Отвечать на звонки Босса, находясь в отпуске?

Беспокойство сотрудников в период отпусков производственными вопросами - массовое явление. Отношение к ним варьируется от «неприемлемо» до «с телефоном даже в туалет». Правовые последствия за «безмолвие в отпуске» отсутствуют, но карьера и премия могут пострадать.

Отвечать на звонки Босса, находясь в отпуске?

Статья 106 ТК РФ позволяет работнику «использовать свободное время по своему усмотрению» и игнорировать все формы коммуникации с работодателем в период отпуска. Правовые последствия работнику не грозят, даже если обязанность отвечать в отпуске на сообщения руководителей закрепляется в локальных трудовых актах. Противоречия локальных норм работодателя «об обязанности круглосуточной связи» однозначно интерпретируются судами в пользу работников.

Однако, игнорирование звонков руководителей в отпуске имеет отложенные карьерные и финансовые последствия для законопослушных работников после возвращения.

Причины звонков и сообщений работодателя к отпускнику можно классифицировать по источнику от:

1. собственника бизнеса и топ-менеджеров;

2. вип-клиентов или внешних вип-контактов (GR);

3. коллег равных по должности;

4. аварийных подразделений.

Не на все источники прерывания отпуска необходимо реагировать одинаково.

Если работник заинтересован в карьерном продвижении, лояльности к нему работодателя или мотивирован материально, то игнорировать в отпуске звонки собственника, топ-менеджеров и вип-клиентов недопустимо. Звонки коллег и сообщения аварийных подразделений достаточно эпизодически просматривать в текстовым виде и реагировать в зависимости от важности.

Обратная связь на звонки в отпуске также классифицируется по уровню должности самого сотрудника:

1. собственник, партнёр, совладелец бизнеса;

2. топ-менеджер с мотивацией от прибыли бизнеса;

3. руководитель структурного подразделения;

4. специалист;

5. младший специалист, стажер

Игнорирование специалистами и младшими сотрудниками звонков начальства не наносит значимого ущерба бизнесу. Лояльность нижнеуровневого персонала работодателям не высока. Дефицит кадров позволяет им быстро найти новую работу и безнаказанно игнорировать в отпуске любые контакты с начальством.

Руководители структурных подразделений (средний менеджмент) имеют в силу промежуточности грейдов высокую карьерную мотивацию. Они по собственной инициативе положительно реагируют на коммуникации с вышестоящим начальством, как признак значимости и востребованности даже в отпуске.

Топ-менеджеры из «Золотого легиона», мотивированные прибылью от компании и имеющие высокие зарплаты, несут фактическую солидарную ответственность за состояние бизнеса вместе с собственником. По корпоративной этике они обязаны и в отпуске незамедлительно реагировать на звонки собственника в режиме 24/7, не оставляя без внимания срочных сообщений подчиненных. Игнорирование собственника в отпуске расценивается как признак личной нелояльности и недостаточной преданности делу с долгосрочными карьерными и финансовыми последствиями.

Собственники и соучредители, несмотря на отсутствие у них непосредственных руководителей, всегда остаются на связи с бизнесом, т.к. это их ребёнок. Для сокращения операционной нагрузки во время отпуска собственники часто используют запасные телефонные номера для сверхважных звонков через личных помощников. Регулярно проверяют текстовый контент в зависимости от состояния связи и типа отдыха.

Отпуск без связи с работодателем является серьезным карьерным испытанием сотруднику. Если в период отпуска компания «не замечает отсутствие бойца» и не нуждается в коммуникации с ним - это может означать, что он лишний! Ведь без него система работает стабильно и можно сократить фонд зарплат.

Чаще всего с интенсивным беспокойством в отпуске со стороны работодателя сталкиваются сотрудники малых и средних компаний. Данные компании имеют значительную человекозависимость бизнес-процессов, большую неупорядоченность внутренней и внешней коммуникации, хуже систематизированы и документированы трудовые функции.

В крупных бюрократических компаниях, государственных учреждениях и иностранных бизнесах работники практически полностью ограждены от срочных звонков руководителей в отпуске. В таких структурах роль сотрудника многократно дублирована, а размер ущерба от отсутствия реакции в отпуске минимален в сравнении с размером работодателя.

Найти баланс сотруднику-отпускнику между желанием отдохнуть в тишине и сохранением лояльности работодателю, позволят следующее рекомендации:

1. Планировать отпуск в период низкого сезона в бизнесе;

2. Срочные задачи в проектах решать до отпуска за счёт дополнительного вечернего времени;

3. Выгрузить с личного компьютера потенциально необходимый коллегам контент в редактируемом виде в доступное облачное пространство, что позволит в срочной ситуации предоставить к нему доступ;

4. Завести второй телефонный номер для экстренных звонков, сообщив его лишь руководителям, от которых зависит карьера. Основной номер на период отпуска полностью отключить;

5. Сформировать письменный реестр незавершенных задач с контактной и сопроводительной информацией. Ознакомить с ним непосредственного руководителя и подменяющего коллегу;

6. Информировать вип-контрагентов о предстоящем отпуске, снабдив их каналом «для экстренной связи»;

7. Спровоцировать вопросы о срочных смежных задачах, выпавших из фокуса, заранее предупредив коллег, например, о предстоящем путешествии в формате «без связи в тундре и Арктике».

8. В период отпуска, если позволяет должность, не реагировать быстро на звонки и сообщения, перезванивая только через несколько часов. Иногда «супер-срочная» задача может сама успешно решиться без вас.

Работник, заинтересованный в карьерном и материальном росте, обязан реагировать на обращения начальства в отпуске, несмотря на формальное права это не делать.

#не отвечал на звонки в отпуске #звонок в отпуске с работы #начальник звонит в отпуске

Подготовлено для Маил.ru.Финансы

11
9 комментариев

Жизненный опыт меня убеждает в том, что чрезмерная активность в отпуске со стороны коллег говорит в первую очередь об отсутствии руководства и отлаженности бизнес-процессов. А попустительство усугубляет эту ситуацию и негативно влияет на саму компанию..

p.s.: отвечаю на звонки в отпуске (я свожу эти звонки к минимуму), и да, я лоялен и ко мне лояльны :)

2

В любом случае есть экстренные ситуации, но как мне кажется, чем чаще в своём отпуске их решать, тем больше их будет))

1

Даже по нашей небольшой фокус группе комментариев видно, что 3 крайности: не отвечать / отвечать / отвечать иногда отражают отношение к звонкам. Не реагировать - если нужна карьера и бонусы… не очень; а на экстренные вещи - тут 100% надо.

1

не нужно ни на что отвечать, отпуск есть отпуск, у меня есть телефон который я использую для работы и отдельный

1

А карьера после отпускного безмолвия в гору идет?