Хьюстон, у нас проблемы: почему проекты цифровизации проваливаются

Хьюстон, у нас проблемы: почему проекты цифровизации проваливаются

Всем привет! Вот уже месяц, как я пишу материалы на VC, а вы их даже читаете, что не перестает меня удивлять. Буквально вчера вечером я сел перебирать свою небольшую ленту и обнаружил забавный нюанс.

О чем идет речь? Все просто! Значит, сижу я такой красивый, в свободное от работы время рассказываю о технологиях, с которыми работаю, которые интересны. Да еще и рассказываю так, будто у них нет недостатков.

Пришло время, получается, пойти немного в другое русло и поговорить о том, какой неприятной иногда можем быть правда. В эфире рубрика «минусы будут». Поехали!

Защита цифрами

Когда сидел в интернете, я был озадачен, ведь наткнулся на почти что свежую аналитику Deloitte. Внутри их гуру-чижики посчитали, что 63% мировых компаний пользуются инструментами процессного анализа в той или иной форме, будь то картрирование, классический Process Mining или мультипроцессная аналитика. В отрыве от контекста эта цифирь не вызывает никакой реакции, кроме «круто, блин»! Реально – не погруженный читатель может думать, как потрясающе развивается рынок, как великолепно, что компаний-ретроградов не то что бы много, и как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. К слову, читатели-то будут отчасти правы – финансовые показатели постоянно растут, как и интерес к технологии, но есть нюанс.

Process Mining – важное звено цифровой трансформации, и вот здесь ситуация не самая приятная. 66% внедрений не приводят к ожидаемым результатам, а часть из них и вовсе проваливается. Важно: винить конкретно PM точно не нужно – с ним все вполне хорошо, пусть и не без шероховатостей. Проблема находится в плоскости клиента, и с этим нужно разобраться в деталях.

Выжившим пилотам полагается разбор полетов

У болезни под названием «неудача» в организме процессной аналитики есть ряд симптомов. Считайте, что сейчас мы почувствуем страдания мужчины с температурой 37.1 и погрузимся в сны при температуре 40.

  • Низкое качество данных

Компании используют огромное количество софта, с помощью которого сотни сотрудников оставляют тысячи цифровых следов, оформленных в миллионы строк данных. Такая конфигурация требует сложной и дорогостоящей предварительной обработки. Соответственно, бизнес не сможет просто взять и внедрить Process Mining.

  • Андестейтмент

Изменения не работают по щелчку пальцев. Часто звезды должны сойтись так, чтобы все стороны были одинаково заинтересованы в реализации проекта. Руководители должны понимать, принимать и транслировать конечную ценность, а сотрудники – не думать, что внедрение софта – первый шаг к их увольнению.

  • Гибель реализма

Вот есть в российском дискурсе гипер-фиксация на тезисе «догнать и перегнать». Часто бывает так, что сроки становятся важнее результата, ведь нужно быстрее, быстрее и еще раз быстрее. В случае с Process Mining порой приходится затерпеть, что отпугивает руководителей от принятия соответствующего решения.

  • Надо развивать

Представьте, компания круто протестировала гипотезу и жестко поверила, что этот успех может быть масштабирован вот вообще везде и прямо-таки сразу. Увы, в жизни все работает чуточку иначе, потому не стоит лезть сразу во все дыры, что называется. К сожалению, достигаторство диктует иные правила, заваливая перспективные инициативы на самых ранних стадиях.

  • Маленькие ручки слишком маленькие ручки

Да, мы ведем речь не о наборе простых действий, поэтому внедрение Process Mining требует определенного уровня владения специфическими навыками.

Итак, а делать что в итоге?

Ответ – заниматься спортом, слушаться маму и принимать лекарство своевременно, а не в тот момент, когда поздно, доктор, пить боржоми. Для начала стоит заняться дата-менеджментом, чтобы привести корпоративные данные в понятный, читаемый и божеский вид – никаких разрозненных строк, только четкая структура и логическая последовательность. Да, это больно и дорого, но жалеть ресурсы на такое – все равно, что носить тонкую футболку зимой, так как пуховик стоит 50к из сумки у папы.

Следующий шаг – эксплуатация жизненных установок кота Леопольда и парад с транспарантом «Давайте жить дружно». Важно поженить все стороны, принимающие участие во внедрении процессной аналитики, раскидать им конкретные и реалистичные задачи и убедить команду работать в одном направлении.

Ко всему прочему, немаловажный момент – построение понятной коммуникационной системы с вендором, который предоставляет программный продукт. Бизнес должен внимательно изучить условия, ценовую политику, предлагаемый функционал. Проведя первичный анализ этих факторов, стоит принять взвешенное решение и при необходимости кастомизировать продукт под собственные потребности. Также предпочтение стоит отдавать мультимодальному софту, ведь стек технологий позволит дать более широкий спектр возможностей и обеспечить полную прозрачность бизнеса. Из имеющегося на суверенной территории Российской Федерации выбрать можно. Главное – детально изучить опубликованные кейсы.

Спасибо, что дочитали. Пишите, задавайте вопросы и обязательно слушайтесь маму – она плохого не посоветует.

99
9 комментариев

Сталкивался с непониманием в коллективе, когда в компании внедряли PM. Какие шаги вы бы рекомендовали компаниям, чтобы обойти негатив при внедрении?

Ответить

Детально объяснять пользу

Ответить

Спасибо! Интересная статья

Ответить

Спасибо!
Приятно читать позитивный фидбек

Ответить
Комментарий удалён модератором

Вообще, главное — обосновать идею и приглашать специалистов. А потом масштабировать успешные практики

Ответить

А как доверять вендорам, которые не публикуют кейсы? Либо публикуют, но без конкретных компаний? Ладно 1-2 клиента NDA, но неужели могут быть абсолютно все клиенты NDA?

Ответить