Как один слайд может испортить всю презентацию?

И что нужно делать, чтобы выглядеть профессионально в глазах аудитории и не потерять клиентов.

Привет! Меня зовут Сергей Зиновьев, я делаю презентации для «зелёной» экосистемы. Ежедневно я работаю со слайдами и с людьми, которые их составляют. Практически каждый раз, когда я получаю исходник презентации, вижу один и тот же слайд, который может сильно испортить весь проект. В этой статье вы узнаете что это за слайд, почему его не стоит добавлять и на что можно заменить.

Что общего у каждой презентации?

Презентация всегда создаётся с конкретной целью. Одни ищут инвесторов для стартапа, другие — выступают на конференциях и строят личный бренд, третьи — делают отчёт для руководителя, чтобы получить повышение.

Если есть конкретная цель, то презентация — один из лучших инструментов её достижения. Чаще всего цели строятся вокруг денег (привлечь клиентов/инвесторов) или вокруг информации (отчёты или презентации для обучения). Но после презентации нередко бывает, что потока клиентов нет или аудитория информацию не поняла. Причин множество, но иногда дело буквально в одном единственном слайде.

Этот слайд может испортить всю презентацию

Что вы запомните, если вам покажут презентацию на любую тему? Скорее всего, это будут слайды с полезной для вас информацией или слайды в конце. Возможно, вообще ничего — такое тоже бывает. Суть в том, что в памяти мы обычно храним либо самые яркие моменты, либо самые свежие. С презентациями то же самое: мы запомним либо самые интересные слайды, которые сильно на нас повлияли, либо самые последние.

В презентации может не быть интересных слайдов, но заключительные точно есть. А что обычно бывает в конце презентации?

«Спасибо», «Спасибо за внимание», «С надеждой на дальнейшее сотрудничество» и т.д. — набор похожих корпоративных штампов, которые не несут в себе абсолютно никакой ценности, но почему-то именно они есть во многих презентациях.

Заключительный слайд одной презентации, Finopolis 2023
Заключительный слайд одной презентации, Finopolis 2023

К сожалению, такие слайды встречаются очень часто — зачем их вставлять, сказать сложно. Если хотите испортить впечатление, потерять потенциальных клиентов или выглядеть непрофессионально в глазах аудитории, это верный путь. Я всегда стараюсь мягко донести, что для любой презентации можно подобрать такие заключительные слайды, чтобы они помогали достичь вашей цели.
Но если «Спасибо за внимание» — моветон, то какие слайды нужны в конце презентации?

Как лучше всего закончить презентацию?

Есть несколько хороших вариантов — всё зависит от цели и ситуации.

1. Если хотим заработать: привлечь клиентов/покупателей/инвесторов/подписчиков. В конце презентации вставляем свои контакты — телефон, сайт, почта и т.д. Если прикрепляем QR-код, лучше сказать или сделать сноску о том, что вас будет ждать (тг-канал, видео, сайт и пр.). Если ведём на соцсети, можно объяснить какую пользу получит человек (желательно с примерами, иначе не всегда понятно зачем мне подписываться).

Это заключительный слайд презентации одной ИТ-компании. После рассказа о себе и продукте, компания оставляет QR-коды для дальнейших действий. Для каждого QR-кода есть подпись сверху, чтобы было понятно что произойдёт, если его отсканировать.

Заключительный слайд презентации ИТ-компании
Заключительный слайд презентации ИТ-компании

Такой способ завершения презентации — распространённая практика в некоторых сферах. Если вы его используете, продолжайте дальше.

2. Если доносим информацию: отчёты, лекции, презентации для обучения. Когда в презентации очень много слайдов, и все они важные, запомнить всё нереально. Самым оптимальным вариантов, на мой взгляд, будет добавить слайд с выводами или инфографику, где сжато будет самая главная и полезная информация.

Например, Яндекс регулярно публикует свои финансовые показатели — либо в формате презентации, либо страничкой на сайте. Но обычно основные показатели можно увидеть на одной картинке. Кроме этого, такие слайды широко тиражируются в СМИ и становятся виральными.

Финансовые результаты Яндекса за 2 квартал 2024 года
Финансовые результаты Яндекса за 2 квартал 2024 года

Ещё один пример: заключительный слайд одной большой презентации-стратегии для топ-менеджеров. Основные цели подсветили в конце выступления, чтобы ТОПы смогли принять решение по всем пунктам сразу после презентации. Когда в файле 70+ слайдов, такое решение сильно упрощает коммуникацию.

Слайд с целями в конце презентации
Слайд с целями в конце презентации

Это удачные примеры заключительных слайдов. В любой презентации можно подобрать подходящий слайд, чтобы зрители сразу считали информацию или оперативно принимали решения. Это показатель заботы и профессионализма.

3. Другие случаи. Есть ещё несколько способов интересно закончить презентацию.

Например, во время живого выступления вставить пустой слайд. Эту идею я подсмотрел у Максима Ильяхова («Пиши, сокращай»). Пустой слайд помогает полностью сконцентрировать внимание на вас, а вы можете пообщаться с аудиторией, ответить на вопросы и попрощаться.

Максим Ильяхов на лекции в Туле рассказывает про силу пустого слайда
Максим Ильяхов на лекции в Туле рассказывает про силу пустого слайда

Некоторые компании тоже любят заканчивать презентации пустыми слайдами и добавить свой логотип. Такие слайды можно использовать и во внутренних коммуникациях компании — решение смотрится лаконично и уместно. По моим наблюдениям, некоторые рекламные ролики заканчиваются схожим образом.

Заключительный слайд презентации Kaspersky
Заключительный слайд презентации Kaspersky

На моей практике были ситуации, когда презентацию могли закончить мемом. Это было внутреннее онлайн-мероприятие в одной компании, и коллеги оценили такой подход.

В любом случае, есть несколько способов закончить презентацию интересно, и корпоративные штампы точно не в топе оригинальных способов. Каждый случай и презентацию стоит разбирать отдельно — заключительный слайд должен соответствовать вашей теме и быть уместным.

Выводы

Если не хотите потерять клиентов и выглядеть профессионалом в глазах аудитории, пожалуйста, постарайтесь не использовать слайды в стиле «Спасибо за внимание». Ценности такие слайды не несут и смотрятся однообразно. Вы можете отлично разбираться в своей области, но слайды мы делаем для других людей, поэтому каждый слайд должен быть полезным. А выражать благодарность можно разными способами.

В любой презентации можно подобрать подходящий заключительный слайд. Например, слайд с контактами, если привлекаете деньги/покупателей. Слайд с краткой выжимкой основной информации поможет лучше усвоить материал, если это лекция или презентация для обучения.

Не стоит забывать, что заключительный слайд должен быть уместным и соответствовать ситуации.

11
6 комментариев

У меня однажды один слайд испортил дипломную работу - вступление 🥸

1
Ответить

Это одна из следующих тем для статьи)

Ответить

Я заметил, что при проведении научной конференции, нередко завершающим является шутка. Причем, чем выше статус докладчика, тем это чаще встречается.

1
Ответить

Шутки и мемы — проверенный способ расположить к себе аудиторию, особенно на таких формальных мероприятиях)

Ответить

нет ну на заключительном слайде оставить свои контакты это конечно база, но как без спасибо то ?Даже как то словами проговорить ,но на слайде не отобразить грубо

Ответить

Если выступаем на публике, то можно словами проговорить) Еще лучше, если есть возможность пообщаться с аудиторией: спросить про выступление, ответить на вопросы.

Когда почти в каждой презентации "Спасибо", это уже штамп — от них лучше избавляться.

Спасибо за мнение!

1
Ответить