Офисная война: как разрешить конфликт с сотрудником

Что делать, если офис превратился в поле боя? Разбираемся, как урегулировать конфликт с подчиненным.

Офисная война: как разрешить конфликт с сотрудником

Привет! С вами Алла, журналистка сообщества предпринимателей club.org. В прошлом месяце я опубликовала статью об управлении конфликтами среди сотрудников. Сегодня же мы прицельно поговорим о конфликте руководителя и работника.

Босс VS сотрудник: в чем специфика конфликта

Конфликт между начальником и работником мало отличается от любого другого. В основе конфликта всегда лежит неудовлетворенность — одной или обеих сторон.

Но особенность такого противостояния в том, что отношения босса и сотрудника — иерархические. У начальства всегда больше инструментов влияния, чем у подчиненных. Однако многие споры можно решить быстро и мирно: при условии, что обе стороны заинтересованы в совместной работе.

Что толкает сотрудников на конфликт?

  • недовольство заработной платой;
  • плохие условия труда или ненормированный график;
  • переработки или, наоборот, простои;
  • несоответствие прав и обязанностей;
  • нехватка ресурсов, необходимых для работы;
  • неэтичное поведение начальства.

Руководитель может быть недоволен по следующим причинам:

  • недостаточная продуктивность сотрудника;
  • некачественное выполнение работы и/или игнорирование стандартов и техники безопасности;
  • негативное отношение работника к коллегам или к руководству.

Как предотвращать конфликты с сотрудниками?

Ссоры и склоки нельзя исключить полностью, однако риск возникновения конфликтов можно минимизировать. Способы предотвращения и разрешения конфликтов напрямую зависят от управленческого стиля руководителя.

В 2014 году консультант McKinsey & Company Фредерик Лалу разделил компании по цветам, согласно их управленческой модели. Так, красным цветом Лалу обозначил импульсивный и авторитарный менеджмент, а бирюзовым — менеджмент будущего: основанный на самоуправлении и взаимном доверии.

В «красных» компаниях сотрудники нуждаются в сильном и вознаграждающем руководстве, который удовлетворит их основные потребности. Тогда как для «бирюзовых» характерен больший уровень свободы — привычный менеджмент здесь не подойдет: решение принимает каждый и сам несет за него ответственность.

Если вы стремитесь к более демократичному стилю управлению, то вам нужно внедрить следующие практики в рабочие отношения:

1. Четко определить цели и задачи работы, обозначив совместные выгоды.

2. Утвердить объективную и прозрачную оценку качества работы каждого сотрудника.

3. Делегировать — распределить задачи и разделить сферы влияния сотрудников, чтобы каждый знал, за что он несет ответственность.

4. Не соперничать с подчиненными. Настоящий лидер остается на одном уровне со своей командой, а не возвышается над сотрудниками.

Помните, что основная ответственность за конфликты лежит на руководстве. Именно от вас зависит атмосфера в коллективе и то, как будет выстроена совместная работа

5. Критически относиться к своим действиям и просить честную обратную связь. Начальник не всегда прав. Если вы прислушиваетесь к жалобам и комментариям сотрудников, то многие проблемы можно решить в зачаточном состоянии — и неудовлетворенность не успеет перерасти в конфликт.

Отдельно стоит сказать о ситуации, когда в коллектив приходит новый руководитель — со своим подходом и стилем работы. Перемены нарушают привычный уклад жизни: не все сотрудники готовы быстро перестроиться. Важно подготовить команду к грядущим изменениям.

Один из способов — собрать фокус-группу из опытных работников, которым вы доверяете. Обсудите с ними будущие перемены, прислушайтесь к их мнениям.

Важно внедрять изменения постепенно — без резких движений: так команда проще адаптируется к новому начальнику и измененному режиму работы.

Как решать проблему?

Когда конфликтуют руководитель и сотрудник, то в решении спора необходим посредник. Им может стать как другой руководитель, так и HR-специалист.

Перед посредником стоит сложная задача — не искать виновника, а способствовать разрешению конфликта

Эти правила помогут выстроить эффективное и нетоксичное обсуждение:

1. Участники общаются на равных, без оглядки на должность.

2. Все высказывают откровенно и корректно.

3. Претензии к оппоненту аргументированы и подкреплены примерами.

4. Стороны конфликта не доказывают свою правоту, а предлагают выход из ситуации.

Не все конфликты можно решить мирно

Порой сотрудники демонстрируют недопустимое поведение, угрожая не только успеху компании, но и благополучию коллег или клиентов.

Согласно статье 192 ТК РФ, работодатель имеет право использовать дисциплинарное взыскание в отношении сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Например, за игнорирование требований законодательства, обязательств по трудовому договору или должностных инструкций.

Халатность способна привести к трагедии. Так, экипаж теплохода «Булгария» регулярно нарушал правила технической эксплуатации и закрывал глаза на серьезные повреждения (неработающий дизель-генератор и дыры в корпусе) — в результате судно затонуло и погибли 122 человека.

Иногда лучшее решение — это вовремя расстаться с сотрудником, чтобы избежать печальных последствий

У конфликтов есть свои плюсы

Порой успешное разрешение споров приводит к тому, что ситуация в компании меняется в лучшую сторону. Начальник не обращал внимание на неочевидные проблемы, но в ходе конфликта осознал серьезность происходящего и пошел навстречу подчиненным. Так спор был решен, а босс показал себя как справедливый руководитель, заботящийся о команде.

Еще больше о бизнесе в club.org. Club.org — это место силы предпринимателей и руководителей с практическим опытом. В клубе делятся инсайтами, помогают решать вопросы системно и эффективно, а также находят деловых партнеров.

12 октября в 12:00 в сообществе пройдет вебинар «8 граней личности — как мотивировать людей и управлять командой». Мастер-класс проведет предприниматель Костя Дубровин, автор блога «Вдумчиво о продажах». Зарегистрируйтесь бесплатно по ссылке.

Познакомиться поближе с основателем сообщества — Иваном Замятиным — можно в его личном блоге. А тем, кто хочет писать статьи, которые приносят результат, добро пожаловать в сообщество «Авторов с Уолл-Стрит»: здесь рассказывают о секретах попадания в топы.

Поделитесь, как вы регулируете конфликты с сотрудниками? Жду ваших историй в комментариях!

2424
1010
44
22
22
11
11
11
11
43 комментария

Это тема никогда не перестанет быть актуальной. Я бы даже сказала частая боль любого коллектива. Всегда будут недовольные ...

3
Ответить

Чаще всего у недовольства есть причина. Но, конечно, есть люди, которые готовы раздуть конфликт из любого пустяка.

2
Ответить

поэтому для многих дружный коллектив важный критерий при устройстве на работу

Ответить

Я не видел, чтобы конфликты приводили к позитиву))

3
Ответить

Да, к сожалению, люди стоят на своем до последнего. Рассматривают конфликт как противостояние, а не как возможность для роста.

1
Ответить

Смотри шире

Ответить

1. Разобраться как следует и наказать кого попало.
2. Уволить обоих чтобы другим неповадно было.
3. Отправить всех на удаленку.

Конечно, самый лучший способ - это знать ситуацию в коллективе, чтобы в случае конфликта сотрудников сразу оперативно принять решение и не допускать его эскалации

2
Ответить