Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Если задача не выполнена или выполнена не так, как нужно, в этом принято винить исполнителя. На самом деле довольно часто в провале виноват сам постановщик.

Правильно описать, распланировать и донести до сотрудника суть поручения умеет не каждый руководитель, а ведь это умение — уже половина успеха. Если вы хотите, чтобы ваши люди работали эффективно и не умерли от переутомления, придется учиться.

Программы для совместной работы вроде Мегаплана значительно облегчают постановку задач, но, к сожалению, ими пользуются не везде. Сегодняшняя статья поможет вам научиться вдохновлять сотрудников на незаурядную работу. При этом не важно, используете вы программный инструмент для постановки задач или нет. Мы не призываем вас кардинально менять корпоративную культуру или срочно внедрять CRM. Мы лишь советуем пересмотреть слова и действия, которые вы используете при постановке задач. Рассказываем о частых ошибках и способах их исправления.

Наверняка вы знаете про американскую технологию SMART для определения целей. Мы тоже. Конкретность, измеримость, достижимость, уместность и ограниченность по времени — эти показатели, безусловно, важны. Но подход SMART формальный, а мы за то, чтобы при постановке задач учитывались особенности психологии работников и, конечно, национальный менталитет.

Ошибка 1. Приказ вместо задачи

Люди не любят выполнять приказы, зато им нравится решать интересные задачки. Правильно поставить задачу — значит, описать текущую ситуацию и дать исполнителю возможность самому определить, как на нее повлиять, чтобы улучшить или исправить. Свобода выбора, хотя и в рамках необходимого, накладывает на исполнителя ответственность за свой выбор и результат целиком, ориентирует его на рост и развитие. Приказы подразумевают только один путь выполнения и, как правило, в перспективе он тупиковый. И главное, если что-то не получается, виноватым всегда оказывается дурной начальник, отдающий глупые приказы.

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Решая задачи самостоятельно, а не бестолково выполняя приказы, сотрудник становится хозяином своих решений, своей карьеры и жизни. Он понимает, что он не просто исполнитель, он творец. Если он выполняет такую задачу и получает требуемый результат, то испытывает гордость и ощущает себя героем.

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Ошибка 2. Много лишних участников

Когда к решению задачи подключается много людей, работа всегда затягивается. Каждый высказывает свое мнение, и прийти к общему знаменателю практически невозможно. Обсуждение выходит из-под контроля и превращается в борьбу мнений. Ответственность размывается, а исполнителю приходится доказывать свою точку зрению даже тем, кто не имеет прямого отношения к задаче.

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Не стоит привлекать к работе коллег только для того, чтобы заручиться их поддержкой или услышать всю палитру мнений. Также не нужно звать на помощь руководителя, если хочется «надавить авторитетом». Обычно такой маневр воспринимается всеми в штыки. Чтобы не погрязнуть в дискуссиях, приглашайте в помощники только тех, без чьего участия действительно не не решить задачу.

Есть такой интересный психологический прием — в конце задачи добавлять вопросы. Тогда она превращается в диалог и исполнитель охотнее за нее берется. Например: «К нам обратился журнал "Персона" за комментарием. Нас просят письменно ответить на вопросы, которые прислала редакция, сегодня до 18.00. Как думаешь, это нам интересно?»

Ошибка 3. Слишком длинное или очень короткое описание

Описать задачу так, чтобы всем всё было понятно, — большое искусство. Если объяснять задачу во всех подробностях, исполнитель может потерять нить и упустить важные детали. Если вы ставите задачу письменно в таск-менеджере, напишите самое основное и попробуйте посмотреть на свое описание со стороны. Все ли вам ясно? Если да, значит, и у других проблем с пониманием не будет. Когда исполнителю задача понятна с первого взгляда, он может сразу сесть за работу.

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Так что будьте кратки, давая только самую необходимую для решения информацию. Но не впадайте в другую крайность: не описывайте задачу слишком сухо. Если исполнитель сразу не разберется, начнет задавать вопросы или, что хуже, постесняется спросить и домыслит за постановщика.

Ошибка 4. Отсутствие дедлайна

Задача без указания крайнего срока обречена на провал. Когда непонятен приоритет и неясна срочность задачи, исполнитель будет откладывать ее в долгий ящик. Всегда будут находиться дела поважнее. Но дедлайн мало поставить, нужно еще правильно его рассчитать и преподнести в интересах исполнителя. Если просто взять дедлайн с потолка, у исполнителя не будет мотивации уложиться в срок. А вот если исполнитель поймет, от чего зависят сроки и что случится, если их сдвинуть, он постарается не подвести. Например, можно объяснить: «Если макет страницы сайта до следующего вторника не передать в отдел веб-разработки, вашей компании придется выплатить штраф, а отдел дизайна лишится премии».

Когда задача сложная и с долгим сроком исполнения, эффективно использовать вехи, или контрольные точки. Постановщик и исполнитель сверяют часы, корректируют промежуточными результаты и понимают, в правильном ли русле идёт работа. Мудрые руководители всегда ставят дедлайн с запасом: тогда если итоговый результат не устроит, будет время исправить ошибки.

Ошибка 5. Бессмысленная переписка

Много времени в задачах уходит на препирательства. У каждого участника свой взгляд на ситуацию, которым он непременно делится с остальными. В ответ получает поддержку или, наоборот, критику. В итоге вместо того, чтобы заниматься решением задачи, ее участники спорят друг с другом и часто уводят обсуждение в сторону. На ровном месте возникают конфликты, ведь в переписке не различимы интонации и неровен час сделать неправильные выводы.

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Оптимальное решение в ситуации, которая выходит из-под контроля, — созвониться с ключевыми участниками и обсудить все вопросы устно. Только сначала обязательно договоритесь о времени звонка, чтобы всем было удобно. После обсуждения не забудьте поставить новые задачи, отредактировать суть исходной задачи, если изменилась концепция, или запланировать дела.

Проблема 6. Немотивированный выбор ответственного

У исполнителя может возникнуть вопрос, почему задачу поручили именно ему. Особенно если у него есть коллеги с похожими обязанностями или того же уровня. Вопрос справедливый и достоин внятного ответа. Здорово, если ответ прозвучит так, чтобы сотрудник почувствовал за себя гордость. Например, вы можете сказать, что только ему доверяете столь ответственное задание и объяснить почему («потому что в прошлом месяце ты повысил конверсию сайта на 20%», «так как ты лучший менеджер по итогам месяца»). Поверьте, после такого объяснения у сотрудника не останется сомнений, что эта задача предназначена ему судьбой.

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решать

Универсальный алгоритм постановки задачи

Подведем итоги, описав общую схему формулирования и постановки задач. Она представляет собой пошаговый алгоритм, который поможет повысить количество и качество выполненных задач в вашей компании.

Убедитесь в необходимости задачи. На самом деле без многих задач можно обойтись. Ставьте задачу только в том случае, если она действительно нужна и принесет пользу. Обсудите этот вопрос с потенциальным исполнителем.

Предупредите, прежде чем ставить. Особенно если задача срочная. Поинтересуйтесь у исполнителя, какая у него в данный момент нагрузка и объясните, чем вызвана срочность.

Убедитесь, что вас правильно поняли. Попросите исполнителя повторить, что от него требуется, почему и к какому сроку. Многие слышат то, что хотят слышать, и это приводит к ошибкам.

Опишите суть и поставьте дедлайн. После того, как вы обсудили задачу, зафиксируйте тезисы разговора письменно. Обязательно напишите, когда и какого результата ждете.

Назначьте ответственного. Если дело требует участия нескольких специалистов, лучше поставить каждому подзадачу. К примеру, вы готовите посадочную страницу. Собираете команду из дизайнера, копирайтера и программиста. В общей задаче обсуждаете принципиальные вещи, в подзадачах каждый отвечает за свой фронт работ.

Примите результат. Если хотите контролировать процесс работы, лучше назначьте промежуточные этапы. Это дисциплинирует, но при этом не отвлекает исполнителя от работы и не заставляет его нервничать.

Удобство такой схемы заключается в том, что она подходит абсолютно для любых задач. При этом исполнитель не будет чувствовать себя рабочей лошадкой, на которую взвалили непосильный груз. Таким образом, вы даете сотрудникам возможность проявлять инициативу и вместе с вами искать оптимальные решения задач. А компанию, в которой работают думающие и инициативные люди, всегда ждет успех.

Послесловие директора Мегаплана Сергея Козлова

Сам столкнулся с проблемой постановки задач в 27 лет. Получилось так, что к этому моменту успел побывать в роли директора предприятия. А по возвращении в Москву снова стал не самым главным в другой компании. Формально я был руководителем проекта, на самом же деле подчиненных не было. Руководил сам собой и сотрудничал с профильными отделами. Вот тут-то и обнаружилось, что ставить задачи я умею только в форме привычного мне приказа. При этом я этой своей манеры не замечал. Естественно, натолкнулся на жесткое сопротивление. В итоге пришлось учиться ставить задачи так, чтобы они выглядели и воспринимались как помощь со стороны дружественного отдела, а не приказ. Болезненный был этап, но урок на всю жизнь. Никто не хочет чувствовать себя рабом!

3333
12 комментариев

У Мегаплана как всегда контент-маркетинг на высоте. Одна из немногих email-рассылок, которую можно читать. Годное чтение про работу.
Теперь нашли новый канал. Публикуют статью на vc и сразу в рассылку. Грамотно.
Не реклама, а из души в душу.

2
Ответить

Ну, да)) мы тут подумали, что же добру пропадать))

1
Ответить

Вопрос в другом. Такие прописные истинны тиражируются из года в год разными авторами/компаниями. Но воз и ныне там.
Почему? Только потому, что брать на себя ответственность не привыкли. Это касается как рядовых сотрудников, так и топов.

Ответить

Нерешаемых задач не бывает! Есть задачи, которые не хочется решатьP = NP докажите, умники блять

Ответить

N=1. Доказал?

Ответить

Конечно, первое время сложно перестроиться и так формулировать задачи, но результат того стоит. Если некоторое время тратить силы и время, то потом сотрудник прокачается и сначала начнет делать отчеты без напоминаний, а потом придумает, как их автоматизировать.
Правда, тут еще нужно, чтобы сотрудник тоже хотел развиваться.

Еще бывает, что люди расходятся во мнениях о том, какая же цель у задачи.
Вот например: "Сделай рекламный баннер о видеозвонках для сайта". Если сформулировать так, то дизайнер сфокусируется на этом баннере и упустит из виду то, ради чего он делается. Ведь сам баннер — не цель, а только способ донесения информации. Целью будет как раз "Донести информацию до посетителей/клиентов" и дизайнер может предложить иное решение, не баннер.

Я сам стараюсь промежуточного варианта придерживаться и по мере сил распространяю его среди коллег:
"Проблема - Один из способов решения - Если видишь способ лучше, предложи".

"К обеду нужна сметана. Сметану можно купить в магазине."
- если мое решение оптимальное, то его и придерживаемся - тратим полчаса
- если у человека отличные отношения с соседкой и он вместо получаса на магазин потратит 5 минут на дойти до соседки и занять сметану - да прекрасно!
- если человек знает, где можно заказать эту сметану, чтобы ее привезли к обеду и потратит на это 1 минуту - вообще идеально
(при этом я могу даже не подозревать о существовании соседки и самоката)

Причем, этот способ работает в обе стороны, потому что как начальники любят раздавать приказы, так и сотрудники привыкают к тому, что всегда решают за них и приходят с проблемами в стиле: "Все сломалось, а у меня лапки."
В этом случае тоже здорово помогает, если на эту проблему у человека есть хоть какое-то решение:
- значит эта проблема ему реально важна и он хочет ее решить, а не просто излить душу
- путь от самого плохого решения до хорошего быстрее, чем когда решения вообще нет
- со временем предлагаемые решения становятся гораздо лучше, чем я сам могу придумать - и это прекрасно!

Ответить

Приказной тон у меня вызывает только противоречие и упрямство. Интересно, кого-то это мотивирует вообще?

Ответить