на конкретных примерах от веб-студии IGNI.

Веб-студия полного цикла IGNI
Веб-студия полного цикла IGNI

Создание коммерческих тем на форумах

Основная задача продвижения компании на форумах – это генерация целевого трафика, формирование лояльного комьюнити и набор ссылочной массы. И если для привлечения новых пользователей достаточно просто закупить медийную рекламу на целевых площадках, то для других задач придется создавать аффилированную с брендом ветку.

И тут перед начинается первый круг ада.

Даже не пытайтесь создавать новые темы, предварительно не ознакомившись с правилами форума. Если ветка имеет связь с каким-либо брендом или если вы предлагаете услуги – будьте добры заплатить за создание коммерческой темы. В противном случае вы выхватите бан (удаление ветки и иногда даже запрет на регистрацию с вашим именем).

К счастью, так не везде. Мелкие платформы не наглеют и дают размещать ветки без дополнительных взносов. Но на крупнейших форумах во главе угла стоит заработок – так что будьте готовы платить буквально за все возможные действия.

Вот пример: популярный форум об интернет-маркетинге Searchengines с трафиком в 760К в месяц. Все коммерческие темы по покупке сайтов, копирайтингу, размещению вечных ссылок и даже обмену крипты находятся в категории "Биржа и продажа". И за создание ветки на 6 месяцев с вас возьмут $250. Хотите закрепить ветку в топе категории? Будьте добры еще $250 в месяц. Нужно отредактировать опубликованный пост более чем через 24 часа после публикации? Упс, еще $75.

Вот еще один пример потрясающего пользовательского опыта: инвестиционный форум MMGP.

Ограничения для новых пользователей. Раздел "Правила форума" <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmmgp.ru%2Fshowthread.php%3Ft%3D88595&postId=143823" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Форум MMGP</a>
Ограничения для новых пользователей. Раздел "Правила форума" Форум MMGP

С одной стороны, я понимаю причины ввода ограничений для новых пользователей: накрутка лайков, неограниченные просторы для shil-маркетинга и создание тем сетевиками ни одному форуму на пользу не пошли. Но здесь все решается просто: купи премиум за $65.

Кстати, если вы решите пойти путем самурая и написать 5 полезных сообщений на форуме, вам предложат ответить в этих темах:

И этим сбор личной информации о пользователях не ограничивается. Для создания коммерческой темы вы должны пройти верификацию: предоставить скан паспорта и провести колл с саппортом по видео связи. Зачем это нужно и что с данными пользователей происходит дальше – для меня большая загадка.

Закрепление темы на форуме

Предположим, вы все же смогли отобрать форумы, где за создание тем не нужно платить и размахивать паспортом. Если ваша задача – просто набрать ссылочную массу, публикуйте новости в своей ветке и живите спокойно.

Но если нужен трафик – тему придется закреплять. Дело в том, что на популярных форумах, где живая аудитория, новые ветки тонут в обилии сообщений и остаются без внимания. Так что если вы задались целью сформировать комьюнити в рамках одной платформы – платите за закреп. Вот пример расценок форумов за данную опцию (в месяц):

В общем, чем крупнее форум, тем выше ценник – все как везде. И если вы все же решите закреплять ветку – готовьте лютого комьюнити-менеджера. Ведь вас ждет второй круг ада.

Токсичное комьюнити и репутационные риски

Как только ваша тема попала в поле зрения сообщества форума – будьте готовы к холивару похлеще комментариев Вконтакте.

Люди, которые пишут что-то на форумах в наше время – это, как правило, либо фанатики, либо тролли. И непонятно, что хуже: когда дотошный форумчанин лезет проверять всю вашу документацию – или когда ленивый юзер просто пишет, что вы козел. Но отрабатывать приходится абсолютно весь негатив.

Для формирования позитивного образа бренда на форумах многие компании прибегают к серым инструментам shil-маркетинга. Если кратко, шил сводится к тому, чтобы имитировать активность комьюнити с купленных или новых аккаунтов. В среднем по рынку одно такое сообщение стоит $2 – $5.

Здесь есть важный нюанс: во-первых, настоящее комьюнити форума быстро выявляет некачественный shil. Причем речь не только об очевидном "Отличный продукт, вчера пользовался, всем рекомендую", но и о более изощрённых сценариях, где несколько человек разыгрывают диалог о том, какой продукт классный. И из-за таких ошибок холивар может разгореться еще сильнее – и вас обвинят в манипуляции, обмане и мошенничестве. А такое пятно на репутации, поверьте, никому не нужно.

Мой совет: если в вашей команде нет сильного комьюнити-менеджера, который имел практический опыт превращения злых пользователей в лояльную аудиторию – не закрепляйте темы на форумах. Лучше возьмите баннерную рекламу.

Интерфейс из 2000-х и тугой саппорт

Вот мы и добрались до третьего круга этого форумного ада. Если другие проблемы еще можно решить с помощью денег или божественного комьюнити-менеджмента, то с медлительной тех.поддержкой, наплевательским отношением к клиенту и багами ничего не поделать.

Каждый первый форум выглядит плохо: с ним неудобно работать, он архаичен в наборе доступных инструментов, маркдаун постоянно ломается и ссылки могут в один момент стать некликабельными. В большинстве случаев обращения в тех.поддержку не дают никакого результата. А с этими ребятами приходится взаимодействовать очень, очень часто.

Результат ведения коммерческой ветки на форумах

На первый взгляд обычно кажется, что форумы – это условно бесплатный инструмент для привлечения трафика. Но на деле это оказывается ресурсозатратный квест с непредсказуемой результативностью.

  • Создание темы: $0 – $350;
  • Закрепление темы: $20 – $250 в месяц;
  • Копирайтинг для форумов: $100 – $1000 в месяц;
  • Опытный комьюнити-менеджер: $1200 – $2500 в месяц на все форумы;
  • Shil-маркетинг (опционально): $60 – $300 в месяц.

Итог: $1320 – $4400 в месяц.

*Это ориентировочные цифры, усредненные по рынку. У вас всегда есть шанс найти полностью бесплатный форум с адекватной аудиторией. Но такая вероятность невелика.

Поэтому десять раз подумайте и адекватно оцените задачи, которые вы ставите перед присутствием бренда на форумах. Если вам нужна просто ссылочная масса – это нормальный инструмент, который мало отличается от размещения рекламных статей или упоминаний в СМИ. Но если вам нужны юзеры, возможно, попытки завоевать сердца токсичного комьюнити – это не лучшее решение.

Если у вас есть альтернативы – не кормите форумы (или делайте жесткий отбор на адекватность). Не поощряйте сервисы низкого качества – и совсем скоро, я надеюсь, мы увидим, как изменятся правила игры в этой индустрии.

Всем успехов в продвижении!

Буду рада видеть вас в нашем Telegram-канале о маркетинге IGNI | Тру Диджитал.

44
4 комментария

Есть огромный позитивный опыт размещения рекламы на Серчах в разделе. До сих пор оттуда идут клиенты. Не совсем понимаем, почему вас так смущает процедура регистрации и подключения на этом форуме, но, например, не ужасает, что для рекламы в Facebook нужно также завести там аккаунт, который ещё могут заблочить автоматом без объяснения причин.

Просто надо понимать, что там предлагать. Услуги СЕО и маркетинга — вряд ли. Там не нубы. А вот полезные инструменты для специалистов или предложение им что-то продать вам, либо же найти фрилансеров — самое то.

FB – это тоже крайне недружелюбный сервис. Здесь я делала в первую очередь фокус именно на том, что ожидания от форумов (как от условно бесплатного источника трафика) часто не совпадают с реальностью. 

О серчах я много чего слышала лестного, и у нас сейчас тоже там у клиента идет реклама с неплохой результативностью. Но если оценивать именно ресурсозатраты, которые требуются для размещения и поддержания ветки на большинстве форумов, то они превышают расходы на стандартные инструменты продвижения. И там все не так просто, как многим кажется на первый взгляд.

Спасибо за комментарий!

Ваш продукт и услуги все равно попадут на какие-то форумы, и там уже их будут обсуждать без вашего вмешательства.  А для некоторых стартапов вступить  в непосредственный живой диалог с потенциальными потребителями на форумах это единственно возможный способ рассказать о себе.