По ту сторону hh или шоу "12 злобных соискателей"

Возвращаясь к старту этого небольшого блога и моим попыткам помочь соискателям понять, что же происходит за кулисами принятия решений работодателем, перейду к вечной и не менее животрепещущей теме — этап заочных отношений соискателя и эйчара в момент изучения резюме, зачастую наполненный немыми недоумениями:

  • «Почему у меня так мало просмотров?»;
  • «Почему у меня есть просмотры, но нет приглашений?»;
  • «Вы, такие-сякие эйчары, вообще отклики не смотрите, вы вообще работаете?!»;
  • и многие другие вопросы подобного характера, задаваемые молчаливому экрану компьютера.

Чтобы не оставлять возмущения без ответа, я попробую прокомментировать подобные ситуации со стороны эйчара, возможно попутно раскрывая парочку маленьких секретов коллег. Конечно, всё многообразие возможных обстоятельств и связанных с ними рекомендаций за одну статью охватить довольно сложно, все-таки не книгу пишем, но я остановлюсь на тех, которые чаще всего озвучиваю людям, приходящим за консультацией - статистика показывает, что они дают более быстрый и продуктивный эффект.

Но сначала парочка дисклемейров:

Во-первых, давайте договоримся, что оставим в сторонке опцию стучаться к HR или иным сотрудникам компаний и отправлять свое симпатично оформленное портфолио напрямую, пройдемся именно по классике взаимодействия на hh.

И во-вторых - я бесконечно уважаю всех моих коллег из мира HR, не стремлюсь набрасывать известно что на вентилятор, все мои формулировки про нас специально гиперболизированы для украшения примеров, которые я привожу)

Итак, давайте разбираться, почему ж эйчары такие бяки?

Вам, дорогие соискатели, будет проще понять требуемые корректировки резюме, исходя из убеждения, что все HR, включая меня, якобы крайне ленивы. А еще, например, что мы за 7-9 секунд просмотра резюме решаем, связываться с человеком или нет. И если где-то по описанному опыту требуется дозадавать ряд вопросов, чтобы понять подходимость на вакансию, а где-то сразу понятно, что смысл знакомиться точно есть, то конечно же мы предпочтем обойтись без вопросов, увы - это ж надо тратить время и в очередной раз выходить на контакт с пятидесятым человеком за день. Сквозь возгласы "ну вы вообще уже обнаглели!!!" продираемся к сути - какие же пункты стоит иметь в виду, отталкиваясь от такой призмы восприятия вашего безмолвного собеседника по ту сторону экрана?

1. Описание вашего опыта должно быть достаточно подробным для того, чтобы заранее ответить на возможные уточнения HR-специалиста.

Я говорю не о полотнище текста, в котором перечислен каждый файл, который вы создавали в рамках работы. Подробности должны раскрывать продуктовую экспертизу, навыки владения профильными инструментами, направления реализуемых проектов, нечто подобное.

Если в вакансии есть строгое требования взять человека, умеющего вести SMM именно в e-com направлении, вероятно я в первую очередь сосредоточусь на сужении воронки поиска. И да, это может не привести меня к успеху, но я буду стремиться максимизировать свой результат при минимизации затраченного времени.

И, возвращаясь в превью выше, моя ленивость вынудит меня в первую очередь написать людям, у которых я сходу вижу описание опыта работы с социальными сетями с брендами электронной коммерции. А уж потом я нехотя начну уточнять у остальных smm-щиков, с чем они работали, если это не считывается в тексте резюме.

1а. Небольшой подпункт про подробности. Важно понимать, что я могу искать резюме, опираясь не на название желаемой или прошлой позиции, а на специфические ключевые слова, которые мне важно увидеть в опыте. К примеру, если мне обязательно нужен специалист, умеющий крутить программатик-рекламу (простите, что про рекламу, мне так проще) конкретно в DV360, я скорее всего буду пытаться поймать именно этот "ключ" инструмента, предполагая, как по-разному могут "обзывать" свою должность эти ребята, делая поиск по названию резюме не настолько продуктивным. Именно поэтому внутри описания последнего опыта работы важно оставить как можно больше полезных "ключей", по которым коллеги смогут вас выцеплять.

2. Описание вашего опыта должно быть структурным.

Возвращаемся к тезису про "7-9 секунд" - глаз рекрутера должен зацепиться за понятный и удобочитаемый вид, внутри которого сразу обращают на себя внимание те самые "ключи". Учитываем визуальную опрятность - пункты описания обязанностей начинаются с новой строки, а не перечислены сплошным речетативом, отдельно через пропуск вынесен блок основных достижений, объем текста не запредельный. И цифры, цифры всегда останавливают взгляд, особенно внутри достижений – объем денег, количество подписчиков/клиентов, виральность проекта, что угодно. А если по названию места работы не сразу угадывается конкретная сфера деятельности компании и нету прикрепленного сайта для изучения, стоит первый абзац уделить для коротенького пояснения.

Ваша задача - не дать шансов ленивому мне увильнуть от контакта с вами, потому что якобы что-нибудь не до конца понятно по описанию опыта.

3. Пункт "Обо мне".

Я не буду писать банальное про коммуникабельность, ответственность и работоспособность - вроде бы уже тысяча советов по этим формулировкам раскидано по соцсетям различных экспертов. Но я хочу, чтобы вы посмотрели на этот блок через призму того, что это ваша возможность либо все-таки окончательно убедить рекрутера связаться с вами, если долистав до конца он еще не определился по каким-то причинам, либо решительно переломить его недоверие и сомнение из-за каких-либо пунктов.

Не считываются причины желания сменить сферу деятельности, есть сомнения по уровню каких-либо скиллов или способности адаптироваться к каким-либо требованиям, не до конца понятны любые другие нюансы - подумайте о возможных лазейках эйчара, пользуясь которыми он постарается избежать диалога, прокомментируйте их заранее и не оставьте другого выбора, кроме как воодушевленно связаться с вами. Иначе лень победит.

У меня есть реальный случай, когда в опыте человек был стоп-фактор, который я по идее не мог обойти, но его текст в этой части резюме заставил меня договориться со всеми ответственными людьми и затащить его в команду, несмотря ни на что.

Think about it, как говорил один временно популярный Слава. Но не перегибайте, конечно.

4. Раскрытие маленького секрета, который возможно и не секрет.

Как рекрутер, я могу на hh посмотреть ваш профиль внутри подборки и ваш отклик на вакансию, не заходя в само резюме. Мне доступна опция раскрыть подробное описание последнего опыта работы и увидеть список предыдущих компаний со сроками работы в них (но уже без детального текста), при этом для вас это не будет отмечено как просмотр. Именно благодаря этой функции некоторые отклики висят как непросмотренные и без какого-либо ответа.

И, опираясь на предыдущие наши пункты, раскрыв это описание последнего места я должен испытать непреодолимое желание зайти все-таки внутрь и прочитать все остальное. Поэтому, попробовав выполнить рекомендации выше, перечитайте получившийся текст с этой точки зрения.

5. Резюме на hh, к сожалению или к счастью, продолжает оставаться базовой гигиеной.

Да, есть соцсети, классные чаты и каналы в тг, нетворкинг и прочие гринтерны. Но первое, куда я полезу, получив вакансию в работу, в 90% случаев - все равно hh. И многие из моих коллег тоже давно уже не в восторге от него - ценообразование и регулярные интерфейсные обновления для оправдания такой стоимости не доставляют нам удовольствие. Но давайте признаемся, если я по стучусь к вам в мессенджере с кратким словесным описанием нашей позиции, вам же хочется зачастую прочитать более подробное описание вакансии на все том же hh (ну или оформленное как-либо еще). Так же и нам порой важно увидеть не "выполнял классические задачи контент-менеджера", а чуть побольше интересных слов.

Безусловно, на этих 5 пунктах не заканчиваются возможные хитрые нюансы понимания логики поведения представителей работодателя. Но я надеюсь, что корректировки, на которые вас возможно натолкнут даже эти пару блоков, уже позволят стать на шаг ближе к высокому уровню понимания друг друга с моими коллегами и снижению количества "злобных соискателей".

55
12 комментариев

У меня за "всю рабочую жизнь" к HR (собирательный образ) осталась только одна претензия:
- отсутствие ОБЕЩАННОЙ обратной связи.
Обещанной - это когда "Я вернусь с ОС до такого то времени".

Все остальные ответы типа "...если шеф заинтересуется - свяжусь!" - ок. Понятно.

Но... Не вижу смысла обещать "...вернусь", если это вежливое "... если шеф заинтересуется, то вернусь".

А так - да. Подбор - это каторга.
Время от времени приходится им заниматься. Больше трех дней не выдерживаю и сваливаю на команду )

P.S. Работали и с рекрутерами, но ни разу удачно не случалось.

1

Обратная связь, ее качество и сроки или вообще отсутствие таковой, пожалуй, самый частый и весомый камень, прилетающий в огород эйчаров. Это во многом справедливо, но опять же я с удовольствием в следующем тексте приоткрою дверь в наш мир и постараюсь прокомментировать возможные обстоятельства или банальную психологию - не чтобы защититься, конечно же нет, но чтобы добавить многим недоумевающим видение обратной стороны процесса)

1

Никогда не было ненавести к эйчарам. Такие же обычные люди, которые выполняют свою работу.

Но что меня, как копирайтера бесит — это то, что некоторые не возвращаются с обратной связью. Да, тут уже написали по поводу этого.

У меня была ситуация, когда сдал целое тестовое, на которое потратил больше 7 часов. Это в принципе ненормально для тестового, но я там полностью его проработал. Я бы даже сказал, что это было мое самое лучшее тестовое.

Что я получил в ответ: мне не написали даже пару слов по поводу работы. Все, что я получил — это ответ, что копирайтера уже нашли. Отлично, мои часы работы сгорели безвозвратно :)

И да, бывают эйчары, которые вообще не дают обратной связи. То есть уже на этапе общения они пропадают со связи и все. Это отдельный момент, зависит от человека. Но этим же можно навредить имиджу компании, куда созывался человек. Если это, вдруг, регулярно.

Мысли в статье хорошие, для себя новое я точно узнал, спасибо. Но, пожалуйста, делайте предложения и абзацы покороче. Очень трудно читается текст)

Спасибо за комментарий по поводу сложности текста - пока что никак не могу побороть свою любовь к витиеватым строениям предложений, но честно буду стараться) Видимо влияют филологические гены)

Показательно, что оба появившихся в первый же день комментария - про обратную связь. Думаю это предопределило тему следующего поста - как уже ответил выше, постараюсь и в этом вопросе помочь понять возможные скрытые обстоятельства "по ту сторону", при этом не оправдываясь)

За себя и свое агентство готов ответить, что настолько объемные тестовые задания мы стараемся не давать. А даже если вынуждены предлагать нечто подобное, делаем это на платной основе. И всегда стараемся найти время, чтобы хотя бы в двух словах объяснить, что именно в тестовом могло показаться нам недостаточным, если принимаем решение отказать на его основании.

1