5 примеров геймификации, которые можно внедрить в обучение сотрудников

В этой статье я собрал 5 кейсов, в которых геймификации стала эффективным инструментом корпоративного обучения персонала.

5 примеров геймификации, которые можно внедрить в обучение сотрудников

Привет всем, на связи Руслан Исай, основатель сервиса Raidboss и эксперт по геймификации. Обучение сотрудников и подготовка «молодых ножей» — обязательная часть работы компании. Конечно, можно дать новичку кипу бумаг для самостоятельного изучения. Захочет получить работу — выучит. И не забыть про строгий тон и суровый взгляд.

А можно перенести обучение в онлайн, создать базу знаний и дополнить увлекательными квизами. И тем самым ускорить онбординг, повысить вовлеченность и мотивацию кадров, и сэкономить время эйчаров на аттестацию.

5 примеров геймификации, которые можно внедрить в обучение сотрудников

Для статьи я подобрал несколько проектов организации обучения, где применяются различные игровые механики. Самое простое — разделить обучение на мини-уроки, дополнить картинками, загрузить в программу для проверки результатов и предложить пройти квиз. Первые два кейса как раз про это.

Terra Pro и база знаний с квизами

Terra Pro — популярная сеть магазинов мужской и женской одежды в Казахстане и Узбекистане. До внедрения геймификации обучением сотрудников занимались управляющие торговой точкой. Процесс мог занимать от 3 до 14 дней, из-за чего страдала работа магазина, показатели продаж ухудшались.

Решением проблемы стало обучение, организованное с помощью LMS (Learning Management System). Сделать его можно на сайте или в мобильном приложении. Компания собрала на ресурсе объемную базу знаний, необходимую для подготовки «новобранцев», дополнила все квизами с несколькими вариантами ответов на каждый вопрос.

Часть интерфейса базы знаний
Часть интерфейса базы знаний

Результаты:

  • Terra Pro удалось повысить скорость обучения в 2 раза. На подготовку новичков теперь уходит 3-7 дней. Чаще всего достаточно и трех;
  • администраторов также удалось разгрузить. Теперь, чтобы полностью контролировать обучение всех новичков, достаточно нескольких управляющих.

Мегахенд и платформа для обучения

Мегахенд — российская федеральная сеть европейской одежды и обуви формата секонд-хенд. Как и в кейсе Terra Pro, алгоритм обучения персонала компании оставлял желать лучшего. Корпоративный тренер передавал информацию администраторам торговых точек. Затем каждый управляющий уже обучал сотрудников своего филиала.

Проблема в том, что срабатывал человеческий фактор: часть знаний админы искажали, а часть и вовсе не передавали.

Подборка курсов от Мегахенда
Подборка курсов от Мегахенда

Мегахенд нашел решение в организации обучения на сторонней LMS-платформе. Главными задачами были:

  • Сокращение трат на командировки для тренера.
  • Разработка единого шаблона и стандарта обучения.
  • Сохранение информации в одном месте, без возможности утери.

Результаты:

  • за год продажи каждого сотрудника возросли с 28% до 43%;
  • компания больше не тратит средства на командировки для тренера;
  • курированием всех обучающихся удаленно занимаются всего 2 человека: корпоративный тренер (составляет обучающий материал) и менеджер (берет на себя рассылку и отчеты);
  • сотрудники обучаются по единому стандарту компании.

В следующем кейсе игровые механики схожи с Мегахенд и Terra Pro, но добавилось мобильное приложение, возможность сбора статистики, обратная связь от учеников, онлайн-аттестация и инструкторы, которые направляют стажера на рабочем месте.

GorDan: обучение через «огонь и мясо»

В Челябинске серьезные не только фрезеровщики, но и подход к корпоративному обучению. Тому пример следующий кейс.

В крупной сети местных шашлычных GorDan работают 140 сотрудников. До внедрения геймификации система обучения строилась так: к каждому новичку прикрепляли инструктора, соответствующей должности. Стажеры должны были вызубрить бумажные регламенты хранения, разморозки и приготовления продуктов. Аттестацию новобранцев проводили в устном и письменном виде.

На внедрение новой системы подготовки кадров, компанию сподвигли несколько факторов:

  • Нет обратной связи от обучающихся.
  • Нет возможности оценить эффективность онбординга и оцифровать активность сотрудника.
  • Длительность аттестации. Это отнимало 2-3 часа рабочего времени менеджера по обучению и нового сотрудника.
  • Неудобно работать по бумажным регламентам.

Решить все проблемы разом помогло внедрение системы управления обучением (уже знакомой нам LMS).

Что было сделано:

  • завели LMS;
  • поместили базу знаний в последовательное микрообучение. Сотрудники GorDan — в основном молодые люди, которые по своему обыкновению не расстаются с телефонами. Поэтому лучшим решением стала разработка мобильного приложения с базой знаний внутри. По желанию обучение можно было пройти и в веб-версии.
  • добавили сотрудников и познакомили с платформой. Теперь они могут самостоятельно изучать материал, разбитый на небольшие уроки. А на рабочем месте применять знания под руководством инструкторов.
  • настроили сбор статистики. Это облегчает анализ эффективности обучения. Позволяет понять, как оно влияет на качество сервиса, продажи. Обнаружить моменты, требующие доработки. Также статистика помогает делать учебные материалы актуальными и интересными для сотрудников.

Результаты:

  • Бумажные носители дополнены интерактивными уроками на платформе.
  • Все курсы и новости компании теперь находятся в одном месте. Пуш-уведомления приходят в личный кабинет.
  • Сотрудники проходят обучение самостоятельно, оставляют обратную связь в системе.
  • Время аттестации сократилось втрое. Три часа ранее против максимум одного часа сегодня.
  • Менеджеры видят вовлеченность, результаты и «затыки» сотрудников. Контролируют прогресс и корректируют программу.

Банки — это, конечно, самый высокий уровень: их проекты с геймификацией яркие, запоминаются, но затратные. В целом игровые механики схожи: формат микрообучения и квизы. Добавляется впечатляющий визуал, увлекательный сюжет и дополнительная мотивация за прохождение уроков в виде внутренней валюты и то, что на нее можно купить. В банках, как правило, большой штат сотрудников, а их доходы позволяют осуществить даже самые сложные и дорогие проекты. Далее разместил кейсы известных банков.

Банк Хоум Кредит и «Игра не престолов»

Банк Хоум Кредит запустил MMORPG-игру по мотивам «Игры престолов» и назвал ее «Game of Homes». Полюбившийся сюжет адаптировали под структуру и задачи компании, упаковав все в десктопную и мобильную версию.

Интерфейс игры
Интерфейс игры

По задумке, Королевство Банка Хоум Кредит делится на дома (в реале — дирекции). В каждом доме есть роды (они же филиалы), к которым привязаны игроки (они же сотрудники). Главные враги героев Зима и «Белые ходоки» за стеной. Подданные Королевства, должны сражаться с ними на арене (проходить блиц-опросы по учебным материалам). Провалил опрос? Добро пожаловать в ряды «одичалых».

За успешное прохождение квестов пользователи получают внутреннюю валюту (монеты, «драконье стекло»). Их можно потратить во внутрисистемном магазине на плюшки-артефакты. Периодически в Королевстве появляются призраки. Это потенциальные или неактивные клиенты банка. Задача пользователей привлечь их.

Результаты:

  • на 30% выше производительность сотрудников-игроков Game of Homes , чем у тех, кто в неё не играл;
  • 4,85/5 средняя оценка удовлетворенности игрой;
  • 23677 человек прошли через игру;
  • 91877 боёв проведено на арене;
  • 68% продавцов и 38% остальных сотрудников банка были вовлечены в Game of Homes.

Альфа-Банк и «Мир Малого Бизнеса»

Компания столкнулась с ухудшением показателей продаж и низкой мотивацией персонала в стремлении повысить квалификацию. Обе проблемы помогла решить успешно внедренная геймификация, а точнее многопользовательская онлайн-игра «Мир Малого Бизнеса».

Сотрудники Альфы, готовые прийти на помощь
Сотрудники Альфы, готовые прийти на помощь

Задача сотрудников-игроков поддерживать на высоком уровне 5 показателей:

  • Здоровье — интегральные продажи за месяц.
  • Защиту — обученность, благодаря изучению всех корпоративных курсов и тренингов.
  • Атаку — продажи ключевых продуктов за прошедшую неделю.
  • Энергию — запас пополняется ежедневно и расходуется на действия в игре.
  • Ману — комплаенс (соответствие активности правилам и нормам компании).

Боевая система игры, прокачка персонажа и показателей зависит от результатов проверки знаний. За успешное выполнение заданий игрок награждается внутренней валютой — дублонами, и перемещается в лидерборде.

Результаты:

  • как и в предыдущем кейсе, показатели прошедших через игру сотрудников, стали на 30% выше, чем у тех, кто в нее не играл;
  • на 37% выросла обученность работников;
  • около 1000 человек приняло участие в геймификации только за первый год. В последующие — более 3000. К слову, участие было необязательным.

Самый простой способ протестировать крутой инструмент и геймифицировать внутренние процессы бизнеса — подключить телеграм-бот Raidboss. Бесплатная регистрация по ссылке. А в сообществе Raidboss мы обмениваемся опытом, идеями или отвечаем на все вопросы.

Обучение персонала это далеко не единственная сфера применения геймификации. Больше об этом пишу в своем блоге.

Рекомендую пробежаться по этим статьям и обсудить темы в комментариях:

Ждем вас в Telegram-канале Raidboss — здесь мы на примерах рассказываем об игровых механиках.

44
8 комментариев

Время аттестации сократилось втрое. Три часа ранее против максимум одного часа сегодня.- что за аттестация такая всего за час)

1
Ответить

Да, автоматизация творит чудеса :)

Ответить

Альфа пошли самым интересным путем, сыграли на ностальгии по тем самым олдскульным игрухам. Прикольно

1
Ответить

"за год продажи каждого сотрудника возросли с 28% до 43%"

Это что за проценты такие? Типа, от плана продаж? Тогда это фиаско даже при наличии положительной динамики

Ответить

Добрый день! Это личные продажи сотрудников, согласно информации из кейса.

Ответить

Вообще абсолютно все приведённые метрики не являются метриками успеха. Вдвое быстрее подготовка? А что насчёт качества? В шашлычную на 140 сотрудников написали мобильное приложение с обучением? 🫣 теперь приходят пуши? Дичь конечно

Ответить

"В шашлычную на 140 сотрудников написали мобильное приложение с обучением?" - современные проблемы требуют современных решений 😉

А качество, как минимум, в том, что появилась унверсальная онлайн-база знаний с аналитикой, которая и дает скорость и системность.

Ответить